Никто не знает достоверно, где происходила и как закончилась знаменитая Ситская битва XIII столетия, с которой началась трагическая история так называемого татаро-монгольского нашествия на Святую Русь. Георгий Всеволодович, князь владимирский, собирал войска под свою великокняжескую руку для отражения неприятеля. Но к нему не пришли его племянник Александр Ярославич(Невский) с новгородскими воинами и его младший брат, отец Александра, Ярослав Всеволодович, с войсками киевскими. Русская рать собиралась на Красном Холме, как считают писатели Василий Ян (см. книгу «Батый») и Владимир Чивилихин («Память»). Такого же взгляда придерживается и архиепископ Тверской Дмитрий Самбикин («Тверской Патерик», 1907 г.). С датой битвы 17 марта 1238 года на Красном Холме связано и возникновение женской Шестоковской обители, монахини которой молились об упокоении православных воинов и подворье которой находилось у реки Неледины (1880 - 1910 гг.).
Знаменитый мужской Краснохолмский монастырь (1461 - 1930 гг.), что в трех километрах от города Красного Холма, пожалуй, единственный из подобных архитектурных ансамблей был возведен на искусственной насыпной площадке между реками Нелединой и Могочей у их слияния. Площадка имеет высоту 2,5 сажени, длину - 67 сажень и ширину - 45 сажень. Возникает закономерный вопрос: зачем в основание монастыря нужно было завозить 1,5 тысячи вагонов земли по 60 тонн и что-то засыпать? Не с целью ли сокрыть место сражения проводились эти грандиозные таинственные земляные работы? А может, монастырь сознательно, с целью прославления русского воинства, строили «на крови»? Может быть, недаром второй по времени белокаменный храм был освящен в честь покровителя православного воинства святого Димитрия Солунского (1492 - 1498 гг.), в конце 16 столетия разобран и, чтобы мы забыли свою ратную славу, на этом месте возведено двухъярусное кирпичное сооружение с монастырскими службами и тюрьмами из 16 сажень, по длине которого лишь только 6 сажень наверху было отведено под храм Покрова Богородицы (именовать его именем святого Димитрия было запрещено царем Федором Иоанновичем)! Что же касается стоящих и ныне древнейших в Тверской области белокаменных руин Никольского собора (1480 г., арх. Аристотель Фиорованти, см. «Угличский летописец»), то появление сего храма связано с чудотворной иконой Святого Николая, явленной на древе, как и в Большом Китеже, что найден недавно на водном пути из варяг в арабы, - на реке Смородине, «молочной реке с кисельными берегами» - Мологе, притоке реки Ра (Волги), так и у нас в Малом Китеже - Красном Холме, и в те же 1480-е годы. Недаром Камеральное изложение истории земель Тверского наместничества середины 18 столетия вспоминает наиболее почитаемый в народе древнейший крестный ход на стругах по реке Мологе с иконой Святого Николая из Николо-Теребенского монастыря, где ныне сами собой обновляются фрески работы А.Г. Венецианова. В Красном Холме также был крестный ход с иконой Святого Николая по притоку реки Мологи - Могоче. Таким образом, крестный ход был от Китежа Большого до Китежа Малого и расстояние между ними, как и в легенде, сто верст.
Красный Холм располагается на высоком историческом холме, царящем над равниной у впадения реки Неледины в Могочу, там где начинался судоходный водный путь в Мологу. Сюда же подходил древнейший в русской истории торговый путь «из Ростова Великого на Белаозеро» (в 18 ст. - «Елизаветинский тракт» ). С глубокой древности на нашем Холме упоминаются два деревянных храма - храм Спаса и храм Живоначальной Троицы.
Когда на Горе в 1950-х годах сносили храмы, были обнаружены остатки древних деревянных сооружений и доломитовые топоры уральского происхождения. Тогда же и еще раньше - в 1930-х годах, когда сносили Троицкий собор под Холмом, у чудом уцелевшей колокольни были засыпаны входы в подземелья, ведущие в пещеры, связанные подземными ходами с монастырем, окончательно разрушенным в то же время.
Историки по сей день бесплодно ищут место битвы 1238 года на реке Сити и не могут найти там ее следов. Так, Нижегородская археографическая комиссия под руководством А.С. Гацисского отрицает наличие в курганах на реке Сити ( Станилово, Колычево, Сить-Покровское, Божонка и пр.) захоронений периода монгольского нашествия, а наши тверские современные археологи не удосужились провести раскопки в Краснохолмском крае и Бежецком Верхе: на реке Ситьково (по-карельски «Уйвешь»), у сел Георгиевского, Воронья Нога, Новокотово, Большое Рашино, Костерино, Алабузино, где бежецкий краевед 18 столетия Петр Воинов находит ставку Батыя. Отчего шел сюда и собирал именно здесь, у Малого Китежа, войска великий князь Георгий Всеволодович? Он защищал святыни Большого Китежа («Сварги» или «Асгарда»), шел на богатые погосты Бежецкой Украйны. К тому же именно здесь русские войска могли пополниться не только людьми, но и оружием, ковавшимся из болотного железа местными кузнецами-умельцами, которые именовали себя «сицкарями» и создали впоследствии Сицкое государство, ныне забытое и выброшенное чьей- то нечистой рукой из нашей истории, так же как и Холмское княжество и его столица - древний город Холм, который ныне безуспешно и бессмысленно ищут современные тверские археологи в районе Погорелого Городища на юго-западе от древней Твери, в Смоленско-Литовской земле.
