Наиболее кардинальные изменения в системе вооружения пехоты намечены в американской программе GEN II (комплексная экипировка «солдата XXI-го века»). Программа рассчитана до 1999 г. и потому предполагает использование уже имеющихся технологий в комплексе элементов:
- портативный тактический компьютер:
- встроенные в шлем цифровая камера и дисплей с разрешением 1280х1024;
- радиостанция для связи в звене отделениевзвод с режимом цифровой передачи и засекречиванием;
- индивидуальная система опознавания «свойчужой»;
- система поддержания микроклимата амуниции;
- индикатор радиоактивности и комплексная защита от ОМП;
- интегрированная бронезащита от пуль стрелкового оружия и легких осколков;
- новый универсальный комплекс индивидуального оружия;
- легкий носимый аккумулятор для пигания указанных систем.
Интерес к GEN II, особенно в «оружейной» части, проявили и другие страны НАТО - Великобритания, Канада, Франция, сформулировавшие схожую собственную программу «Пзнэл III» СС1.
Индивидуальное оружие OICW
В рамках GEN II и упомянутого плана JSSAP выработаны требования к комплексу индивидуального оружия, получившему обозначение OICW (Objective Individual Combat Weapon). Всего же в JSSAP по новой программе вошли три основные системы: индивидуальное OICW, личное «оружие самообороны» OPDW и коллективное оружие (обслуживаемое расчётом) поддержки OCSW с несколькими установками. Они составили семейство OFV (Objective Family of Weapon) и должны, по мнению авторов программы, заменить в ближайшее десятилетие семь существующих образцов: пистолет М9, винтовку М16А2, подствольный гранатомет М203, автоматический гранатомет Mkl9, ручной пулемёт М240, единый пулемёт М60, крупнокалиберный пулемёт М2НВ с их модификациями.
Основные моменты программ OICW соответствуют стремлению превратить каждого пехотинца в самостоятельную боевую единицу и в то же время сделать подразделение единым боевым организмом.
Предполагается, что оружие пехотинца (если он не снайпер и не номер расчета тяжелого вооружения) будет применяться, главным образом, в ближнем бою на дальностях до 500 м, на резкопересеченной местности, в лесах, населенных пунктах. При этом требуется обеспечить возможность эффективно поражать открытые точечные цели, цели за укрытиями, групповые цели. Поскольку получить такой результат одним боеприпасом невозможно, авторы программы OICW решили сделать оружие «двухкалиберным» Сама идея не так уж нова - сочетание «пулевого» и «осколочного» боеприпасов в одном оружии разрабатывалось еще в 60-е годы в рамках программы SPIW. В охотничьем оружие сочетание нарезного и гладкого стволов или даже «тройники» давно стало нормой.
На рубеже 80-х и 90-х годов, видимо, пришло время вернуться к идее «двух калибров» в военном оружии, на основе новых технологий, в виде объединения малокалиберной штурмовой винтовки и самозарядного или автоматического «гранатомета».
Для поражения точечных открытых целей должен служить патрон с «кинетическим» поражающим элементом, схожий по размерам и не уступающий по баллистике патрону 5,56х45 НАТО. Вероятность поражения точечной цели ~не ниже 0,5 на дальности 500 м. Патрон 5,56х45 брался за основу на время начальной проработки комплекса OICW.
После рассмотрения вариантов 25- и 30-мм осколочных выстрелов американские специалисты сочли «предпочтительным калибр 20 мм». От осколков 20-мм выстрела требуется способность пробивать защиту, эквивалентную композитному шлему, используемого армией США с 1991 г. Возможно, осколки будут иметь стреловидную форму с небольшим оперением. На первый взгляд, эффективность 20-мм осколочного «снаряда» должна быть небольшой, однако ее можно существенно повысить, оптимизируя время подрыва и конфигурацию поля разлета осколков. Для поражения компактной групповой цели или цели за горизонтальным укрытием оптимальной считается высота воздушного разрыва 5 метров над целью, для поражения цели за вертикальным укрытием разрыв прямо за краем укрытия, внутри помещения - разрыв с замедлением после пробития оконного стекла или тонкой перегородки, для поражения легкобронированных машин - разрыв на поверхности брони. То есть необходимы определение дальности до цели, правильная оценка местности и времени подрыва боевой части. Поэтому главную «изюминку» осколочного выстрела составил программируемый взрыватель двойного действия - ударного или дистанционного. Он был разработан для 30-мм варианта и сохранен в 20-мм. По данным от лазерного дальномера, миниатюрных датчиков внешних условий, а также портативного компьютера стрелка баллистический вычислитель будет выдавать данные для взрывателя. Ввод данных в «память» взрывателя предполагается производить с помощью индукционной катушки на дульной части ствола - подобное решение уже было опробовано на зенитных орудиях. При достаточной степени надёжности такая схема должна обеспечить «гранатомету» вероятность поражения до 0,9 на дальности 500 ми до 0,5 на 1000 м.
