В магазинах, где продаются «чудо-вещички», обычно толпится много народа. Изучают, как расставить алмазные пирамидки и развесить музыку ветра, чтобы сразу и удача, и здоровье, и главное — денег побольше «привалило». Я и сама не без греха, скупаю индийских слонов, Хотэйев, а недавно приобрела специальные «денежные» монетки для кошелька. Только отчего-то богаче стать не удается. И мы все ломаем голову над решением острой проблемы. Вроде, дома все по фен-шую…
В Твери немного по-настоящему успешных людей. Но, пожалуй, самой обсуждаемой среди них персоной был и остается владелец сети магазинов «Тверской Купец» Чхатвал Харминдер Сингх. Его успехи не дают покоя ни СМИ, ни простым обывателям. Правда, репутация Харминдера настолько безупречна, что поводов для сплетен остается не так много. Разве что национальность. Но и на этом поприще менее удачливые «злопыхатели» отыгрываются вовсю. И их можно понять. Как так: приехал из другой страны и без связей, без начального родительского капитала добился таких высот. Это же ломает все представления о мире богатых людей, куда пускают лишь «своих». Это же заставляет осознавать, что виной собственной неустроенности являются вовсе не жизненные обстоятельства и то, что «кругом враги», а обычная лень. И как-то обидно становится за себя… Куда ведь проще покрыть неординарную личность кружевом изящных острот, полуулыбок и переглядов. Мы молчим, но мы-то все понимаем…
Хотя, если быть откровенными, мы ничего не понимаем совершенно! Ну как человеку из другой страны удалось достичь таких высот в условиях сумасшедшего русского менталитета? И еще набраться смелости сменить гражданство? Что же это за личность такая, этот заморский Харминдер?
— Как студенту медицинской академии пришла в голову мысль открыть магазин продуктов?
— Ни о каких продуктах речи тогда и не шло. Я приехал в Россию в 92-м году. Жил в общежитии. У меня была повышенная стипендия 180 рублей, да еще родители присылали каждый месяц 30 долларов. На это в принципе можно было жить. Все, во всяком случае, так и жили. Но мне в эти годы гиперинфляции стало не хватать. Вообще на Западе принято, что студент во время учебы обязательно работает. Где? Естественно, в Макдональдсе. Макдональдсов в Твери не было, и что мне оставалось? Искать другой выход. В начале спасало знание английского. Я ездил переводчиком гида с иностранными группами. Мотался в Торжок и обратно почти полгода. Затем наступило такое время, когда заниматься бизнесом стало модно. Все что-то покупали подешевле, а что то продавали подороже. Я не был исключением, возил товары из Москвы и Индии, отдавал в комиссионные магазины. Я тогда занимался одеждой, бижутерией. Привозил в «комиссионку», отдавал и ждал, когда продадут. Процент имел с продаж. Не нравилось мне это дело. А с продуктами было проще. Деньги давали сразу.
Вот так в 95-м я открыл свой первый склад в Больших Перемерках, а в 97-м на бульваре Цанова. А первый магазин «Тверской Купец» начал свою работу только в 2004 году, через девять лет.
— Хотели стать врачом, а стали владельцем сети магазинов. Не жалеете?
— Можете мне не верить, но я жалею. У меня жена врач, работает за гроши. А я периодически ей завидую. В Индии, откуда я родом, врач — самая престижная профессия. Перед врачом только бог. Там совсем другое отношение к представителям этого дела. Помню, я как-то приехал к родителям на каникулы, когда еще учился. У меня заболел живот, и я пошел к гастроэнтерологу. Разговорились, я сказал, что учусь в России на врача. Так он с меня не взял ни копейки. Потому что мы будущие коллеги. Вообще, в Индии к врачам очень уважительно относятся. В очередях пропускают, приглашают в гости, ценят и дорожат знакомством.
Но в России, к сожалению, иначе. Может, оно и к лучшему, что я не смог работать. Мне нужно было кормить семью. Я же мужчина. Женился на четвертом курсе. Тогда же купил квартиру, через год родился сын.
— На четвертом курсе уже квартира?!
— Накопил. А как иначе? Ведь мужчина, для того чтобы жениться, должен иметь дом, куда привести жену. Дом, в котором будут расти дети.
— Вы вполне не исключаете, что жизнь сделает очередной поворот, и вы станете работать по специальности?
— Уже вряд ли. Достигнув неплохих результатов, сложно сбрасывать все со счетов и начинать с нуля. Не буду лукавить, я дорожу тем, что сделано. В это дело я вложил много сил. И я продолжаю их туда вкладывать. Когда я заканчивал мед, была мысль уехать в Индию. Диплом получил в июне, а в августе «бабахнул» кризис. Мне говорили: продавай все и уезжай или останешься ни с чем. Останавливало только одно — сто человек в подчинении. Я ведь за каждого из них ответственность несу. Я не один, это наше общее дело. А сейчас в ООО «Ритм-2000» гораздо больше людей. И ответственности больше. А еще есть азарт — хочется быть лидером, компанией номер один. Это значит, будем продолжать…
— Долго адаптировались в другой стране?
