28 мая этого года состоялось последнее годовое собрание акционеров РАО «ЕЭС России». С 1 июля РАО «ЕЭС России» перестало существовать. Анатолий Чубайс, сделав свое дело, покинул «Раечку» и теперь будет «отсыпаться» (его выражения).
Реформирование электроэнергетики в России проходило по американскому сценарию. В 1978 году в США был принят акт «О политике регулирования в электроэнергетике», в котором предлагалось несколько моделей. Самые радикальные предполагали полное разделение сфер производства, передачи и сбыта электроэнергии с максимальным внедрением в эти сферы конкурентных отношений путем организации торговли электроэнергией по договорам и через оптовый рынок и предоставления потребителям права выбора своего поставщика, а также открытого доступа к передающим и распределительным сетям.
В России проведено организационно-правовое, экономическое и технико-технологическое реформирование электроэнергетики, нацеленное на выстраивание системы управления именно по этим американским образцам. Что же мы имеем в конечном счете после реформирования в «сухом остатке»?
В настоящее время в России субъекты рынка действуют раздельно (обособленно) на двух территориях: Европейская часть России и Урал плюс Сибирь. Были созданы новые технологическая и коммерческая структуры управления электроэнергетикой. Основой технологической структуры в новых условиях являются: Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС), Системный оператор (диспетчерское управление), 6 оптовых тепловых генерирующих компаний (ОГК), 14 территориальных тепловых генерирующих компаний (ТГК), гидравлическая генерирующая компания (ГидроОГК) и ряд независимых генерирующих компаний, Федеральная сетевая компания (ФСК), 11 межрегиональных сетевых компаний (МРСК), РАО «Энергетические системы Востока», ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», ремонтные и сервисные компании. Кроме того, выделились многие другие компании, занимающиеся различными видами деятельности, косвенно связанными с электроэнергетикой. Основой коммерческой структуры являются Совет и Коммерческий оператор оптового рынка, энергосбытовые компании, продающие электроэнергию конечным потребителям. Доля государства в капитале компаний составляет: Системный оператор, ФСК, атомные электростанции свыше 75 процентов; ГидроОГК и МРСК - свыше 50 процентов, все остальные компании - частные с преобладающим частным капиталом.
Дробление энергоснабжения в результате реформировании электроэнергетики привело к неконтролируемому количеству организаций в сфере электроснабжения, которые обросли управленческим аппаратом. Оценочно можно сказать, что количество управленческого аппарата возросло минимум вдвое. Каждая организация имеет своей единственной целью получение прибыли любыми средствами, а за электроснабжение никто не отвечает.
На базе ОАО «Тверьэнерго», например, организованы сетевые организации, сбытовые организации, отдельное диспетчерское управление, энергоремонтные организации по сетям, выделены электростанции. Появились также другие новые организации в сфере электроснабжения. ОАО «Тверьэнерго» перестало быть юридическим лицом и превратилось в филиал «МРСК Центра». В 2007 году часть важных функций оставшегося ОАО «Тверьэнерго» были переданы на аутсорсинг (финансы, связь, кадры, другие), что увеличило управленческие расходы и снизило эффективность управления. Так что, кроме брэнда, от «Тверьэнерго» ничего не осталось.
В Тверской области действуют в сфере электроснабжения порядка 70 сетевых организаций, 15 энергосбытовых организаций, а также другие фирмы, пытающиеся оказывать различные ненужные услуги в сфере электроснабжения, от которых потребителю невозможно отказаться при существующей системе управления электроэнергетикой.
С реформированием электроэнергетики возросли потери в электрических сетях от 30 до 50 процентов, что также приводит к увеличению тарифов.
Тарифы на электроэнергию устанавливаются на двух уровнях. На федеральном уровне (оптовый рынок электроэнергии) тарифы устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Кроме того, ФСТ устанавливает предельные тарифы для регионов. На 2008 год ФСТ определила для Тверской области средний минимальный и максимальный уровни тарифов: электроэнергия 171,54 - 180,49 копеек за киловатт-час; электроэнергия для населения 188,00 - 192,00; тепловая энергия 348,16 - 351,57 рубля за гигакалорию. В этих пределах с учетом затрат энергоснабжающих организаций на розничном рынке РЭК устанавливает тарифы по группам потребителей и по уровням напряжения. Тарифы на розничном рынке на 60 - 70 процентов зависят от пределов средних тарифов, установленных ФСТ.
