Вот, скажем, есть в нашей республике Ширинский сельсовет, в администрации которого, по идее, должны трудиться особо радеющие за права каждого члена общества люди. Но, судя по резолюции районного суда, провозглашенной на минувшей неделе, с реализацией такого благостного посыла здесь есть проблемы. Суть дела в следующем. В середине февраля к чиновникам обратился за помощью некий пожилой человек. Участник Великой Отечественной, инвалид первой группы не требовал дать ему немедленно квартиру. Он просто подал заявление о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Здесь маленький юридический нюанс. По законодательству, нуждающимися признаются в том числе следующие граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами его семьи; не являющиеся собственниками или членами его семьи и обеспеченные общей площадью на одного менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилья требованиям.
Престарелого участника войны в сельсовете ждало горькое разочарование. Чиновники отказались ставить его на учет, мол, занимаемая старичком общая площадь жилья значительно превышает 36 квадратов на двух здесь проживающих. То есть отказ мотивирован учетной нормой жилья, а возможность постановки на учет по иным основаниям (например, тем, что данный немолодой человек не является собственником жилья) даже не рассматривалась.
В общем, о проблеме ширинского участника войны узнала заместитель губернатора Хакасии Ирина Смолина. Ирина Геннадьевна попросила районную прокуратуру провести проверку законности отказа старику. Надзорный орган такую работу провел. Результатом изучения обстоятельств дела стало прокурорское представление об устранении нарушений законодательства главе Ширинского сельсовета. Вместе с тем в районный суд было направлено исковое заявление в защиту нарушенных прав участника Великой Отечественной войны. Накануне праздника Победы, в четверг, 5 мая, Ширинской районный суд принял решение: заявление прокурора о постановке пожилого товарища на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий удовлетворить. Срок исполнения вердикта – незамедлительно по вступлению решения в законную силу. Теперь бы выигравшей стороне еще дождаться, когда его очередь на жилье придет...
Второе печальное "квартирное" дело завершилось делами уголовными. Это уже случай из абаканских реалий. В министерство труда и социального развития РХ пришел юрист Сергей Б. На основании доверенности, выданной от имени вдовы ветерана войны, он получил в министерстве гарантийное письмо о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. С этой важной бумагой на руках Сергей заключил договор купли-продажи квартиры на сумму 820 тыс. рублей. Юрист предоставил копию договора в хакасский минтруд, который перечислил такие длинные рубли на счет продавца. Сделку зарегистрировали в установленном законом порядке. Но получила ли свои квадраты ветеранская вдова? Нет. Ей теперь вообще никакое жилье на Земле без надобности.
Городская прокуратура изучило это дело, и выяснилось, что данный случай из разряда повествований о "мертвых душах". Дело в том, что пожилая женщина скончалась еще за месяц до даты, проставленной в доверенности юристу. Естественно, надзорники обратились в суд о признании сделки купли-продажи жилого помещения недействительной, в городскую милицию были направлены материалы прокурорской проверки. Короче, у Сергея Б. теперь большие проблемы. Следственное управление при абаканском УВД возбудило в отношении юриста сразу два уголовных дела по статье 159 УК "Мошенничество" и статье 327 "Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов".