Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Решил составить отзыв о своем первом автомобиле. Отзыв предназначен для любителей тюнинга, любителей и ценителей отечественной Советской авто-техники, людей, не имеющих на покупку автомобиля бюджета более 100т. р. , или же тех, кто уже будучи хозяином хорошего дома и приличного авто, хочет потратить энную сумму на покупку и сборку «игрушки», на которой можно вспомнить молодость и вообще очень приятно покататься.
Для начала немного предыстории. В 80-х годах в нашей семье из транспортных средств имелись только велосипеды, т. к. автомобиль тогда был роскошью. Но мой дядя кооперативщик-«новый русский» (царство ему небесное) уже владел-таки ярко-красной ВАЗ-2101. Брал её он абсолютно новой. Поэтому я все 80-е ездил именно на этой машине, если не считать появившегося у нас позже аппарата с гордым названием Иж-7. 107К «Планета-5» с коляской. Так вот эта дядина копейка, похожая на «Мустанг» из-за черной и выпуклой в центре пластикой «морды» от «Нивы», мне очень нравилась и я считал её лучшей машиной. Катаясь с дядькой на ней, мы ощущали себя вполне респектабельными людьми, т. к. в нашем провинциальном городке особенно лучше и машин-то не было тогда. Иномарок не было вообще. «Москвичи» и «Запорыги» были однозначно ниже классом. Лучше была только шестерка и семерка. Пятерки мне никогда не нравились. Троек как-то и не было почти. Волг хороших так же у нас особо не наблюдалось тогда. Ну а восьмерку в своем городе я и вовсе впервые увидел то ли в 90-м, то ли в 91-м году.
Шла середина 90-х, у нас наконец-то появилась возможность приобрести собственный автомобиль. Выбор был между шестеркой и восьмеркой/девяткой. На иномарки тогда даже не глядели еще. В итоге нашли и приобрели ВАЗ-21061 «Made in USSR» 91-го года выпуска за 4000$. Машина 4 года практически не ездила и была вообще как новая. Пробег всего 20000км. Сиденья ещё в пакетиках были. Приземистая и стильная красавица белого цвета с четырьмя фарами как у BMW. Комплектация была такая: двигатель – рядная четверка объемом 1. 5-литра и мощностью 75л. с. при 5600об/мин, 4КПП, двухцветный салон, панели под дерево, задний противотуманный фонарь и в общем всё. Автомобиль принадлежал моему отцу, но я активно принимал участие в его эксплуатации и ремонтах, и потом он перешел ко мне.
Что я могу о нем сказать… Сейчас я езжу на В3-м Passatе и потому невольно сравнивать буду с ним. Внешний вид лично мне сразу очень понравился – четко и стильно. Хрома и не много, но и не мало – в меру как раз и именно там, где нужно. Салон был по отделке очень хорош – ну прям как у Merсedesа. Кремовый потолок. Велюр и кожзам сине-серого цвета сиденья, часть дверей, пол. Мягкий и дорогой, упруго поддающийся пальцам пластик черного цвета с маленькими морщинками, делающими его похожим на кожу. Панели, имитирующие отделку деревом ценных пород. Мягкие и логичные линии интерьера, прикольные кругляши приборов и дефлекторов вентиляции. Ровная зеленая подсветка пяти приборов и часов с регулируемой яркостью. Симпатичные круглые часы в центре торпеды. Четкая подгонка деталей. Четкая и однозначная работа КПП. В общем, над отделкой салона и деталями интерьера потрудились на 5+.
Создать в 70-х интерьер, неплохо смотрящийся и сейчас – откровенный успех конструкторов и дизайнеров. Уж советских или итальянских – этого я не знаю. Все это действительно было тогда. Не понимаю, куда все это потом делось в российских шестерах. Правильно гласит поговорка – «Мелочи решают всё». Убрали панели под дерево, сделали салон однотонно черным, кой какая подгонка, не те сиденья — и впечатления от поездки на этой машине уже совсем другие (катался на шахе друга 1999-го года выпуска) и совсем не в лучшую сторону другие. А сев в свою тачку в первый раз и заведя двигатель, я долго не мог отделаться от ощущения, что под капотом электродвигатель, а не поршневой ДВС. Настолько мягко и тихо он шептал. Звук его был не глухое гудение, как обычно даже на иномарках, а такой характерно «электродвигательный» – с тонким «припевом». Если сравнивать с Passatом, то я не сказал бы, что движок шестерки работал громче. Просто звук был другой. Как скрипка по сравнению с трубой – более высокий.