Заметим, что возможность создания гранатомета, допускающего эффективный огонь с рук и с прикладкой, уже продемонстрирована российским конструктором А. Ф. Барышевым в опытном З0-мм автоматическом ручном гранатомете АРГБ.
«Прицельная система» OICW должна обеспечить решение следующих задач: возможно более точное определение дальности, вычисление оптимальной траектории и времени полета снаряда, прицеливание в условиях ограниченной видимости. Обязательными ее элементами должны быть комбинированный модульный прицел, баллистический вычислитель на основе микропроцессора и лазерный дальномер. Вычислитель через специальный интерфейс может быть связан с портативным компьютером пехотинца (в шлеме или «ранце»), использовать его данные и, частично, ресурсы. Передача функций вычислителя компьютеру вряд ли целесообразна, поскольку сделает эффективность оружия слишком зависимой от полноты и состояния экипировки. Впоследствии полагают ввести в систему датчики ветра, влажности, температуры, давления с автоматическим вводом данных в вычислитель.
Главными проблемами лазерных дальномеров считаются высокая вероятность ложных измерений (особенно на индивидуальном оружии в боевых условиях) и опасность высококогерентного лазерного излучения для глаз. Ложные измерения могут быть отчасти устранены устройствами стробирования, отчасти «контрольными марками» в поле зрения прицела - по соответствию размеров марки средним размерам цели стрелок может «отсечь» ложное измерение.
Удлинение волны излучения (лазеры на углекислом газе, стекле с эрбием) делает его безопаснее, а кроме того позволяет использовать дальномер в качестве осветителя для тепловизионного прибора.
Надо отметить, что «универсальность» - опасная ловушка для разработчиков, производителей и пользователей. Совмещение разнообразных свойств в одном образце достигается только путем компромиссов, т. е. ухудшения каждого свойства в отдельности, а также повышения веса и стоимости.
Разработка OICW рассчитана до 1998 г. , причем специалисты, отвечающие за программу, считают важным «вовремя остановиться», не доходя до пределов технологических возможностей и допустимой стоимости комплекса оружия.
Разработка всех элементов такого комплекса не под силу не только ограниченной группе конструкторов, но даже одной компании - создание оружия давно перестало быть делом отдельных разработчиков и потребовало кооперации различных фирм и учреждений. В конкурсную разработку OICW включились три международные «команды». Первую возглавила «АА1 Корпрорэйшн», а вошли в нее «Хьюз Эйркрафт» (прицельная система), «Дайна Ист» и «Динамит-Нобель» (20-мм выстрел и взрыватель), «Олин» (производство боеприпасов). Во второй команде общей разработкой и конструкцией выстрела 20-мм «ствола» занимается «Эллиант Тексистемз» опять же с помощью «Динамит-Нобель», прицельной системой - «Контраверс» (подразделение «Эрликон»), малокалиберной винтовкой - «Хеклер унд Кох». Наконец, в третью команду вошли «Олин Орднанс» (здесь уже в качестве лидера), «Теледайн Локхид», «Нокс Инджиниринг», «Дэйрон», «Фабрик Насьональ», «Литтон», «МакДоннел Дуглас Хеликоптер». В 1994 г. все три команды представили макеты своих образцов - своего рода «концепты», отображающие лишь общий подход к компоновке оружия. Подход у команд оказался различен.
АА1 спарила стволы в вертикальной плоскости - 20-мм сверху, 5,56-мм снизу - и соответственно выполнила малокалиберную винтовку по традиционной схеме, а «гранатомет» по схеме «буллпап». Обе системы имеют отдельные рукоятки перезаряжания с правой стороны, единый спуск и объединены цельной ложей.
