Цель. Формировать представление о том, что разные животные имеют общие признаки и вместе с тем отличаюся друг от друга по внешнему виду, строению и способу жизнедеятельности. Учить пользоваться справочной литературой. Закреплять умение составлять небольшую сказку на экологическую тему, используя таблицу со знаками-символами, слушать рассказы сверстников и помогать им в случае затруднений.
Материал. Волшебная книга (фланелеграф). Книга «Бабочки» из серии «Моя первая книга о природе». Демонстрационное панно «Колокольчик». Картинки с изображением бабочек, пчелы и паука. Металлический колокольчик. Таблица, конверт с картинками и набором знаков-символов - на каждого ребёнка. Весь инвентарь для проведения занятий, а так же детские костюмы бабочек, гусениц и паучков можно приобрести на сайте Mybuy24, это большой интернет магазин детских товаров, в котором можно найти массу полезных вещей, игрушек для разных возрастов, развивающие игры и товары по уходу за ребенком.
Предварительная работа. Чтение сказки Н. Павловой «Большое чудо» из книги «Живая бусинка». Рассматривание книги «Бабочки». Заучивание стихотворений, загадок и народных примет по теме.
Воспитатель. Наступило лето. Как приятно прогуляться по зелёному лугу, пройтись по лесной поляне, отдохнуть на берегу реки! И везде мы обращаем внимание на наших маленьких соседей: порхающих, жужжащих и прыгающих насекомых, ползающих пауков. Некоторых из них мы встретили сегодня утром на участке детского сада. Вспомните загадки о них.
Дети.
Он сети, как рыбак, готовит, А рыбу никогда не ловит. (Паук.)
Народ рабочий
Весь день хлопочет -
Из лесного сора строит себе город.
(Муравьи.)
Я неспешно ползу
И листочки грызу.
А в бабочку превращусь,
Над цветами закружусь.
(Гусеница.)
Воспитатель. Какие народные приметы связаны с жизнью насекомых и пауков?
Дети. Комары и мошки роем толкутся - к хорошей погоде. Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него - к ненастью. Мухи больно кусаются - дождя дожидаются. Паук забился в угол - к ветру. Стрекозы летают беспокойно, рывками, низко над землёй - к дождю.
Воспитатель. Сегодня наша волшебная книга вновь приготовила сюрприз.. Откроем её. (Указывает на фланелеграф, где выложены картинки с изображением бабочек.) Можно долго любоваться красотой этих насекомых. Не зря их сравнивают с цветами. Вспомните стихи и загадки о бабочках. Дети читают стихи и загадки.
Воспитатель. В нашей волшебной книге много разных бабочек. Какая из них вам не знакома?
(Дети указывают на картинку.) Возьмите книгу о бабочках, найдите фотографию этой бабочки и вы узнаете, как она называется.
Дети находят в книге соответствующую картинку и называют бабочку - красная ленточница.
Воспитатель. Молодцы! Посмотрите, похожа красная ленточница на капустницу? Чем они отличаются? (Ответы детей.) Красная ленточница - ночная бабочка. Весь день она спит, забившись в укромное место, а с заходом солнца просыпается и летит собирать нектар с цветов, которые распускаются ночью. С этим насекомым тоже связана народная примета: ночная бабочка залетает в дом к ненастью.
Мы с вами уже много знаем о жизни этих насекомых. Вспомните сказки о бабочках, которые мы читали. (Ответы детей.) Давайте попробуем сами сочинить сказку. Я её начну, а вы продолжите. А помогут нам таблицы и знаки-символы. Итак, я начинаю...
Ранней весной на сучке сирени дрогнула необычная большая почка. Оказалось, что это и не почка вовсе, а куколка. Жёсткая оболочка кокона лопнула, и из него сначала показалась маленькая головка с усиками-антеннами, а затем появились сложенные крылышки. Некоторое время удивительное существо сидело на сучке неподвижно, затем оно стало медленно расправлять свои крылышки. (Показывает картинку с изображением лимонницы.) Это была бабочка...
Дети. Лимонница.
Воспитатель. Найдите в конверте картинку с изображением бабочки лимонницы и вставьте её в первое окошко верхнего ряда своей таблицы. (Дети выполняют задание.) Что вы знаете о бабочке лимоннице? Как она выглядит? Чем питается? Что любит? Составляя рассказ, не забывайте находить и вставлять в таблицу соответствующие знаки-символы.
Дети вкладывают в кармашки таблицы знаки-символы. Затем воспитатель предлагает одному из них рассказать о насекомом.
Ребёнок. У лимонницы бледно-жёлтые крылья, на каждом есть маленькая красная точка. У этой бабочки шесть лапок, которыми она крепко держится за травинки. Лимонница очень любит сладкий нектар цветов. Ей нравится греться на солнышке.
