На сайте Шымкента помещена история есаула Серова возле селения Икан, где он с сотней казаков проявил геройство. Хвала ему !
Однако мы на это посмотрели как на неумелое переписание страницы советского учебника, за что студентов бьем по ушам.
Мы ведь живем намного позже или ничего не изменилось в "датском государстве" ?
Имперская идеология должна уступить законное место по праву подлинным фактам.
Хотя бы потому, что теперь уж необходимо знать правду.
Мы не ратуем за националистическую идеологию, наблюдаемую нами лет десять назад в ставших независимыми государствах Центральной Азии. Она сродни шовинизму, такая же уродливая и ведущая в регресс. Призываем всего лишь более трезво посмотреть на собственную историю. Некоторые представители Казахстана и Кыргызстана восхваляя скажем того же Гумилева, не делают никакой разницы одновременно распевая дифирамбы Бернштаму и Бромлею. Но, извините !
Как говорил достопочтенный Ходжа Насретдин, пора бы различать кошку от мяса !
Упомянутая статья названа "Кокандское ханство на территории ЮКО" и подписана В.Корнеев. Аналогичная параллель - анекдот эпохи Брежнева. На экзамене по истории задают вопрос: - Что такое Великая Отечественная война ?
Ответ: - Незначительный эпизод из битвы за Малую Землю.
Содержимое статьи более чем тенденциозно. Автор по своей неграмотности даже не смог указать в каком году образовалось Кокандское государство, хотя это известно школьнику начальных классов. Эта дата известна более чем определенно, потому что зафиксирована многими нарративными источниками о том как в киш-лоу Таргова родовитые бии подняли на белом войлоке самого достойного молодого витязя Шохруха сына Ашурбия из знатнейшего рода минг трижды прокричав во всю мощь легких "хон, хон, хон". Ак-фатиха была прочитана самим Великим Ишаном (Эшони Калон) - Мирза Ходжа Ишаном Аштским, резиденция которого находилась в центральном урочище Кураминского хребта, а влияние распространялось до Кашгара и Бухары с востока на запад, от Каратегина до Семипалатинска с юга на север.
Автор статьи по своей невежественности ограничил территорию Кокандского государства Балхашом, Джизаком, Или, Туркестаном.
На самом деле, до образования русскими захватнической линии Новосибирск - Омск, эта земля принадлежала Кокандскому хану и населяли её его ленники - казахские султаны.
Полат (Семипалатинск) был населен кокандскими сартами, а ещё выше кокандскими узбеками полукочевого образа быта, теперь они называются сибирскими узбеками.
Орин Бурун (Оренбург) также непосредственно подчинялся Кокандскому монарху (эту местность присоединил к своей короне Умархан - самый просвещенный из ханов Коканда) и в нем жили его подданные казахи и татары. Вообще город был типично азиатским даже по архитектуре с караван-сараями и стойлами для верблюдов, с мусульманскими мечетями и банями. На юге Каратегин вплоть до точки Мира - перевала Кара Корум, где теперь стыкуются границы Афгана, Индии, Китая...
Наконец, восточная часть Коканда - это Кашгар, который благодаря ханам был свободным от ханьской экспансии, а теперь хань-су этот край презрительно называют Синь Цзян (Покоренная Земля). Кокандские ханы следуя заветам величайшего пира Махдуми Аъзама, потомки которого - белогорские(от старшего сына) и черногорские(от четвертого сына) исламизировали Восточный Туркистан, охраняли эту страну от язычества конфуциански-рафинированного Китая. Этого страстно желало население края. Во второй половине двадцатого столетия китайские власти по сговору с Кремлем окончательно захватили Шинг Шонг.
Правительство Алихонтуры Согуни с достоинством давало отпор гоминдановским силам.
Достаточно сказать, что уйгуры под предводительством Алихонтуры с двадцатитысячным войском заставили бежать стотысячную армию генералиссимуса Чан Кай Ши. Знаменитых карабаиров в помощь уйгурскому правительству до Кашгара доставил прославленный герой гражданской войны лично застреливший в Бельджуване Энвера-пашу Исраил Ахунов по личной просьбе Усмана Юсупова.
Так что, дорогие историки, пора писать историю Центральной Азии заново, а не ориентироваться на имперско-шовинистические коньюнктерно-заказные измышления.