— Для адаптации мне хватило 4 месяца в студенческой общаге. Там я знакомился со всеми русскими традициями в полном объеме. А потом снял квартиру, не выдержал такого накала. И начал впускать в себя «русский дух» постепенно.
— Удалось?
— Конечно. Иначе бы я здесь не жил или не чувствовал себя так комфортно. В чужой монастырь не лезут со своим уставом. У меня жена русская, а потому я со всеми традициями ознакомлен.
— Какая из них любимая?
— Очень люблю баню. В Индии этого нет. А еще первый раз алкоголь я попробовал только в России. До этого вообще не пил. И готов во всеуслышание заявить: никакое, даже самое лучшее, виски не сравнится с русской водкой.
— А к людям, к менталитету трудно было привыкать?
— Люди везде одни и те же. Вне зависимости от традиций и менталитета бывает только два типа людей: плохие и хорошие. Других нет. Хороших людей я ценю, плохих остерегаюсь.
— Почему вы решили заняться политикой?
— Я живу в Твери, пустил здесь корни. Мне небезразлична судьба этого города. Так же как и судьба моей страны. Я гражданин России, и если нужно будет, пойду за нее воевать. Политика для кого-то бизнес. Но у меня и так неплохо обстоят дела. Поэтому для меня политика — попытка изменить мир к лучшему. Может многое не нравится, критиковать легко. А ты попробуй сделать сам. Вот мне кажется, что я знаю, как можно сделать. Я не хочу революцию, я хочу эволюцию. В политике должен быть бескорыстный интерес, и он у меня есть. Для меня, например, очень важно победить именно в выборах, а не пройти по спискам. Хочется, чтобы люди доверяли. Ведь не имеет значение, где ты родился, важно, где пригодился. Мне Бог дал, может быть, даже больше, чем я стою. Надо делиться. Там наверху идет учет.
— Работаете вы много. А как отдыхаете? Есть хобби?
— Игра — крикет. Еще футбол могу посмотреть. А вообще отдыхать не умею. Всегда в голове мысли, всегда говорю о работе. Ведь какой бы ни был большой корабль, капитан все равно один. И я всегда за рулем. И в будни, и в выходные, и в праздники. Я сплю в сутки пять-шесть часов. И лишь один день в неделю забираю для себя. Воскресенье — отсыпной. Можно спать, можно просто валяться, но никаких дел и встреч. Если в этот день я куда-то иду, то энергии на последующую неделю уже не хватает.
— И как к такому графику относятся близкие люди?
— Они понимают. У каждого в жизни свой крест. Моя работа — это моя болезнь. На первый взгляд руководящая должность кажется весьма заманчивой. Но это пока неизвестны все проблемы. А ведь о многих проблемах даже рассказать нельзя. Мы всего хотим по щелчку, но так не бывает. Всегда нужно выбирать или-или. Работа занимает почти все мое время.
— Что за браслет у вас на руке? Необычный…
— Этот наручник. Браслет силы. Надевший этот наручник никогда не ударит и не обидит женщину или слабого человека. Ценность семьи Сингх.
— Что значит Сингх?
— В переводе «лев». Кстати, по знаку зодиака я тоже лев, а из русских классиков люблю Льва Толстого. Читал я у него не много, но мне он близок по духу и нравится не только как писатель, но и как личность.
— У вас есть любимая поговорка?
— Пока сам не умрешь, в рай не попадешь.
— Честно говоря, не совсем понятно, о чем это..
— В этой пословице нет ничего метафизического. Все просто. Пока сам не начнешь работать, ничего не произойдет и не получится. Нельзя подчиненному ничего приказать, пока сам не будешь знать, как это сделать. Ведь не скажешь же подчиненному: Умри-ка давай за меня, а я гляну, как там в раю. Для этого нужно самому умереть.
— А в удачу вы верите? Или для достижения цели она не нужна, всего можно добиться трудом?
— В Индии считается, что выше всего в жизни стоят родители. Потом учитель, и только потом Бог.
Без родителей не было бы тебя, они приводят тебе учителя. Учитель указывает тебе, кто Бог. Без него ты не узнал бы о нем. Поэтому удача в жизни напрямую зависит от благословления родителей. Это очень важно. Тогда тебе Бог даст, только нужно делиться. В индийской религии, так же как в христианстве, есть закон: 10% от того, что ты заработал, нужно отдать. И неважно кому. Важно только, чтобы это была бескорыстная помощь, а не бартер, по принципу «ты мне — я тебе». Это одно из правил успеха, да и по-человечески это верно.