Я постепенно начал переделывать автомобиль под себя. Хотел и в конце концов сделал из него тачку для нормальных пацанов, на которой мне не стыдно было нигде. Хотя когда ездил на ней в Москву в 2000-м, то было уже и стыдно немного, и менты замучили останавливать. Хотя наряду со стыдом была и гордость – у одного меня там практически была «такая крутая техника», как выразился мой московский дружок. Нет — шестерок-то в Москве на тот момент было ещё пруд пруди, но они уже почти все были убитыми «арбузовозками». А именно, я сделал в своей следующие преобразования:
Во-первых, хотел, чтобы салон ничем от иномарочного не отличался. Это оказалось просто:
— Новый руль — 40$.
— Новый набалдашник и чехол КПП – 5$, надетые на укороченную в 2 раза кулису.
— Продолжение центральной консоли – 10$.
— Головное устройство LG – 100$.
— Четыре колонки – 150$
— Антенна – 35$.
— Тонировка по кругу – 63$.
Все остальное и так есть. Была ещё мысля заменить сиденья на семерочные, но я передумал и вот почему. Машина и так немного тесная, а семерочные сиденья очень толстые, плотные и высокие. Садясь в семерку, голова оказывается под потолком, а ноги крюком. Отчего машина кажется маленькой и тесной. Да и цвета такого не было. На родных диванах мне было гораздо удобнее. Сидишь как на родном домашнем просиженном кресле и места на машине много, и родной привычный скрип на кочках присутствует. Ноги нельзя сильно вытянуть, если рост более 175см, но можно раскорячить с комфортом. Лишним пластиком салон не обжат.
Снаружи всё оказалось ещё проще:
— Литые диски колес – 270$.
— Всесезонка «Белшина» 175/70 R13 – уже не помню сколько стоила.
— Нормальные зеркала – 50$.
— Защитные стекла на фары с верхней тонированной каймой – 5$.
Так же машину всю промазали пушечным салом и снабдили локерами-подкрылками. Масло заменили на какую-то полусинтетику.
Машина нам очень понравилась, мы отъездили на ней долгие 13 лет. Расставаться с ней 2008 году было очень жаль, но это была уже убитая помойка, а не машина (почему расскажу ниже), да и появились средства на покупку ино. За 13 лет эксплуатации проехали примерно 130000км, т. е. примерно по 10000км в год. Зимой старались не ездить.
Что о ней сказать? Из достоинств уже сказал все. Конечно были и недостатки – малая грузоподъемность вследствие мягкости подвески, малый дорожный просвет (часто цепляли задом), нулевая безопасность, валкость в поворотах, отсутствие различных систем, улучшающих комфорт и безопасность, плохая проходимость из-за заднего привода. Была мысль поменять задние пружины и задрать задок – отбросили сразу. Во-первых, непоправимо испортился бы внешний вид. Во-вторых, резко ухудшилась бы остойчивость и управляемость на высоких скоростях. Со стандартной колыбельной подвеской и низком положении кузова над дорогой я – тогда любитель скорости, спокойно носился по трассе на ней в среднем 120-130км/ч. Машина на прямой вела себя прекрасно – шла четко по прямой, её не водило и не колбасило на дороге – мягкая подвеска играла колесами на неровностях, да и только. Единственное только если крупная «волна» попадалась, то так характерно по-жигулевски «взлетаешь» вверх вввууух, а потом опять плюх вниз. На скорости до 135км/ч только ветер, резина и равномерный шум ГП – очень приятный на слух (в 4-ступкой заметьте – вот оно качество СССР). Предельно разгонял до 160-165км/ч по спидометру, но это уже страшно, и мотор уже отчетливо натужно ревет. В таком режиме я только один раз ехал больше 5 минут (гонялся в 99-й, но у него, я думаю, рева была тоже много, т. к. ему пришлось врубить 4-ю, 5-я, повышающая больше 140км/ч, у него не потянула). Во всех остальных случаях скорость 140км/ч и выше я давал максимум на несколько секунд, ну пусть минуту – не больше. Самый экономичный режим движения 90-100км/ч. На этой скорости расход был 6, 8л/100км 92-го бензина. В городе где-то 10-12л/100км.
