После того как общественная организация «Евроскептики» перерегистрировалась как политическое объединение и ее список кандидатов в депутаты в Европарламент был зарегистрирован в Центризбиркоме, у многих невольно возник вопрос – зачем? И в чем логика такого шага? Ведь не кто иной, как они сомневались и продолжают сомневаться в целесообразности вступления Латвии в ЕС. И всячески агитировали против этого шага перед еврореферендумом. И если даже и проникнет в число девяти латвийских представителей хоть один евроскептик, то что он сможет сделать? Уж не добиться ли выхода Латвии из ЕС? Ответы на эти вопросы прозвучали на пресс-конференции, а озвучивали их сопредседатель ПО «Евроскептики» Нормунд Гростиньш и экс-депутат Верховного Совета Валдис Штейнс, ныне сопредседатель общественной организации «Движение за независимость».
Пробьются ли?
Шансы на попадание в ЕП их представителей антиеэсовцы считают весьма реальными – ведь еврооптимисты идут в ЕП врозь, по своим узкопартийным спискам. А их противники сплочены единой идеей. И их политорганизация отличается от любой другой тем, что открыта для всех и каждого – вне зависимости от партийной «окраски». Тем паче что латвийские законы не запрещают представителям одной партии не только поддерживать кандидатов в депутаты от других, но и даже самим быть ими выдвинутыми в кандидаты. И если уж при разнице финансирования 1:20 в пользу сторонников ЕС евроскептикам перед еврореферендумом удалось все же сагитировать чуть ли не 40% избирателей, то нынче на них работает сама ситуация – все больше жителей страны под воздействием роста цен начинает излечиваться от евроэйфории. А уж после 1 мая количество евроскептиков неизбежно вырастет.
За них лат и конституция ЕС
Власти специально замалчивали о неизбежном расставании с латом, зная, что такой шаг не вызовет энтузиазма у многих латвийцев, связывающих с наличием национальной валюты независимость своего государства. Также они стараются не акцентировать внимание народа на проекте конституции ЕС, по сути дела превращающей его в унитарно-федеральное государство наподобие СССР. Такое, где «старшие братья» в лице крупных стран-участников с несколькими десятками парламентариев будут в куда более привилегированном положении, чем малые государства, чье представительство в Брюсселе ограничится несколькими местами. А еще в проект конституции ЕС включены нормы, сильно затрудняющие процедуру выхода из него… Разъяснение таких вот перспектив не может не прибавить числа евроскептиков и им сочувствующих.
Что будут делать?
Раз уж евроскептиков против их воли все же «вступили» в ЕС вместе со страной, они не считают возможным для себя сидеть сложа руки. Они собираются использовать сложившуюся ситуацию. И если попадут в ЕП, то используют все шансы для выколачивания из ЕС более благоприятных для Латвии условий членства в этом альянсе. И это выглядит куда более логично, чем поведение еврооптимистов из правительства, по сути дела «сдавших» страну евроальянсу безо всяких для нее выгод. Например, в отличие от них даже не слишком мощно представленные Дания, Швеция, Испания, Португалия смогли благодаря наличию евроскептиков в ЕП добиться немалого для своих стран, умело продавливая свои национальные интересы. В ЕП наши евроскептики не будут одинокими – там хватает единомышленников из других стран, уже хлебнувших сполна евроблаг и имеющих опыт действий. Не раз они уже разоблачали неблаговидные махинации еврочиновников и срывали протаскивание непродуманных законопроектов.
Иные есть у нас пути…
Не сбрасывают со счетов евроскептики и возможность «развода» с ЕС. Или членства в нем «по-норвежски». Норвегия смогла добиться для себя таких поблажек, что лишь 20% законов ЕС считает для себя приемлемой. В остальном предпочитая жить своим умом. А если Латвия и выйдет из ЕС, никто не помешает ей иметь с Евросоюзом самые тесные экономические и политические связи. Например, через Европейскую ассоциацию свободной торговли. При том оставаясь в статусе неприсоединившейся страны, как это с огромной выгодой для себя делает Швейцария.