Одним из наиболее ярких в жизни Тверского края был этап, связанный с возникновением и расцветом усадебной культуры. В середине XIX века на территории губернии, вероятно, существовало около 1500 усадеб. Владельцы многих были видными политическими деятелями, всесторонне одаренными и талантливыми людьми. Они внесли большой вклад в развитие отечественной науки и культуры. Некоторые усадьбы являлись шедеврами архитектуры и паркостроения. Хорошо известны ботанические коллекции, собранные в парках Прямухина, Митина, Луганова. На страницах газеты мы расскажем о становлении и основных этапах развития усадебной культуры, о выдающихся владельцах усадеб, уникальных парках и коллекциях растений, интересных усадебных комплексах…
От рассвета до заката…
Зарождение русской дворянской усадьбы восходит, по-видимому, к Средневековью. Идея усадебного строительства возникла на территории Тверского края еще в XVI веке. Благоустройством своих сельских резиденций занимались видные представители московской властной иерархии. Фаворит Василия III И. Поджогин в селе Иванищи в 1530-х годах и князь Симеон Бекбулатович в селе Кушалине полвека спустя отстроили в своих имениях каменные храмы.
Интерес к созданию парков появляется в России с начала XVIII века. В 1710 году Петром I была создана особая «садовая контора», которая выписывала для парков растения из-за границы. Первоначально усадьбы европейского типа получили распространение в основном вокруг столиц. Культура паркостроения начинается с подготовки за рубежом отечественных специалистов во времена Екатерины II. Европейская эстетика, проникнув в Россию, существенно трансформировалась, вобрав в себя русские национальные черты. Первые усадебные парки в имениях дворян Тверской губернии были созданы в конце XVIII века. Точная датировка времени их появления осложняется тем, что нередко парки создавали уже после строительства усадебных построек и неоднократно дополняли новыми посадками. Например, парк в имении П.А. Осиповой-Вульф в Малинниках, где неоднократно гостил А.С. Пушкин, был разбит уже после гибели поэта, хотя усадебный дом существовал там с конца XVIII века. В более ранних приусадебных посадках нередко были очень старые деревья, выполнявшие функцию громоотводов.
В середине XIX века усадебный стиль жизни стал основным для подавляющего большинства дворян. Трудно оценить число усадеб, существовавших в Тверской губернии. В обзорных работах указывают, как правило, лишь число населенных пунктов и их статус. Еще сложнее оценить число усадебных парков. В. Покровский (1879) отмечает, что «…до 1861 года садоводство было любимым занятием дворянства Тверской губернии... До реформы 19 февраля всех помещичьих садов в губернии насчитывалось 1400». К сожалению, в настоящее время в разной степени сохранилось только около 300 старинных усадеб.
Усадьба - уникальное явление не только культурного наследия, но и хозяйственно-экономической жизни России. Почти все русские аристократические фамилии имели в Тверской губернии свои усадьбы. В них были собраны настоящие жемчужины мирового искусства. Именно сюда приглашали именитых зодчих для проектирования и строительства своих поместий, везли издалека строительный камень. Использовали также местный известняк и кирпич. Разбивали парки с каскадными прудами и беседками, сажали липовые и дубовые аллеи. Иные, подобно Бакуниным в Прямухине, заводили нечто вроде ботанического сада, сажали в своих имениях экзотические растения. Дома-дворцы сооружали для себя и строили отдельно флигели для управляющих и прислуги. Порой даже конюшни украшали колоннами в стиле античных храмов. Возводили церкви, красотой и оригинальностью не уступавшие столичным. Уникальный, удивительный ландшафт рождал редкие по красоте проекты. Многие местности носили собственные оригинальные названия - «Русская Италия», «Русская Швейцария». Усадебные ансамбли на Тверской земле связаны с именами выдающихся людей России А.С. Пушкина, И.И. Лажечникова, Л.Н. Толстого.
Дворянская усадьба представляла собой особый мир, обустроенный в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. Среди них были князья Волконские и Шаховские, Гагарины и Голицыны, Оболенские и Мещерские, графы Шереметьевы и Игнатьевы, Закревские, Воронцовы и носители еще многих других, не менее прославленных имен. В тверских усадьбах можно было увидеть постройки известных архитекторов, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных зодчих, столяров, живописцев, исполненные своеобразной выразительности. В лоне тверских усадеб вырастали не только философы и политики, подобные Михаилу Бакунину или Федору Родичеву, но и ученые разных специальностей. Среди них основоположник внешней баллистики вращающихся снарядов Николай Маиевский, авиаконструктор Алексей Туполев, выдающийся врач Л.Г. Беллярнинов, географ Н.С. Таганцев и другие. Более всего дух усадебной жизни, связанный с живописной природой Верхневолжья, способствовал развитию художественных талантов. Тверская земля связана с именами работавших здесь художников И.И. Левитана, В.К. Бялыницкого-Бирули, С.Ю. Жуковского, А.С. Степанова, А.В. Моравова, Н.П. Богданова-Бельского, А.Е. Архипова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, С.П. Кувшинниковой и многими другими. Детство Л.Н. Гумилева, ученого, создателя науки этнологии, сына А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева, прошло в Слепневе Бежецкого уезда. В Сорокино-Островно побывал А.П. Чехов. Впечатления от этих мест нашли отражение в пьесе «Чайка» и в рассказе «Дом с мезонином», написанном вскоре после поездки в Горки.