Воспитатель. Молодец, правильно. Я продолжу нашу сказку.
Как-то раз бабочка лимонница увидела чудесный цветок (выставляет панно «Колокольчик»), Колокольчик ей так понравился, что она решила в нём поселиться. (Вставляет картинку с изображением лимонницы в прорезь панно.) Летела мимо пчёлка, увидела домик-колокольчик и решила узнать, кто в нём живёт. Дёрнула пчела за верёвочку, зазвонил колокольчик (звонит в колокольчик). Выглянула из окошка бабочка.
- Кто там?
- Это я, пчела. Пусти меня в домик-колокольчик.
- Хорошо, пущу, но прежде ты должна сказать, чем мы с тобой похожи и чем отличаемся.
Воспитатель. Ребята, помогите пчеле рассказать, чем она похожа на бабочку, но сначала вставьте знаки-символы в свои таблицы.
Дети. Вкладывают в кармашки таблицы знаки-симеолы. Затем воспитатель ,предлагает одному из них рассказать о насекомом.
Ребёнок. Ты бабочка, а я пчела, но мы с тобой похожи. Я и ты - насекомые, у нас по шесть лапок, есть усики, брюшко и крылья. Я, как и ты,- очень люблю солнышко, дружу с цветами и собираю с них сладкий нектар. Брюшко у меня жёлтое, как и твои крылышки, но оно украшено не красными точками, а чёрными полосками. Ты живёшь одна на лугу, а я в большой и дружной семье в улье. Ты радуешь людей своей красотой, а я угощаю их сладким мёдом.
Воспитатель. Понравился бабочке рассказ пчелы. Пустила она её в домик-колокольчик. (Вставляет картинку с изображением пчелы в прорезь панно.) В это время проползал мимо колокольчика мохнатый старичок.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк.
Конечно, это был паук. Дёрнул он за веревочку. (Звонит в колокольчик.) На звон колокольчика выглянула лимонница.
- Пусти меня, паука, к себе жить.
- Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи, а чем отличаемся.
Воспитатель. Дети, найдите портрет паука, вставьте его в окошко своей таблицы и подумайте, чем паук отличается от бабочки. Знаки-символы вам помогут.
Дети. Вкладывают в кармашки таблицы знаки-символы. Затем воспитатель предлагает одному из них рассказать о насекомом.
Ребёнок. У меня, паука, восемь лапок, а у тебя, бабочка, шесть. Крылья твои бледно-жёлтые видны издалека. А я серый, незаметный, и крыльев у меня нет. Я, как и ты, живу один. Нектар цветов я не люблю, зато ловлю в сеть-паутину мух и бабочек и ем их. А охочусь я ночью.
Воспитатель. После этих слов паука лимонница очень испугалась. И сколько паук ни просился в гости, ни дёргал за верёвочку, никто не откликнулся. Вот и вечер наступил. Пчела улетела в свой улей, а бабочка собралась ложиться спать. Вдруг снова зазвонил колокольчик. (Звонит в колокольчик.) У дверей, помахивая крыльями, стояла ночная бабочка красная ленточница.
- Что ты хочешь, милая бабочка? - спросила её лимонница.
- Мне очень понравился твой домик, и я бы хотела в нём жить. Пустишь меня?
- С радостью, только скажи, чем мы с тобой похожи и чем отличаемся?
Воспитатель. Ребята, помогите красной ленточнице рассказать о себе.
Ребёнок. Мы с тобой бабочки. У нас по шесть лапок, есть большие красивые крылья. Нам нравится летать и собирать с цветов нектар. Этим мы похожи. Ты любишь солнце и летаешь, когда оно светит, а я люблю ночь и собираю сладкий сок с цветов, которые распускаются только с наступлением темноты. И расцветка у нас разная. Ты лимонного цвета, а я серого. На твоих крыльях есть красные точки, а мои украшает красная полоска - ленточка. Есть ещё одно отличие. Когда мы садимся на цветок или травинку, крылья мы складываем по-разному: ты поднимаешь их над собой, а я отвожу назад.
Воспитатель. Понравился этот рассказ лимоннице, и она пустила красную ленточницу в домик-колокольчик. (Вставляет картинку с изображением красной ленточницы в прорезь панно.)
Интересная у нас получилась история? (Да.) Возьмите заполненные таблицы домой и расскажите сказку, которую мы сочинили, мамам и папам. А потом вместе продолжите её. О чём? Например, о том, что произошло с друзьями, живущими в колокольчике, когда девочка сорвала цветок или когда наступила осень и стало холодно.