Предельные уровни тарифов на электроэнергию, установленные ФСТ на 2005 год, были 123,2 - 131 копеек за киловатт-час. Рост федеральных тарифов в 2008 году к 2005 году 37,8 процента.
Правительство РФ одобрило повышение предельного уровня тарифов на услуги естественных монополий на последующие годы по предложенным Минэкономразвития параметрам. Средние тарифы на электроэнергию для всех потребителей вырастут в 2009 году на 26 процентов, в 2010-м - на 22, в 2011 году на 18 процентов. Средний регулируемый тариф на газ для всех потребителей вырастет в 2009 году на 20,3 процента, в 2010-м - на 28, в 2011 году на 40 процентов. Регулируемые тарифы для населения будут расти более высокими темпами: в 2008 - 2009 годах на 25 процентов, в 2010-м - на 30, в 2011 году на 40 процентов. К 2011 году цены на электроэнергию для потребителей, кроме населения, будут полностью свободными.
Еще более сложное положение с теплоснабжением. Офисы головных генерирующих компаний расположены за пределами области, их интересует электроэнергетика, выработка электроэнергии, а отпуск теплоэнергии потребителям
является только попутным бизнесом.
Уже сейчас теплоснабжение испытывает серьезные проблемы, а в будущем ситуация еще более обострится.
Финальный результат реформирования электроэнергетики - обособление из РАО «ЕЭС России» 23 энергокомпаний и прекращение функционирования РАО «ЕЭС России» в качестве юридического лица с 1 июля 2008 года. Доля торговли электроэнергией по свободным ценам в 2007 году составила 10 процентов, в 2008-м - 75 процентов, с января 2011 года вся электроэнергия будет продаваться по свободным ценам. Средние розничные цены на электроэнергию увеличились в 2007 году на 15,8 процента, что выше официального уровня инфляции почти на 4 процента, рост по сравнению с 2000 годом втрое.
Электропотребление в 2007 году по России составило 1003 миллиарда киловатт-часов, в 1990 году было 1072 миллиарда, достичь этого уровня предполагается в 2009 году.
Для обеспечения существующего темпа роста экономики необходимо обеспечить ввод энергетических мощностей 44,7 ГВт за 2008 - 2012 годы, или в среднем 8 ГВт в год. За десять последних лет введено 12,8 ГВт. Ввиду фактического отсутствия прироста энергетических мощностей с 1990 года и старения оборудования начиная с 2009 - 2010 годов следует ожидать начала кризисного положения с обеспечением электроэнергией. Как следствие этого дефицита и перехода на свободные цены ожидается неконтролируемый рост цен на электроэнергию, что отразится на общем экономическом развитии страны.
Некоторые ученые, специалисты и политики предрекают отрицательные последствия реформирования энергетики для экономики России, учитывая отечественные условия и имеющийся опыт таких преобразований в ряде стран мира.
В США эта модель реформирования электроэнергетики внедрялась более постепенно как по интенсивности, так и по объему преобразований. В процессе проведения реформ резерв мощности снизился с 35 процентов в 1985 году до 15 процентов в 2000 году. Сократились в пять раз инвестиции в сетевое строительство. Снизилась живучесть энергосистем. Особенно значительные отрицательные последствия возникли в самом крупном штате Америки - Калифорнии, который был пионером рыночных реформ в электроэнергетике США: дело дошло до систематических веерных отключений потребителей электроэнергии. В целом за период калифорнийского кризиса энергоснабжающие компании и потребители понесли убытки в размере около 80 миллиардов долларов. Для предотвращения кризиса в электроэнергетике правительство США приняло решение о прекращении на три года разделения вертикально-интегрированных электроэнергетических компаний. В мае 2002 года президент Джордж Буш представил общественности и конгрессу США план преодоления кризиса в электроэнергетике, в том числе за счет строительства новых электростанций, в основном угольных и атомных, с привлечением значительных средств из бюджета страны.
Подобные потрясения происходили в электроэнергетике и других стран, принявших модель реструктуризации, предложенную США. Прокатившиеся аварии в энергосистемах ряда стран Европы и Северной Америки в 2003 году заставили Евросоюз, США и ряд других стран изменить политику организации абсолютных рыночных отношений в электроэнергетике. Комиссия ЕС подготовила новую директиву в отношении мер по обеспечению надежности электроснабжения и инвестиций в инфраструктуру, ограничивающую постулаты свободного рынка в электроэнергетике.
