В последнее время некоторые тверские СМИ высказались (кто с одобрением, кто с осуждением) по поводу формирования в нашей области так называемой общественной палаты. На эти высказывания не стоило бы реагировать, если бы в них не упоминалось некое «гражданское общество». Но оно упоминается, и есть смысл данный вопрос чуть-чуть обсудить.
Как и большинство политологических терминов, термин «гражданское общество» не имеет однозначного толкования. Тем не менее очевидно, что в подавляющем большинстве случаев под этим самым «обществом» подразумевается нечто, в достаточно высокой степени независимое от властей. Из этого и будем исходить в дальнейших рассуждениях.
Из кого или чего состоит гражданское общество? Чаще всего составляющими данного общества называют разного рода общественные организации. На мой взгляд, так делать нельзя. Любое общество состоит из людей, а значит, «гражданское общество» состоит из таких людей, которые, во-первых, занимаются общественной деятельностью в интересах не только своих семей, друзей и сослуживцев, а во-вторых, занимаются такой деятельностью не под управлением властей (хоть прямым управлением, хоть косвенным). Другое дело, что эффективность общественной работы обычно возрастает, когда общественники объединяются в организации. Но далеко не всегда организации, в которых присутствуют «люди гражданского общества», могут считаться элементами сего общества.
Не является указанным элементом и формируемая тверская палата. Две трети ее состава фактически назначаются областными властями, с оставшейся третью тоже не все ладно (с точки зрения независимости от властей). Нет сомнений в том, что большинство господ «палатников» - люди вполне управляемые и палата в целом окажется на очень коротком поводке у тверских власть имущих. И в этом плане палата никакого отношения к гражданскому обществу не имеет. В то же время есть все основания полагать, что в составе палаты окажется несколько «людей гражданского общества» и эти люди смогут использовать открывшиеся перед ними возможности на пользу не только самим себе.
Разумеется, особо одобрять создание палаты не стоит. Но стоит ли его осуждать? Давайте разберемся.
Как уже отмечалось, от некоторых членов палаты вполне можно ожидать полезной деятельности. При этом трудно представить, что функционирование палаты потребует серьезных финансовых вливаний. В любом случае они будут много-много меньше тех, которые идут на содержание весьма расплодившегося и не шибко эффективного тверского чиновничества. И в этом отношении наличие палаты следует считать вполне допустимым.
Но может, от палаты какой-либо вред будет? Вряд ли. Прямого вреда не будет точно. Трудно даже представить, откуда ему взяться. Но возможно, вред будет опосредованный, так как палата, имитируя элемент гражданского общества, мешает настоящие элементы создавать?
Да ничему она не мешает. Было бы у нас в достатке настоящих общественников, настоящие элементы давно уж были бы созданы. Но таких общественников маловато, и они в основном люди «непробивные» по части разных там палат. На виду обычно общественники липовые, жаждущие властных полномочий, почестей и прочих благ. Такие вот господа пять лет назад уже создали областную общественную палату, но с приходом нового губернатора потеряли поддержку властей, перессорились, и их палата приказала долго жить. И на мой взгляд, именно «палата номер один» была имитацией. Вроде бы действительно общественностью создавалась и общественность представляла. На деле же…
А вот нынешняя «палата номер два» ничего не имитирует и даже не маскирует. Формируется властью и станет определенным украшением властной вертикали, так же как стала палата общероссийская. Всем это ясно и понятно. Понятно и то, что вреда от палаты не будет, польза будет мизерная, много денег из карманов налогоплательщиков она не заберет. Так что пусть живет и процветает. На нашем общественно-политическом безрыбье и она сгодится.