Теперь о ремонтах, поломках и том, что мы с ней делали. Цифры пробега буду приводить примерные, т. к. точно уже просто не помню.
— 20т. км — почти сразу после покупки в 95-м году, гордые и радостные (после мотоцикла-то…) поехали на новенькой машине кататься по городу и при развороте и двигаясь задним ходом провалились задним колесом в открытый колодец, который не был ничем отгорожен и никак не был обозначен. Итог: помятый рычаг заднего моста. Выпрямили в гараже сами ломом. Но злые были как черти из-за этого случая. Следующие 40т. км не сломалось вообще ничего. В 96-м ездили на ней к родственникам. 850км туда. 850км оттуда. За всё время поездки машина ни разу даже не чихнула. Вот эта беспроблемность данного авто сыграла с нами злую шутку и привела к тому, что отец (она была тогда ещё его) вообще перестал открывать капот, а просто ездил на ней и всё, что и привело к следующим неприятностям.
— 65т. км — горит лампочка низкого давления масла. Разладился карбюратор. Начался ужор масла. Разобрали мотор. Вместо масла из мотора вытащили настоящий гудрон! Оказывается, мой отец просто забыл про то, что надо менять масло, и так и ездил с момента покупки на том, что там было залито в самом начале после покупки!!! А это более 45т. км!!! Как же она ездила-то, бедная. Ну да ладно, что делать. Промыли весь мотор от гудрона. Сами заменили маслосъемные колпачки, прокладки, новые свечи Bosh. Залили дорогущее полусинтетическое масло SHELL HELIX PLUS 15W40 в красивой ярко-желтой канистре. Отрегулировали клапана. Долго не могли настроить карбюратор – в конце концов, всё же настроили. Заодно поменяли все расходники, колодки, резинки в подвеске и подтянули рулевое управление. Всё сделали сами в гараже. Машина опять стала нормально ездить.
— 75т. км. Пришлось немного зимой поездить. Едем неторопливо, радуясь теплу и уюту салона и красивому зимнему пейзажу за окнами. Останавливаемся на перекрестке. Вдруг сзади удар – хрясь! Выскакиваем из машины как ошпаренные и смотрим – нам в зад въехал УАЗик-колхоз. У него на бампере-раме царапины и белая краска от нашей машины. У нас помят бампер, разбиты одна задняя фара и задняя стенка вогнута внутрь примерно на 5см, из-за чего крышка багажника открылась. Ну, мужик заплатил нам на месте, мы поехали в гараж ремонтировать. Заднюю стенку выгнули обратно довольно легко. Чтобы сменить заднюю фару, пришлось разобрать весь пластик, которым был отделан багажник – заняло без малого 2 часа. А с бампером вообще показательная история. Как я не пытался его выпрямить – так и не смог. И в тисках его зажимал, и кувалдой бил через деревяшку – как бронированный. Решили пойти и купить новый бампер. Купили – на вид такой же. Разница в том, что если старый советский я не смог выгнуть в тисках, то этот легко прожимался и прогибался руками!!!! Вот вам и разница в качестве «тогда» и «сегодня».
— В 98-м году поехали за телевизором, если не ошибаюсь, в Москву. Был ноябрь и уже лежал снег. В тот день температура была около 0. Ну, сами понимаете грязь, слякоть, с фур дерьмо летит. Приехав из Москвы мы, дураки, не помыв нашу шестерочку, вот как она была вся в грязи, в говне и в дорожных реагентах, поставили в гараж и так и оставили её до весны (6 месяцев так стояла). Весной пришли, помыли и поняли, что мы сделали. Кузов откровенно зацвел. Весь с боков и ближе к низу. И днище тоже. Только недавно купленный новый задний бампер был весь в ржавых точках, тогда как на переднем советском это вроде никак не отразилось. Пробег был уже около 85т. км. На покраску денег не было. Поэтому просто зачистили ржавчину мелкой шкуркой и замазали солидолом. Сами понимаете, как это сказалось на внешнем виде (на фото это четко видно). Зато гнить перестала. Днище я обработал преобразователем ржавщины.