Команда «Эллиант Тексистемз» расположила стволы рядом (5,56-мм справа, 20-мм слева), а магазины перед спусковой скобой. Оружие также имеет единый спуск, возле которого помещен флажковый переключатель и цельную ложу. Оба упомянутых образца включают одинаковые магазины - стандартный секторный от М16 на 30 патронов и прямой коробчатый на шесть 20-мм выстрелов. В дальнейшем, видимо, будут использованы магазины новой конструкции. Муляж прицельной системы выполнен в виде единого съемного блока.
В макете «Олин» 5,56-мм винтовка была выполнена по схеме «буллпап», а под ее стволом помещен окруженный цевьем ствол 20-мм «гранатомета» с затвором и магазином.
Впрочем, «Олин» со своей командой вскоре вышла из участия в программе OICW, сосредоточившись на 20-мм выстреле и проекте оружия поддержки OCSW. «Фабрик Насьональ» с 1995 г. продолжает работу по теме OICW в команде АА1. Доработанные «макет-концепты» АА1 и «Эллиант Тексистемз» были показаны в 1995 г.
Заметим, что в программе OICW не рассматриваются боеприпасы с жидким или газообразным метательным веществом, несмотря на то, что «выгодность» таких решений активно рекламируется на протяжении уже четверти века.
На 1997 г. запланирована демонстрация обеими командами действующих образцов «ключевых элементов» OICW. Однако программа двухкалиберного оружия вызывает у многих специалистов ряд возражений. Одно из главных сводится к тому, что «использование осколочных снарядов для огня прямой наводкой по живой силе противоречит положениям Гаагской конвенции и ряду других международных соглашений», тем более - при стреловидных осколках. Однако на практике любые конвенции находили широкое толкование и вполне официально «нарушались». Более серьезно выглядит сомнение в способности солдата в ходе боя верно выбрать «ствол» в соответствии с характером цели, чем, собственно, и определяется эффективность оружия. В состоянии стресса процесс выбора может вызвать заминку и оказаться смертельно опасным для солдата, ведущего ближний бой.
Другой подход к «двухствольному универсальному» оружию продемонстрировала еще в 1989 г. «Спешиал Сервис Армз» в своей Модели 88 «Кросефайр» с 7,62-мм нарезным стволом и гладким 12-го охотничьего калибра. Сведенные воедино самозарядные винтовка и дробовик имеют единую автоматику на отводе пороховых газов, единый спуск, единое подвижное цевье. «Ствол» для стрельбы выбирается переводчиком-предохранителем. Рядом расположенные магазины вмещают 20 патронов 7,62х51 НАТО и 7 патронов 12-го калибра. Подбор калибров напоминает требования к индивидуальному оружию, сформулированные в 1986 г. Американской ассоциацией боеготовности - сочетание эффективного огня по одиночным и групповым целям на малых дальностях, использование дымовых, газовых и осветительных выстрелов с возможностью стрельбы по одиночным точечным целям на дальности до 1000 м с вероятностью поражения 90% на дальности до 500 м. При всей заманчивости такие требования кажутся явно завышенными - пехотинцы крайне редко ведут огонь на 1000 и даже 800 м. Только в последние годы основным становится огневой бой на дальностях до 500-600 м.
Снайперские винтовки
Требования высокой точности поражения точечных целей с первого выстрела уже привели к высокой степени специализации снайперского оружия. Его дальнейшее развитие напрямую связано с выбором новых снайперских патронов. Заметна тенденция применения винтовочных патронов повышенной мощности. Сторонники «магнумизации» указывают на такие их достоинства, как исключительная настильность траектории, высокая устойчивость пули на траектории, кучность, пробивная способность и убойное действие. К примеру, при стрельбе патроном. 338 «Лапуа Магнум» дульная энергия 16,2-г пули достигает 6450-6768 Дж, а диаметр рассеивания на дальности 300 м составляет 70-80 мм. По мнению ряда специалистов, такой патрон повышает эффективную дальность стрельбы из винтовки до 1500 м. Проблемы ощущаемой стрелком отдачи и снижения маневренности из-за веса винтовки могут быть обойдены применением ряда чисто конструктивных решений.