Однако период активного строительства усадеб не был продолжительным. Социальное и экономическое положение дворянства резко изменилось после отмены крепостного права 19 февраля 1861 года. Изменение экономических условий потребовало более эффективной организации сельскохозяйственных работ и переориентации владельцев на капитализацию усадебных земель и рациональное хозяйствование. Созданное в 1860 году общество тверского садоводства стало бесполезным после реформы. Многие владельцы дворянских имений разорялись в новых экономических условиях. Однако части дворянства удалось приспособиться к новой экономической ситуации, превратив усадьбу в фермерское хозяйство, в «экономию». Большинство же дворян, пытаясь удержаться на плаву, распродавало свои земли и усадьбы новому нарождающемуся классу богатых и предприимчивых людей, «новых русских» той поры. Усадьба-экономия, дача - вот те типы комплексов, которые приходят на смену «родовым гнездам». После реформы 1861 года многие парки оказались без надлежащего ухода и стали постепенно зарастать. Наметился закат усадеб как особого феномена русской культуры. В конце XIX - начале XX века усадьбы чаще строятся не как хозяйственные центры, а как загородные дома, предназначенные для отдыха. Один из примеров - усадьба Островки Ширинских-Шахматовых. Новым типом усадьбы становятся дачи людей искусства. Под Вышним Волочком была открыта Академическая дача, дача «Чайка» художника Бялыницкого-Бирули, усадьба фон Дервиза в Домотканове и целый ряд усадеб, расположенных на удомельских озерах.
Сильный удар по усадебной жизни был нанесен в 90-е годы XIX века, когда активным участником передела дворянской собственности стало государство в лице имущественных ведомств. Началась массовая национализация имений. Нередко имения передавались в аренду как сельскохозяйственные территории, а не как усадебные комплексы. Ветшали, разбирались или горели небольшие деревянные усадьбы. Многие усадьбы неоднократно меняли владельцев. Революция 1905 - 1907 годов в Тверской губернии ознаменовалось 42 случаями погромов и поджогов усадеб. Перед революцией 1917 года примерно половина некогда дворянских усадеб стала принадлежать купцам, промышленникам, разбогатевшим мещанам и даже крестьянам. Земли, как правило, сдавали в аренду.
После Октябрьской революции многие усадьбы были разрушены, продолжилась деградация парков. По распоряжению В.И. Ленина были сформированы государственные органы охраны памятников архитектуры и искусства. Однако под охрану государством были взяты прежде всего мемориальные и исторические парки Санкт-Петербурга и Москвы. Укрепление коммунистической диктатуры в целом привело к варварскому уничтожению многих усадеб в 20-е годы ХХ века. В это время происходило разрушение многих помещичьих имений крестьянами и мародерами. Имения сжигали, а парки вырубали. Оставались нетронутыми только те имения, в которых продолжали жить их бывшие владельцы или потомки (например, Луганово). Многие парки остались фактически бесхозными и перешли в земельное владение колхозов или вошли в состав лесного фонда в качестве массивов, не имеющих большой хозяйственной ценности. В последнем случае происходило постепенное зарастание парков и слияние их с пограничными участками леса. Усадебные дома занимались под школы, Дома культуры, отдыха и санатории. Такой вариант использования нередко способствовал хотя бы минимальному уходу за территорией.
Лучшие представители интеллигенции предпринимали героические усилия для спасения памятников. В 1922 году по инициативе В.В. Згуры в Москве возникло Общество изучения русской усадьбы. Оно занималось изучением садов, парков, историей и быта, генеалогией дворянских родов. В 1930 году председатель общества А.Н. Греч был сослан в лагерь на Соловках. Уничтожение культуры происходило практически без общественного протеста. В это время общий список охраняемых государством объектов был сокращен с 3000 до 200 единиц. Многие усадебные постройки были заняты под нужды крестьянских хозяйств, произошло быстрое разрушение архитектурных и ландшафтных особенностей.
Колоссальный урон культурному наследию нанесла Великая Отечественная война. Было разрушено 3000 исторических городов, 427 музеев. На территории Тверской области особенно пострадали парки в западных и приволжских районах. Противопоставляя вандализму захватчиков заботу о ценностях отечественной истории, И.В. Сталин создает государственную комиссию по фиксации зверств.
За 70 лет бесхозной жизни и варварской эксплуатации целый слой культурного наследия полностью утратил свое место в общественной жизни. В 1976 - 1982 годах приняты законы об охране и использовании памятников истории и культуры в РСФСР и СССР и другие нормативные документы. Увеличилось число охраняемых памятников. В 1976 году усадьбы Митино и Василево были объявлены памятниками. Такой же статус получили усадьбы Выставка-Новоспасское и Раек-Знаменское, а в 1978 году - парк и усадьба в Чукавине. Благодаря исследованиям, проведенным сотрудниками кафедры ботаники и экологии ТвГУ в 1980 - 1990 годах, к особо охраняемым объектам были отнесены 87 старинных парков.
В начале ХХI века проблема охраны усадеб стала решаться комплексно. Отмечена не только мемориальная, но и важная природоохранная ценность …