На днях в Абакане был презентован новаторский проект правительства Хакасии, который предполагает создание на территории республики единой Абакано-Черногорской агломерации. На это в течение четырех лет из федерального и республиканского бюджетов, а также за счет средств частных инвесторов, будет потрачено более 64 миллиардов рублей.
О том, что такое Абакано-Черногорская агломерация, а также изменится ли цена квадратного метра жилья в Абакане и почему в Хакасии станет популярным учиться на инженера – в эксклюзивном интервью нашему журналисту рассказала министр экономики республиканского правительства Татьяна Краснова.
Желание будет,
нужна воля
– Татьяна Григорьевна, де-факто агломерация Абакан-Черногорск существует уже многие годы. В чем принципиальная новизна того проекта, который готовится реализовать правительство республики?
– Да, действительно, в регионе давно сложилось единое агломерационное пространство с двумя ядрами: Абакан и Черногорск. Но, как вы понимаете, все это существовало и развивалось стихийно, а стихийное развитие экономических и производственных связей недостаточно для устойчивого, успешного, динамичного развития. Для того, чтобы развитие было динамичным и сбалансированным, необходимо этими процессами управлять.
Каким образом? К примеру, у нас на территории Хакасии возникло, многие годы развивалось, и сейчас востребовано производство строительных материалов. Есть несколько предприятий, которые этим занимаются, и есть спрос, как со стороны промышленности на эти материалы, так и со стороны населения. Мы задались целью выяснить, каков этот спрос, каков дефицит стройматериалов, что ввозится из-за пределов республики. В итоге обнаружили почти по всем материалам большой дефицит. Получается так, что более активные регионы нам их поставляют, в то же время у нас есть платежеспособный спрос, а это в экономике самое главное. Раз есть платежеспособный спрос, можно обеспечить и предложение.
Мы стали изучать, почему не обеспечивается предложение. Выяснилось, что нет достаточных институциональных возможностей: недостаточно развита инфраструктура, не хватает инвестиций предпринимателям, чтобы реализовать большой проект. Вместе с тем, у бизнес-сообщества есть желание развивать проекты, но необходимо найти политическую волю и инструменты поддержки этого желания. Другими словами, при должной поддержке правительства Бизнес согласен развиваться внутри своего региона, а это важно не только для самого бизнес-сообщества, но и для правительства Хакасии, потому что развитие бизнеса – это дополнительные налоги, а это – развитие социальной сферы. Государство в данном случае не ищет деньги для бизнеса, оно способствует: к примеру, выступает гарантом при получении крупного банковского кредита.
Пятеро смелых
– Каковы основные направления в развитии агломерации?
– Мы выделили пять основных кластеров, или пять групп.
Во-первых, это строительно– индустриальный кластер. В нем наблюдается серьезная динамика, поскольку строительство идет очень активно. В этой связи есть несколько проектов по созданию предприятий стройиндустрии, которые будут поддерживаться правительством РХ.
Затем агропромышленный кластер, продукция которого будет нужна всегда. Здесь в республике тоже наблюдается очень большой спрос, не закрытый собственными производствами. По некоторым направлениям у нас собственным производством закрывается всего 20-30% процентов. В то же время все условия для развития есть: и климат, и трудовые ресурсы, и желание населения покупать недорогую, а главное, не вредную продукцию.
Далее машиностроительный кластер, предприятия которого вполне конкурентоспособны, однако, им требуется техническое переоснащение. Правительство готово поддержать эту отрасль.
Следующий кластер – это транспортно-логистический. Ни для кого не секрет, что Хакасия, с точки зрения транспортной логистики, привлекательна: – у нас развитая ж/д сеть, большое количество автодорог с твердым покрытием и аэропорт. Он, конечно, не в том состоянии, в котором хотелось бы, требует реконструкции и модернизации, но это решаемый вопрос. Сейчас идет проработка этого проекта.
И последний – это топливно-энергетический кластер, он тоже есть, он сложился, это СУЭК и другие топливно-энергетические предприятия.
Эти предприятия очень важны для экономики региона в целом, поскольку являются крупными налогоплательщиками. А связываются они в кластер для того, чтобы была определенная логика в развитии, управлении и поддержке. То есть, реализуя этот проект, правительство Хакасии пытается начать хотя бы косвенное управление производством. Не управляя им, мы не получим никакого развития. В этом агломерационно-кластерном подходе и есть новизна проекта. Причем, он интересен даже на уровне Российской Федерации, им заинтересовалось министерство регионального развития РФ.
– Откуда в Хакасии возьмется 64 с лишним миллиарда рублей на развитие проекта?
– 64 миллиарда – это совокупная стоимость всех проектов на первоначальном этапе. В том числе развитие аэропорта, железной дороги и так далее. Большая часть средств – средства частных инвесторов. То есть, нашлись частные компании, которые готовы вкладывать деньги. Часть средств из республиканского и федерального бюджетов. Мы очень надеемся на федеральное софинансирование этой программы.