Разделение АО-энерго на генерирующие, сетевые и сбытовые компании проведено лишь в некоторых странах - Великобритании, Швеции, Финляндии. В Германии, Франции, Японии действуют вертикально-интегрированные энергокомпании. Директива ЕС по энергетике, вступившая в силу в феврале 1997 года, требует обязательного ведения раздельного учета в генерации, передаче и сбыте, но не требует обязательной ликвидации вертикально-интегрированных компаний. После энергетических кризисов Аргентина, Бразилия, Чили снова ввели модель с государственным регулированием цен на электроэнергию.
Имея перед глазами неоднозначные результаты реформ в электроэнергетике, Франция, Греция и Ирландия не спешат реформировать свои электроэнергетические системы по американской модели. Пока не найдено решения по следующим ключевым проблемам: привлечение в электроэнергетику необходимых инвестиций и сбалансированное развитие объектов электроэнергетики (генерации и электрических сетей), надежности электроснабжения потребителей и снижения тарифов. А ведь главный козырь инициаторов реформ электроэнергетики в России - решение указанных проблем. Наши реформаторы ведут себя как тот католик, который захотел быть святее папы римского. Системная авария в Московской и смежных энергосистемах 25 мая 2005 году никого и ничему не научила.
Кроме общих проблем в странах, проводящих реформы в электроэнергетике, создание эффективного конкурентного рынка электроэнергии в России усугубляется также и специфическими факторами состояния и развития электроэнергетики.
Абсурдом представляется создание конкурентного рынка за пределами технологических границ производства, передачи и распределения электроэнергии. В электроэнергетике нет такого производственно-технологического процесса, в который логически непротиворечиво и экономически обоснованно удалось бы вписать принятую модель управления.
В рамках рыночных отношений в электроэнергетике должна находиться единая производственно-транспортная цепочка: «производство - передача - преобразование - распределение электроэнергии», включая органы технологического и административного управления данной структурой. И у этой производственной структуры должен быть только один собственник - государство, которое и должно нести ответственность за электроснабжение потребителей и развитие отрасли в интересах государства и населения.
Конкуренция возможна и должна быть организована внутри сервисных инфраструктурных видов деятельности, за пределами производственно-транспортной цепочки электроэнергетики: среди поставщиков топлива, оборудования, аппаратуры и материалов, проектных, строительно-монтажных и наладочных организаций, ремонтных предприятий, операторов связи и других.
Такой подход к электроэнергетике позволит организовать наиболее эффективное управление всем комплексом с позиций его глобальной оптимизации, целенаправленное управление инвестициями. Переход к конкурентному рынку не означает устранение государства от управления электроэнергетикой.
Страна еще не осознала весь масштаб проблемы реформирования электроэнергетики. По данным РАО, дефицит мощности к 2010 году может составить 23,8 тысячи мегаватт, на ликвидацию его потребуются инвестиции в размере около двух триллионов рублей.
Необходимо восстановление АО-энерго в виде интегрированных компаний, ответственных за надежность электроснабжения и теплоснабжения закрепленных за ними территорий. Большинство специалистов-энергетиков склоняются к этому варианту. Представляется, что основными мерами по преодолению и смягчению последствий реформы и приближающегося энергетического кризиса в России могли бы стать: изменение системы управления электроэнергетикой; строительство и реконструкция действующих генерирующих мощностей; строительство и реконструкция электрических сетей; развитие малой и нетрадиционной энергетики; энергосбережение, внедрение новых технологий.
В России отсутствует ясная и реальная политика в области энергосбережения, не создана система реальных механизмов поощрения энергосбережения превращения этого вида деятельности в реальный бизнес. Общеизвестно, что снижение потребления на 1 кВт электроэнергии за счет реализации проектов по энергосбережению в два-три раза дешевле увеличения генерации и передачи такой же мощности до потребителя. То есть Бизнес в области энергосбережения более привлекателен, чем при строительстве объектов генерации и сетей «большой» энергетики. При этом России не надо изобретать велосипед. Большинство методов и способов в развитых странах уже разработано и апробировано.
В настоящее время все зависит от политической воли руководства страны. Необходимо внести коррективы в реформу электроэнергетики и соответствующие изменения в ряд федеральных законов. Это придется делать все равно из-за надвигающегося энергетического кризиса. Важно не упустить время.