Два слова о сговоре Желтого и Красного Драконов (слова Алихонтуры Согуни).
В штабе войск уйгурского правительства были советские шпионы. Улучив момент, они пригласили маршала к самолету и там, применив известные им приемы запихнули в ЛИ-2 и привезли в Алма-Ату. Когда его судьбу решили, позволили жить с семьей в Ташкенте. Здесь он занимался научным творчеством. Ему мы обязаны переводами Уложения Тимура, многотомника по истории ислама "Тарихи Мухаммадия" и др.
Возвернемся к статье и увидим как грешит автор перед памятью султанов династии Касымовых, называя Саржана Касымова грабителем. Более того, он возбуждает гнев потомков Среднего Жуза, на кочевья которого по утверждению статьи совершал набеги патриарх Саржан. Оказывается, на реке Сары-Су Касымов как "грабитель" не имел права строить укрепления, зато имперские войска могли геройски наносить ему здесь в тысячах верстах от Петербурга поражение как всегда будучи правыми.
Очень смешно звучит тезис "агрессивные акции кокандских и хивинских властей (...) дорого обошлись России. Он что, больной, этот автор, кто агрессор - русские за тысячу верст от своей деревни или азиаты на своей земле. Далее он выдумывает какие-то оправдания захвата русскими Великой Степи. Затем неудачно конспектирует советский учебник истории о героических подвигах Веревкина с Черняевым, я бы ему точно двойку влепил. Причем у него такая нередактируемая стилистика, он везде русских называет не иначе как "нашими", ещё раз подчеркивая шовинистическую сущность.
Наконец, он рисует кульминацию своего шедевра и пишет "мулла Алимкул - регент малолетнего Худояр-хана". Как могли такое дебильное утверждение допустить редакторы "Независимого военного обозрения" или они сами адекватного уровня мышления ?
Интересно, если автор такой невежда, откуда вся эта чушь переписана ?
Алымкул Мырза был регентом Султан Бахадур-хана и к Худояру никакого отношения не имеет. Эту грань нужно уяснить четко. В правлении мингской династии чрезвычайно важную роль играли две противоборствующие партии: кыпчакская и кыргызская.
Когда одна партия одерживала верх, на троне сидел её хан, потом другая одерживала верх и сидящего резали или он умудрялся как Худояр, благодаря родственникам с обеих сторон оставаться живым вовремя сбегая в Степь. У него отец кыргызской партии, мать кыпчакской. Так вот, регентом малолетнего Худояра был родной дядя зарезавший отца-Шерали Мусульманкул-Чулак, он приходился старшим братом Джаркун-Айим. Кстати он уже в Худояровы 12 лет выдал за него свою дочь, заделавшись ещё и тестем. Потом, окрепнув, все-таки Худояр повесил дядю-мингбаши. Кстати, слово мингбаши также имеет в Коканде двоякий смысл из-за власти мингской династии, оно понимается как "глава мингов" наподобие визиря - премьер министра, а не просто тысяцкий как в других государствах. Лорд Биконсфилд (Бенджамен Дизраэли) писал: "Два Льва стерегут престол Коканда - Алим Кол и Муслим Кол. Это воины, дипломаты, политики. Они могущественны, мудры, умелы... Если бы они принадлежали одной партии, Коканд стал бы самым сильным противником любого неприятеля. К сожалению, они разных родов".
Алымкул Мырза происходил из кыргызского рода джапалак. Ещё будучи молодым вождем рода он проявил себя достаточно талантливым и умелым воином, даже политиком, что было замечено сановниками государства, самим ханом. Тогда же он выкрал себе молодую сильную жену спящего сардара соседнего племени прямо с белого войлока на полном скаку пролетев мимо джейляу. Эта женщина впоследствии после гибели мужа получила его воинское звание "додхо", что означало степень бригадного генерала. Теперь эту женщину во всем мире знают как героическую мать кыргызов Курманжан Датка.
Алымкул Мырза геройски погиб возглавляя оборону Ташкента от смертельной раны, полученной при прямом попадании артиллерийского заряда 9 мая 1865 года.
Историки считают, что именно его гибель позволила русским так удачно захватить Ташкент. По всем документальным данным этот выдающийся человек достоин светлой памяти и уважения. Только почему-то ни в Астане, ни в Бишкеке, ни в Ташкенте о нем пока никто не вспомнил ....