Но деньги республиканского и федерального бюджета могут вкладываться только в развитие инфраструктуры, то есть в строительство подстанций, дорог, освещение. В настоящий момент уже несколько проектов начали реализовываться. В частности, в Черногорске идет строительство завода железобетонных изделий, спроектирован кирпичный завод и скоро тоже начнет строиться. В ближайшее время начнет реализовываться проект по аэропорту. Несколько агропромышленных предприятий, в том числе, проект "МаВРа" тоже на подходе. Я думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями создания и развития сразу нескольких предприятий.
Новое – хорошо
забытое старое
– Планируется ли строительство предприятий принципиально новых для Хакасии отраслей, каких пока нет в регионе?
– Пока мы опирались на то, что есть, на действующие предприятия, на действующий бизнес. Эксклюзивных производств много, и можно вести переговоры с инвесторами, создавать им условия, однако, наша задача на первом этапе поддержать республиканских предпринимателей, республиканское бизнес-сообщество. Те предприятия, которые у нас в Хакасии работают, они преодолели все риски, и пережили самые сложные времена, поэтому мы не стали искать эксклюзивные проекты и идти на риск. Это было бы можно делать, если бы были лишние средства.
Я еще раз обращаю внимание: мы намерены развивать тот бизнес, на продукцию которого есть платежеспособный спрос. Как уже было сказано, это стройиндустрия, агропромышленный сектор, топливно-энергетический и транспортно-логистический. Инновационный кластер мы пока создать не можем, потому что не будет спроса.
– Тем не менее, проект во многом новаторский. А насколько просчитаны риски? При вложенных 64 миллиардах сможет ли агломерация приносить больше?
– Этот проект состоит из множества отдельных проектов, и у каждого из них разные сроки реализации и отдачи. В целом я могу сказать, что этот проект имеет положительную рентабельность, если бы не имел, мы бы не стали затевать всю эту историю. Кроме того, у проекта большие социальные эффекты: создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения, за счет того, что рынок труда станет более сбалансированным.
– Кстати, о рынке труда. Если, скажем, в этом году начнется строительство завода, а инженеров в Хакасии нет, где взять кадры?
– Нельзя сказать, что в Хакасии нет кадров, и никто не учится на инженеров. У нас есть профессиональная сеть учебных заведений, которые готовят соответствующих специалистов, поэтому кадры есть. Есть ВУЗы, колледжи. Другое дело, что нет баланса: большинство идет учиться на юристов и экономистов, потому что не видит спроса на инженерные специальности. Наша задача в ближайшие годы этот баланс восстановить. А если учебные заведения почувствуют спрос и востребованность своих специалистов, они поддержат это направление.
Квартирный ответ
– Повлияет ли создание агломерации на рынок недвижимости в регионе?
– Несомненно. Дело в том, что в рамках проекта выделено несколько достаточно больших участков земли для комплексной застройки: в городе Абакане примерно на 20 тысяч человек, два участка в Черногорске, участок между Черногорском и Усть-Абаканом, в Алтайском районе, в Белом Яре. В рамках поручения президента РФ земельными участками будут наделяться многодетные семьи. Всего тех, кто имеет права получить землю в рамках проекта агломерации – 5550 семей. Сейчас проработан вопрос о выделении этих земель, и в настоящий момент уже подано 1366 заявлений на получение этих участков.
Поставлена задача, чтобы летом они эти участки уже получили, и мы постараемся ускорить процессы с оформлением и завершить их в обозримые сроки. Важный момент в том, это отмечал и президент РФ, и глава Хакасии, что семьи вольны с этим участком делать все, что захотят. Ряд семей будут строить дом и переедут из квартир в коттеджи, а часть людей будут участки перепродавать, об этом свидетельствуют опросы. И это тоже плюс, потому что произойдет оживление на рынке земли: кто-то купит землю, а многодетные семьи, получив деньги по рыночной цене, решат свои задачи.
– Существует мнение, что в городе Абакане жилье непомерно дорогое, в связи с тем, что попросту не хватает земли под строительство. Можно ли рассчитывать на то, что цены снизятся в результате реализации проекта агломерации?
– На самом деле, земельные участки здесь очень ограничены. Все, кто живет в Абакане, об этом знают. В связи с этим есть определенные сложности. Я считаю, что реализация агломерационного подхода может положительно повлиять на стоимость квадратного метра жилья в Абакане. В этом плане агломерации интересны еще и тем, что, если раньше человек не хотел, к примеру, селиться в Усть-Абаканском районе, а хотел обязательно жить в Абакане, то сейчас он по другому на этот вопрос посмотрит. Главное, чтобы проект, который существует, реализовался.