— 90т. км. Еду я, убираю газ перед поворотом, и тачка глохнет. Че за фигня? Завожу – завелась. Отпускаешь газ – сразу глохнет. Дело оказалось в электронном регуляторе холостого хода ЭРХХ, который вкручивается в карбюратор. Замена пустяк, но стало ясно, что машина уже потихоньку устает.
— 92т. км. Машина троит, пердит, но нормально работать не хочет. Заменили конденсатор. Не помогло. Мучились целый день – поменяли там всё, что только можно. Причина оказалась всё-таки в долбанном конденсаторе, который мы, между прочим, заменили первым. Уроды в магазине продали нам неисправный новый конденсатор.
— 110т. км. Начала опять гореть лампа низкого давления масла, загремела цепь ГРМ, начался ужор масла. Видимо то, что мы поездили 45т. км на гудроне, всё же не прошло даром. Пришлось делать капремонт. Вместе с ним мы заменили генератор и выпускную систему. Мы уже знали, что с сегодняшним качеством запчастей к отечественным автомобилям как не старайся, а после капремонта двигатель будет ходить в лучшем случае 20-30т. км, но всё равно решили его сделать, а не продавать – уж больно нравилась. Это было уже в 2005 году. Сделали – обошлось примерно в 500$. Движок опять запел как электродвигатель. Заодно перетряхнули всю переднюю подвеску, поменяли крестовину у кардана (началась вибрация). Вся машина вновь преобразилась и стала как и прежде очень приятна при езде и управлении. Думали ещё перекрасить, но руки так и не дошли (думается, зря).
Далее я занялся карбюратором. Идеально его промыл и настроил так, что из глушителя на холостых даже малейших хлопков не было. Удалил пружину из цилиндра пневмо-механического регулятора открытия заслонки второй камеры карбюратора. Машина стала рвать лучше. Заменили жиклеры – рвать стала вообще хорошо, хотя и расход топлива увеличился. Субъективно разгон до 100км/ч стал занимать 11-12с. Максимальная скорость не изменилась или ещё чуть увеличилась. Приятно было на асфальте, присыпанном песочком, дав газу пустить корму «веером» — вся прелесть заднего привода ощущалась в полной мере. Захотел, чтобы машина при езде вообще не отличалась от иномарки, т. е. чтобы не было даже малейших провальчиков, рывков и т. п. , чем часто грешат карбюраторные «Жигули» и вообще наши машины. Карбюратор я сделал идеально – остались сама педаль акселератора и её привод к карбюратору. Смазал её как следует, подложил шайбы под треугольник с шариками, за который цепляются тяги с пластмассовыми наконечниками. Выбрал зазоры в тягах. Слегка «натянул» всю систему. Машина стала отзываться на малейшее, даже едва уловимое нажатие на педаль газа – ну точно инжекторная иномарка с электронной педалью газа! Не отличить вообще.
Но проблема в том, что эти 2 тяги с пластмассовыми крепежами попросту не предназначены для работы вот в таком «безлюфтовом» режиме. Еду как-то по городу и бац! – педаль газа проваливается и газ пропадает. Свернул к обочине, открыл капот. Смотрю – пластмассовый крепеж одной из тяг треснул и соскочил с шарика этого промежуточного треугольника. Думал, что случайность – купил новую тягу, отрегулировал, поставил. И вот как-то одним «прекрасным» утром 2005-го или 2006-го (уже не помню) года, я на своем Советском «Бумере» ВАЗ-2106 лечу по трассе М10 (Е95) в сторону Москвы со скоростью 120-125км/ч, радуясь ровному солидному звуку и ходовым качествам своей машины. Между Торжком и Тверью я догнал здоровую фуру Volvo, которая тоже очень неплохо шла (километров 110-120 в час, не меньше, хотя обычно они едут около 90км/ч в среднем). Дорога в том месте ещё не была реконструирована и имела три полосы. Туда, обратно и средняя обгонная. Кто в Москве живет, наверно уже и забыли, что такие дороги бывают. Ну, выждал окно и начинаю обгонять её. За мной мужик на Toyota Camry. Скорость растет. Секунды – вот она уже почти вся фура позади (почти сравнялся в её кабиной), мужик на Toyotе идет сзади бампер в бампер. И тут у меня на скорости примерно 135км/ч опять рвется одна из этих долбанных тяг и педаль газа проваливается в пол, а тяга естественно пропадает! Куда деваться! Обгон не завершить. Спереди уже выходит на обгон встречный автомобиль. Сзади мужик на Toyotа. Врубаю аварийку. Еле оттормозился, оттерев эту Toyotу назад (видели бы вы тогда «доброе» лицо того мужика! ), и остановился у обочины с потными руками. Больше я с этими тягами уже не экспериментировал. Заменил их на прочную проволоку и проблем больше с этим не имел. Сделал это там же – на обочине (проволока была в багажнике). Успокоился. Оглядел свой «Бумер». Весь в пыли после торможения на гравийке обочины. Он вроде все такой же: красивый, стильный и лаконичный, но что-то внутри промелькнуло – машина уже старая. И морально, и технически. Тогда в первый раз и промелькнула мысль о покупке иномарки.