Крупнокалиберные снайперские винтовки остаются достоянием войск специального назначения. Так, командование специальных операций США, по результатам небольшого опыта применения крупнокалиберных винтовок в Персидском заливе и в Югославии, решило ввести разработку этого оружия в рамки единой программы HSR (Heavy Sniper Rifle - «тяжелая снайперская винтовка»). Требования HSR предполагают создание оружия, которое за счет повышения мощности патрона, точности стрельбы, убойного и пробивного действия пули «обеспечило бы силам специальных операций надёжное портативное семейство снайперских систем для поражения целей на дальностях до 1500 м». Наиболее перспективной видится самозарядная винтовка. HSR предполагает также разработку новых патронов в рамках семейства 12,7х99 «браунинг», комбинированного прицела типа «день-ночь», дульного устройства, играющего роль тормоза, пламегасителя и к тому же снижающего уровень звука выстрела, устройств уменьшения воздействия отдачи на стрелка.
Оружие поддержки OCSW
В разработке упомянутого выше перспективного станкового оружия поддержки OCSW принимают участие две группы фирм. Первая, возглавляемая «Олин», включает «Литтон Гуайденс энд Контрол Системз» (система управления огнем), «МакДоннел Дуглас Хеликоптерс» (собственно оружие), «Дэйрон» и «Локхид Сандерс» (взрыватель и электронная часть). Вторую команду составляют «Сако» (головная), «Бэттл Инститьют» (боеприпас и взрыватель), «Канадаз Компьютинг» (система управления огнем), «Локхид Миссайл энд Спэйс» (компоненты взрывателя и общее конструирование).
Предполагается, что OCSW будет иметь единый тип 20-мм боеприпаса с оружием OICW, хотя номенклатура выстрелов может быть расширена. Подход к оружию поддержки демонстрирует макет OCSW, представленный «Олин» - длинноствольный автоматический гранатомет с ленточным или кассетным питанием, комплексной системой управления огнем, установленный на треножном станке с компенсаторами отдачи, расчётом два человека. Оружие должно сочетать возможность эффективной стрельбы по навесной и настильной траектории, по живой силе и легким бронемашинам, беря на себя роль современных автоматических гранатометов, станковых и крупнокалиберных пулемётов.
О настойчивых попытках создания универсального станкового оружия поддержки свидетельствуют, скажем, разработка кумулятивного выстрела к американскому автоматическому гранатомету Mkl9 или пулемётно-гранатометная установка, разработанная в Тульском высшим военном артиллерийском инженерном училище на базе штатных образцов: на универсальной установке 6У6 спарены в вертикальной плоскости пулемёт НСВ-12,7 и гранатомет АГ-17.
В 80-е годы возродился также интерес к станковым вариантам автоматических пушек - своеобразным потомкам 20-25-мм «противотанковых пулемётов» времен 20-х годов. Американская «МакДоннел Дуглас» в 1984 г. начала разработку 30-мм пушки ASP-30, рассчитанную под патроны М789 (бронебойный и осколочный двойного назначения) и Aden/DEFA (30х113) с задачей борьбы с легкобронированными машинами на дальностях до 4000 м. В 1988 г. были готовы опытные образцы, пригодные для крепления на все установки пулемёта М2НВ. Автоматика ASP-30 действует за счет отвода газов, запирание канала ствола - поворотом затвора, имеющего буфер. Режим огня - непрерывный или одиночный. Сменный ствол снабжен дульным тормозом. Органами управления служат две вертикальные рукоятки сзади. Питание - ленточное. «Вилд Лейтц» разработала к пушке коллиматорный прицел «Керн Рефлекс». Полный вес системы на треноге МЗ-145кг, что сравнимо с переносным ПТРК «Тоу-2».
Швейцарская «Эрликон» в 1987 г. представила 25-мм автоматическую «пехотную полевую пушку» КВВ ILTIS с темпом огня 800 в/мин, двухмагазинным (по 15 патронов) питанием. Основные типы патронов - осколочный и бронебойный подкалиберный, трассирующий (пробивает на 1000 м 30-мм броню при угле встречи 30 градусов). Трехопорная установка дает круговой обстрел, углы наведения по вертикали - от - 10 до +45 градусов. Применение композитов позволило снизить вес орудия до 117 кг, а всей системы - до 240 кг. Благодаря прицелам (коллиматорный, оптический или ночной) с волоконно-оптическим кабелем и шарнирной установке органов управления стрелок может располагаться за установкой в положении стоя, сидя или лежа. Однако вес «станковых пушек» остается по-прежнему слишком большим, чтобы действовать в боевых порядках пехотных подразделений. Скорее - это вооружение для легких машин с возможностью стрельбы с грунта.
Вопросов развития гранат, ручных гранатометов мы, отчасти, уже коснулись в соответствующих главах.