Забыта уникальная Культура Сицкого княжества, своеобразный язык и неприхотливый быт сицкарей, которые как казаки спали на земле зимой и летом, жили в глухом лесу в суровых условиях, но при этом строили добротные, украшенные богато резьбой дома, легкие и надежные струги. Сицкари добывали из болот многопудовые крицы железа, были кузнецами и оружейниками, но при этом не знали начальства и жили всегда и везде вольно. В наших краях всегда было много старообрядцев и сицкарей. В так называемой Мещерской стороне Краснохолмского уезда видим села с казачьими названиями: Бекрень, Ратшево (не в честь ли славного предка Пушкиных новгородского воеводы Ратши?), Шаблыкино - имение Шереметевых, Хабоцкое - имение Романовых, Васьки, Гришки, Стяжки. К югу от Холма: Старое Гвоздино, Русское Кошево, Грудино, Карельское Кошево.
Вокруг Холма уже во времена Екатерины II после подавления Пугачевского восстания появились села Дураково, Остолопово, Лохово, Сварухино, Глумцово. Глумились над нашим краем сознательно и с древнейших времен. Не давала покоя слава бояр Федоровых-Челядниных, Шереметевых, Кошкиных, Кобылиных, Колычевых, Орловых, Бутурлиных, Пушкиных, Тютчевых, князей Рюриковичей Холмских и Сицких, Мещерских, Щербатовых…
В начале 18 столетия Краснохолмский монастырь перевели из первой категории во вторую, а затем в 19 столетии - в третью, разобрали монастырские стены более чем наполовину, так что из трех с лишним сажень по высоте осталось полторы. А когда Екатерина II высочайше соизволила организовать якобы из села «Преображения Христова на Холму» (не правда ли, глупое название?) город Красный Холм и при нем уезд, в монастыре разместили магистрат, суд, тюрьму и прочие городские прелести и в связи с этим население Красного Холма (3550 жителей в 1760-х годах) уменьшилось до 2000 и затем в течение всего19 столетия так и не смогло перейти этот рубеж. Более того, в конце 18 столетия город был лишен уезда, проект перепланировки города 1778 года так и не был осуществлен, а в 1820 году архиепископ тверской ( в последствии митрополит московский Филарет Дроздов) «по просьбе верующих» указал снести с Холма теплый собор Живоначальной Троицы, отстроенный в камне в 1733 году.
В настоящее время никого не интересует краснохолмская земля. Археологические раскопки производились эпизодически и лишь для видимости. Правда, архитектор А. М. Салимов разработал детальный проект реставрации белокаменного Никольского собора. Рядом в монастырской слободе местный житель Юрий Чистяков собственными силами восстанавливает собор Зосимы и Савватия Соловецких.
Краснохолмский монастырь в разные времена величали по-разному. Само название Николо-Антониевский наводит на размышления. У нас в России было три десятка мужских Николаевских монастырей и больше дюжины женских. Но ни один из этих монастырей не удостоился сомнительной чести освящаться сразу во имя двух святых. Никто не знает подробностей бытия некоего Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и Нектария Бежецкого, пришедших в наши места в одно и то же время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в это же время был другой Нектарий, житие которого известно в подробностях. Кто же, зачем и когда строил так называемый Бежецкий Николо-Антониев монастырь? Белокаменные храмы монастыря и его крепостные стены были возведены во времена княжения Дмитрия Юрьевича Холмского и его славного сына «болшего боярина Московского» Данилы Дмитриевича, победителя новгородцев в битве при реке Шелони в 1472 году, предводителя русского войска в стоянии на реке Угре в 1480-м, взявшего Казань в 1487 году.
В Николаевском Краснохолмском монастыре, одной из крупнейших обителей конца 15-го начала 16 столетия(П. Выголов), в его монастырских подвалах и пещерах следовало бы поискать и библиотеку Ивана Грозного, выехавшую из Александровской слободы и пропавшую неизвестно где на дороге «из Ростова Великого на Белаозеро». Иван Грозный жертвовал в монастырь на поминовение убиенных им бояр огромные деньги. Большие пожертвования были от бояр Шереметевых, инокини Марфы, матери митрополита Филарета и бабки Михаила Романова, митрополита Никона. Игуменом Краснохолмского монастыря в 1650-х годах был Иоаким, в конце 17 столетия ставший Патриархом всея Руси. Предлагаем казакам возродить Святую Русь. Лучшего места, чем у нас, не найти. Недаром по молитвам краснохолмских монахов в нашей округе на три десятка верст от монастыря нет змей. Здесь у нас самая дешевая земля, скотина, русские избы, брошенные за ненадобностью сельские школы, хозяйственные постройки. У нас отличные, не разбитые тракторами дороги. Экология такая, что ежели взять радиус 100 верст вокруг нас, то никаких вредных предприятий не найти.