— 138т. км. Печальный итог. В моторе на холостых оборотах начало что-то слегка постукивать. Диагностика выяснила, что это направляющие. Подтвердились опасения о недолговечности капремонтов двигателей отечественных авто. Делать ещё один капремонт я уже не хотел, т. к. уже думал о иномарке. Кроме того, я как-то сидя за рулем захотел дотянуться до чего-то на заднем сиденье, сильно уперся в пол, привстав с сиденья, и ясно услышал, как пол захрустел под ногами. Стало ясно, что он уже гнилой и машина требует ещё и сварочных работ. В итоге в 2007 году я стал обладателем автомобиля VolksWagen Passat B3 1. 8 RP – машина совсем другая и далеко не во всем лучше 6-ки. 6-ка оставалась у нас ещё год. Сперва отдали её брату (живет в другом городе), а он молодой, начал на ней гонять как балбес, врезался, друзьям давал рулить. Друзья врезались. Салон там весь испоганили, пытаясь самостоятельно установить ЦЗ и сигнализацию. Вот что значит, когда сам не заработал, а досталось «так». После того, как он врезался в пятый раз, машину у него отобрали и непродолжительного использования для поездок на дачу и по говнам решили продать. К этому времени она уже представляла из себя жалкое зрелище и мало чем напоминало тот идеально отточенный инструмент, которым владел я. Продали её всего за 18т. р. в 2008 году. До сих пор её иногда встречаю, но смотреть на то, во что превратили мою бывшую красавицу, мне инстинктивно не хочется – голову отворачиваю. Вся уже разбитая и гнилая. Новый хозяин за ней не следит особо, ещё раз врезался. Просто ездит похоже, пока колеса крутятся, да и всё. Потом, думаю, просто сдаст в утиль с обменом на новый автомобиль.
Совет покупателю:
Сверхнадежный, беспроблемный и комфортабельный советский аппарат, который даже при нашем сперва малограмотном и оттого варварском использовании (езда без замены масла в течение 45т. км к примеру) до 60-70т. км практически не доставлял проблем. Те деньги, которые мы с отцом в него вложили за все 12 лет активной эксплуатации, а это по грубым прикидкам около 2000-2500$, – оказались сущими пустяками по сравнению с тем, сколько мне потом пришлось ввалить в Passatы и другие машины, что у меня были. И она ведь ездит до сих пор. Так что если захотите себе такую «игрушку», то ищите её у деда, в вылизанном состоянии, советской сборки тысяч за 30 или совсем свежую и тюнингуйте. Аппарат можно сделать на зависть многим. И сравнительно малыми вложениями, что важно. Покупать же старую 6-ку, тем более российской сборки, сейчас как обычное повседневное авто можно лишь от бедности. Как, впрочем, старые 9-ки и 10-ки (они в убитом состоянии так же просто ужас). Любой автомобиль хорош только тогда и до тех пор, пока он находится в исправном и ухоженном состоянии. Я считаю ВАЗ-2106 одной из лучших машин и безусловной (хотя и редкой) удачей так сильно ругаемого отечественного автопрома. Всем удачи и в жизни, и на дороге.
При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.