В предыдущей части отзыва обещал рассказать о поездке в славный город Олекминск. Маршрут Якутск-Олекминск-Якутск, протяженность 625 км в одну сторону. Состояние направления — чуть более 100 км асфальт, далее зимник по реке Лена и её берегам.
Поехал вообще-то к другу. Со мной были супруга и друзья в количестве 3-х человек, которые отправились к родителям. По плану выезд в пятницу, суббота — праздничные мероприятия, связанные со встречей, воскресенье — обратно. Дополнительно с собой взяты две 20-литровые канистры с бензином, поскольку 500 км зимника не имеют АЗС, запасной домкрат, ну и кое-какой шанцевый инструмент в виде лопаты, топора ну и чего-то ещё, уже и не помню.
Выезд состоялся часов в 8 утра 2 апреля. Температура окружающего воздуха примерно минус 22 градуса. Про асфальтовую часть пути рассказывать нечего — всё как обычно в порядке. Выезд на зимник с берега впечатлил. Опыта такой поездки не имел, поэтому движение по расчищенному от снега практически чистому льду реки вызывало волнение. Тахо вел себя прекрасно. На прямых разгонял до 100 км/ч, более не решался. На каком-то по счету надцатом повороте очередной раз подзанесло машину до легкого испуга. Режим трансмиссии был включен автоматически подключаемый полный. Включил принудительно 4 вд и машинка более в занос не шла, кроме того мне показалось, что стала проявлять себя система курсовой устойчивости видимо. При малейшей попытке занестись корме что-то заставляло её выравниваться и двигаться как «по рельсам».
Да, кстати, пригнав машину в Якутск, я изорвал в перегоне штатную резину Гудиер и поставил всесезонку Бриджестоун, последний вариант МЗ-03. Прелесть. Она, конечно, играла не последнюю роль в устойчивом движении авто.
Движение по реке впечатлило ещё и тем, что местами ветром снег сдуло полностью и угадать при многокилометровой ширине реки куда далее двигаться, чтобы не уйти от зимника, было сложно. Кроме того в одном месте 2-3 км дорога по реке была проложена по льду, который сел при падении уровня воды на грунт таким образом, что образовал будто бы ледовый вал, поверх которого была дорога. Ехал по нему осторожно, жутковато было.
Местами дорога проходила по берегам. Это были хорошо накатанные одноколейки. Местами дорога была совсем отвратительной, местами — как автострада. Последние километров 100 до Олекминска — самый тяжелый участок. Однако Тахо преодолел всё достойно, поддерживая для пассажиров должный уровень комфорта. Машина не была утеплена. Температура за бортом падала максимум до минус 26 градусов.
На подъезде к Олекминску дорогу перегородил маленький японческий грузовичок, у которого развалилась шаровая переднего левого колеса. Около часу проторчали в «пробке», но обкатав объезд разъехались. Стоя в пробке долил в бак одну канистру (20 л) бензина, датчик стремился к нулю. Но как выяснилось, доехал бы и на остатках. Бак перед выездом заправлял полный в последней АЗС перед полутысячным броском без заправок.
В пути находились 12 часов, пройдено 625 км, средняя скорость по пробегу — 52 км/ч.
Обратный выезд, как и планировали, состоялся 4 апреля. Заправились под горлышко и двинулись. И вот на этом самом тяжелом 100 км от Олекминска участке было-таки приключение. Дорога идет по льду вдоль берега с уклоном в сторону реки. Ледяная хорошо накатанная одноколейная бобслейная трасса. Есть накатанные «карманы» для разъезда машин. На открытом, хорошо просматриваемом участке замечаю несколько груженых Камазов, идущих с интервалом в метров 200. Пристраиваюсь в один такой карман. Пропускаю один Камаз, второй, третий и вроде бы надо пропустить последний. Но нет же, скока можна ждать. Думаю проскочу на встречу сколько успею, а там найду площадку уступить дорогу — надоело стоять. И спешка-таки сказалась.
Площадки не нашел и начал потихоньку съезжать с дороги, уступая путь по старому занесенному снегом следу. Сначала в скрытую снегом трещину провалилось переднее колесо. При попытке двинуться назад в трещину со скрежетом соскользнуло и заднее. Сидим на брюхе. Вышел из машины, обходя машину, её провалившуюся часть, провалился сам в трещину по пояс. Супруга открыв пассажирскую дверь и ступив на снег провалилась ещё глубже. Кое-как выскреблись. Камаз, которому мы уступали дорогу, проехал. Догнал нас УАЗ Санитарка, доверху набитый коробками и людьми. Завели буксир, купленный мною и рассчитанный на 5 тонн, согласно надписи. Он лопнул сразу при первых же поползновениях несчастной таблетки. Завели буксир Уаза. Но слаб Уаз, слаб и весу не хватило и сил выдернуть Тахо из «пропасти». И отпустил я его с миром, поблагодарив за помощь.
В то время, как я имел дело с УАЗом, другие члены экипажа Тахо — мой друг и его две дамы — искали под сугробами снега камни, таскали их к трещине и кидали в неё с целью таким образом устроить основание для подъема машины домкратом. Но камни летели в звенящую пустоту, не оставляя надежды на такое решение проблемы. Ожидание. Тишина. Ситуацию меняет ещё один подошедший груженый щебнем КАМАЗ. Завели его буксирный стальной трос.
Естественно вывернув руль Тахо в сторону «суши», сигналю камазисту трогать. Тахо как пушинка вылетел из трещины. Поблагодарив спасителя за освобождение из ледового плена, осмотрел машину. От удара в нижнюю часть бампера его порвало, но незначительно. Осмотр, насколько он был возможен, нижней части показал, что никаких повреждений не получено — защита картера и коробки сделало своё дело.
Всё происходящее заняло 20 минут. Жаль, что никто не вспомнил о фото и видео.
При дальнейшем движении датчик давления показал, что в переднем правом колесе начинает падать давление. Подкачивал. Всё равно потихоньку травит. Более пристальный осмотр показал, что при падении в трещину диск получил боковой удар, который пришелся между диском и баллоном. Лед, попавший туда, видимо и стал причиной того, что баллон спускал. Выковыривал лед насколько было возможно. Потом поставил машину колесом к солнцу, которое уже пригревало, и устроились на обед. Видимо лед и снег растаяли — так как проблема ушла.
И последнее. Через некоторое время появился шум. Просто надо было затянуть гайки колеса, получившего при падении удар. Я это уже проходил, но почему-то сразу не сделал, и они стали раскручиваться.
Дорога назад заняла 11 часов. Средняя скорость по пробегу — 57 км/ч.
Подводя итог. Пробег 1250 км. Средний расход топлива по компу 15, 8 литра на сотку. Впечатления неизгладимые. Тахо — самолет, крепость для пассажиров. Я его обожаю. Расходы по поездке составили 6т. р. бензин и столько же ремонт бампера.
В апреле 11 года планируем повторить вояж в Олекминск, а в июне съездить в Хабаровск и Приморье.