О необходимости ее ратификации говорили много. Тем не менее пришли к выводу, что делать это пока слишком рано.
О необходимости ее ратификации говорили много. Тем не менее пришли к выводу, что делать это пока слишком рано. Вначале нужно ликвидировать «последствия оккупации, колонизации и русификации». Обвинения в том, что Латвия – единственная из вновь вступивших в ЕС стран не ратифицировала Конвенцию, выглядят весьма бледно, потому что наша страна, дескать, из всех государств больше всего потерпела от 50 лет «оккупации»!
Так высказался о предложении депутатов Сейма от фракции ЗаПЧЕЛ о ратификации Всеобщей конвенции по защите прав национальных меньшинств, принятой Советом Европы 10 ноября 1994 года, депутат от ТБ/ДННЛ Петерис Табунс. И не в 1994-м, а в 2004-м, на шестой день пребывания Латвии в ЕС. По его мнению, 40% населения Латвии никакие не нацменьшинства, а наследие этой самой «оккупации». И –
о ужас! – податели законопроекта даже не скрывают, что ратификация этой самой Конвенции приведет к праву на использование языков нацменьшинств в общении с администрацией, в особенности в местах их компактного проживания:
– Это же еще одна русификация! Разве мы забыли времена начала возрождения независимости, когда закрашивали русские названия на табличках? Ратификация Конвенции приведет к их возвращению!
Выступление Якова Плинера (ЗаПЧЕЛ), напомнившего о том, что только что с песнями, плясками и слезами радости на глазах большинство депутатов торжественно отметило вступление в ЕС, тем самым признав приверженность его принципам, и негоже тут же от них так грубо отказываться, не произвело впечатления…
Неизвестно, что больше испугало правящее большинство и «конструктивную оппозицию» – перспектива появления табличек на ненавистной им кириллице или напоминание о том, что та же Конвенция подтверждает право нацменьшинств на получение образования на родных языках за государственный счет. Но 59 депутатов проголосовали против ратификации евродокумента, тем самым на деле подтвердив свою «проевропейскость». А депутаты от «партии священников» ханжески воздержались. В поддержку требований евроструктур о скорейшей ратификации Конвенции высказались лишь 20 депутатов от ЗаПЧЕЛ, ПНС и СПЛ.