Отцовская 21063 1988 года, цвет «сафари», почему-то так назывался белый с молоком цвет. Тогда чтоб купить машину, нужно было встать в очередь, и не факт, что машину когда-либо дождешься. Но как-то отец всё же получил машину.
В 19 лет получил права, отец мне её частенько давал, чтобы я приезжал в деревню, 1995-1998 (проехал тыс. 40 км. ). Обслуживал сам: масло, фильтры, свечи. Насколько помню, один раз шаровые поменял (комплектом) и один раз ступичный подшипник справа. Менял на СТО термостат.
Салон был тихим, ход приятный, что-то было в ней родное. На этой машине всегда чувствовал какую-то уверенность. Всегда заводилась даже в —46. Один раз завелась в мороз за 40, а лампочка давления масла не погасла, заглушил двигатель, вытащил щуп, масло как пластилин — тогда часто вместо нормального масла попадался суррогат.
Один раз выехал в мороз —30 в аул, надо было съездить туда-обратно (380 км), при сильном встречном ветре салон не прогревался, я по дороге заехал в деревеньку к родственникам, попросил дядю поехать со мной, он отказался, зато поехал двоюродный братишка 14 лет. На трассу выехали, скорость 50-60 км/ч из-за плохой видимости, потом пурга усилилась — дальше 20-30 метров ничего не видно, переметы, испугался, отпустил газ, но заслонка замерзла и скорость не падала (братишка тогда сказал, что в рай въезжаем – вверху свет от солнца, белый тоннель от сплошной стены снега, и я ему показываю, что газ не давлю, а машина едет), температура салона ниже нуля, потом температура движка стала падать, заглушил двигатель, остановился, чтоб не въехать в кого-нибудь – понял, что термостат заклинило. Стал думать, чем бы укрыть радиатор и движок, чтобы тепло не выветривалось. Пока вышел, открыл багажник, порылся — замерз насквозь – чувствую, что 10-15 минут на ветру и точно в рай попадем, у братишки сердце от холода начало болеть. Пока я над этим размышлял, ветер слегка спал и мы увидели, что рядом дома стоят (посреди деревеньки встали). Я сбегал в ближайший дом, попросил целлофан, укутал машину, завел, а уже через 5 минут стало жарко, в дороге ни одной машины мы не повстречали.
Потом отец ещё не один год на ней поездил, в общей сложности 250-300 тыс. проехала, на 150 тыс. кап. ремонт сделали – эксплуатация в суровых условиях сказалась. Причем с каждым годом качество запчастей падало, приходилось ремонтировать ходовку снова и снова.
Как отец ездил на шестерке — это вообще отдельная история. Однажды мы с отцом ездили по элеваторам, заехали в глубинку, асфальт закончился, а отцу нужно было в соседний элеватор (10-15 км), по заметенной после пурги грунтовке (300-400 метров открыто, 5-50 метров перемет, местами намного выше колена), если объезжать по асфальту (кстати, асфальт — это громко сказано: стиральная доска с ямами как после бомбежки), то 470 км. Отец решил, едем! На встречу попалась нива, какая-то низкая на шоссейной резине, битком забитая людьми, видимо развернулись, не стали соваться. Отца это не смутило, в багажнике две лопаты, снег мягкий, только выпавший, поехали. Отец проезжает переметы с разгона: где-то на скорости 100 км/ч врезается в снег (в этот момент ничего не видно, так как стекло забрасывает снегом), держит руль прямо, чтоб в кювет не слететь, и газ в пол, постоянно понижая передачи, если не пролетели перемет, выходим и копаем. Короче, за полтора-два часа почти доехали до пункта назначения – смотрим, а за нами эта нива по нашему следу ползет (вот гады, мы пробиваем, копаем, а они ждут))) Поравнялись с нами и водитель ещё пальцем у виска покрутил)
До 1999 года краска была как новая, машина стояла в гараже, всегда загоняли в тень, чтоб краска не выгорала. Не знакомые думали, что машина новая, только на некоторых молдингах начиналась ржавчина и хром стал мутнеть.
В 1999 мне один старый козел на копейке в бок въехал, по второстепенной дороги летел 80-90, я с главной поворачивал — увидел этого камикадзе и не стал выезжать на перекресток, а он нажал на тормоза и его как на лыжах (был гололед) повело вбок. Ударил в мою сторону, в итоге машина буквой зю, двери как обертка от конфеты, переднюю и среднюю стойки кузова порвало, порог, пол выгнулись, крышу повело, сиденье боком, машина отлетела и ударилась вторым боком в столб. Вышел с другой стороны. Бок болел неделю — мог и убить ведь. Составили протокол, я завел свою и поехал своим ходом на СТО. Восстановили погано, с одной стороны двери еле влезали в проем, с другой щели. Но машина всё равно была теплой и нормально ездила. Потом отец ехал по полю 100-110, наехал на кучку соломы, а под ней валун в земле (30-40 см. в диаметре), в итоге слева обе резины порвались, диски тоже, на нижнем рычаге глубокий след, а задние тяги с водительской стороны вообще оторвались, мост погнуло, на тормозном барабане скол и трещина, но не развалился, амортизатор и пружина на месте, мост держался на тягах второй стороны и кардане.
Отец сходил в деревню, поставил колеса от авто прицепа и приехал домой (40-50 км). Удивительно живучая машина. Поставил новые тяги, но из-за перекосившегося моста машина стала ехать боком. Но даже не это её добило, потом мы пару лет ставили её в теплом гараже (очень теплом: заезжаешь — машина вся покрывается испариной). Вот в результате каждодневного намокания сказалась ещё та авария: сгнил кузов. Продавать жалко – вот и стоит у знакомых догнивает((.
О машине самые теплые воспоминания, даже после аварии люди, которые ездили на таких же шохах последних годов, удивлялись, что в салоне ничто не скрипело. Сейчас поездив на иномарках уже не так воспринимаются эти машины, не такие они комфортные, устойчивые. Но все же, это в городе мы так говорим, а попробуй вернуться в деревню на своем пассате — ходовку каждые полгода придется перебирать, может и чаще, бампера первую же зимнюю вылазку не переживут. Серьезный джип покупать – да жалко будет такие деньги гробить на бездорожье. Кстати, на сельских дорогах у джипов частенько мосты лопаются.