Нынешней весной в «Комсомольской правде» вышел цикл статей Евгения Черных о мировом кризисе и об американском долларе. Автор утверждает, что «тайные символы на американском долларе нарисовал наш художник-мистик Николай Рерих». Значительное место во всех трех статьях уделено этой странной гипотезе.
Но сначала два слова о Николае Константиновиче Рерихе, 135 лет со дня рождения которого отмечается в нынешнем году. Сто десять лет назад в городе Бологом он встретился с будущей женой — Еленой Ивановной (в девичестве Шапошниковой). Эта замечательная супружеская чета действительно оставила заметный след в мировой культуре. Но вовсе не такой, какой Николаю Рериху приписывает Евгений Черных, не приводящий достоверных доказательств в пользу своей версии.
Более того, Е. Черных допустил ошибки в датах и трактовке событий. Например: «Мы уже писали про тайну однодолларовой купюры 1928 года, которую оформлял русский художник Николай Рерих по заданию будущего вице-президента США Уоллеса. (…) Слева на однодолларовой купюре Рерих поместил большую печать США».
Изменения в дизайне однодолларовой купюры, о которых упомянула «Комсомолка», произошли в 35-м году, а не в 28-м, как утверждает Евгений Черных. А в 1928 году Н.К. Рерих еще не вернулся из Центрально-Азиатской экспедиции, начавшейся в 1923 году. И не был знаком с Г. Уоллесом, который в то время был всего лишь редактором сельскохозяйственного журнала «Wallace-s Farmer».
Основное изменение на однодолларовой купюре 1935 года — появление изображения двух сторон государственной Большой печати США. Эта печать в ее нынешнем виде утверждена в 1782 году вскоре после основания Соединенных Штатов Америки (или Северо-Американских Соединенных Штатов, как писали в советской прессе вплоть до Второй мировой войны). На официальном сайте Министерства финансов США написано: «Око и пирамида, изображенные на обратной стороне однодолларовой купюры, взяты с Большой государственной печати Соединенных Штатов. Большая печать впервые была использована на обратной стороне однодолларовой банкноты Федеральной резервной системы в 1935» .
Я отправил запрос в Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг при Министерстве финансов США и 20 марта получил ответ: «Мы не смогли найти ничего в наших записях, подтверждающего, что Николай Рерих когда-либо работал у нас или выполнял для нас работу». Далее они сообщают: «В серии 1935 года дизайн обратной стороны для Серебряного сертификата был изменен, чтобы добавить Большую печать Соединенных Штатов. Дизайнером был Эдвард М. Уикс, супервизор Гравировального отдела бюро. Этот дизайн был также использован для обратной стороны банкнот Федеральной резервной системы».
В июле 1935 года президент США Ф. Рузвельт получил первый предварительный вариант новой купюры из Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг. Н.К. Рерих, который еще с апреля 1934 года находился в Маньчжурской экспедиции далеко от Америки, никак не мог бы сделать оформление этой долларовой купюры. К тому же в его письмах нет никаких упоминаний о дизайне долларовой банкноты.
Кто же на самом деле был инициатором нового дизайна однодолларовой банкноты? В документе Commemorating the Seal на сайте Госдепартамента написано: «Правительство США решило разместить Большую печать на долларовой купюре». В книге «Тайные символы долларовой купюры» Дэвида Овэсона уточняется: «В 1935 Франклин Д. Рузвельт распорядился сделать новый дизайн долларовой купюры. Он указал, чтобы этот новый дизайн был основан на символике Большой печати Америки.» В 1976 году Госдепартамент США выпустил книгу об истории Большой печати. Там опубликованы письма Г.А. Уоллеса, министра сельского хозяйства США в 30-х годах, написанные им в 1951 и 1955 годах. Генри Уоллес вспоминает, что идея использовать изображение Большой печати пришла к нему во время прочтения брошюры об истории создания Большой печати. С идеей добавить ее на монеты он обратился к Рузвельту, а президент, одобрив это предложение, настоял на использовании этой символики на однодолларовой купюре вместо монет. Соответствующее поручение было отправлено Рузвельтом в Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг.
Дальше Е. Черных пишет: «Самую главную тайну Рерих зашифровал в центре купюры. Поверху идет броская надпись: «Соединенные Штаты Америки». Чуть ниже благочестивая на первый взгляд фраза на латыни: In God We Trust («Мы верим в Бога»). В какого?». Надпись «Соединенные Штаты Америки» уже существовала в предыдущих дизайнах однодолларовой купюры. Фразы In God We Trust вообще не было в дизайне 1935 года. Впервые этот текст появился в 1957 году на Серебряном сертификате и в 1963 года на бумажных долларовых купюрах после утверждения Конгрессом этой фразы официальным девизом Соединенных Штатов в 1956 году. К тому же эта фраза не на латыни, а на английском языке.
Таким образом, со всей уверенностью можно сказать, что Н.К. Рерих не имеет никакого отношения к дизайну долларовой купюры, — напраслина в адрес художника ничем не обоснована.
А также по многочисленным и неопровержимым фактам и документам нам известно, кто был инициатором изменения банкноты — Г. Уоллес и Ф. Рузвельт — и кто был ее дизайнером — Эдвард М. Уикс.
Есть еще этическая сторона этого вопроса. В нескольких выпусках упорно проводилась линия — Рерих, доллар, экономический кризис. Кому потребовалось бросить тень на имя всемирно известного художника и гуманиста Н.К. Рериха? Всем известно отношение Николая Константиновича к деньгам как вынужденной необходимости современного мира, не более. «Вы правильно ужасаетесь тому, что «доллар — король». Даже не король, а свирепый тиран-поработитель», — пишет Рерих.
На мой взгляд, журналист, если пишет серьезную статью, должен опираться на четкие факты, а не на домыслы и ничем не подтвержденные слухи. Тем более когда речь идет о всемирно известном деятеле культуры. Не должен ли исследователь изучить все факты, первоисточники и тщательно все перепроверить, прежде чем написать что-то негативное? Ведь даже неумышленная ложь нанесет непоправимый вред, будучи растиражированной во множестве экземпляров.