После Октябрьского переворота правительственные или так называемые литерные поезда порой оставались одной из немногих реально действующих форм пассажирского движения. И едва ли не главным железнодорожным путешествием в те времена был переезд Советского правительства из Петрограда в Москву. Перенос столицы государства из «колыбели революции» до сих пор является одной из малоисследованных страниц истории.
ПРИЧИНЫ ПЕРЕНОСА
Большевистский переворот произошел в Питере намного легче, чем в Москве. Жертв почти не было. А в Москве в ожесточенных боях погибло более 200 человек. Но скоро в легко завоеванном Питере начались забастовки на заводах и фабриках, а также банковских чиновников и учителей, почтовиков, служащих ряда учреждений. Порядка в городе не навели ни городской голова Михаил Калинин, ни председатель Петросовета Григорий Зиновьев.
Наполненный бывшими офицерами, беженцами, дезертирами, Питер оказался идеальным местом для заговоров. Знаменитое «взятие» винных подвалов Зимнего дворца послужило сигналом к волне винных погромов. Измученных жесткой дисциплиной и жизнью в крепостных казематах моряков Кронштадта и Балтфлота охватила эйфория свободы.
А ежедневная норма выдачи хлеба между тем упала до 120 граммов. Давала о себе знать и удаленность Питера от деревни и топливных центров. Рабочие Петрограда становились неуправляемыми и сопротивлялись новым властям. Разгон Учредительного собрания вызвал глубокое смятение, проникшее даже в ряды партии. Методом решения возникающих проблем Ленин избрал расстрелы недовольных.
Но защиту вождя и Смольного нельзя было поручить ни гарнизону, ни разношерстной Красной гвардии, ни «матросской вольнице». Доверием вождя революции пользовались только отборные латышские стрелки, отличавшиеся железной дисциплиной. Если в декабре Смольный охраняли триста латышских стрелков, то в январе их было 1000.
Разумеется, Москва тоже изобиловала анархистами и заговорщиками, однако коммунистические вожди оставляли в Питере гораздо более непокорных и озлобленных рабочих, матросов и дезертиров.
Московские же рабочие, работающие в основном на мелких предприятиях и тесно связанные с крестьянской массой, считались менее революционными. А главное, они не так настрадались от зимних холодов и экономических экспериментов, поэтому не были столь агрессивны, как питерцы.
ПОДГОТОВКА К ЭВАКУАЦИИ
Тысячи горожан штурмом брали вокзалы, и приходилось вызывать вооруженную силу для их защиты. Чрезвычайная комиссия по эвакуации, созданная 21 февраля, издала приказ установить кордон вокруг столицы для того, чтобы помешать притоку беженцев и дезертиров, а с другой стороны, воспрепятствовать оттоку населения из города.
На поезда нападали демобилизованные солдаты и матросы — недавняя гордость революции. Дыбенко, обвиненный в том, что не обеспечил оборону Нарвы, был смещен с поста наркома и исключен из партии. А Железняков, разогнавший Учредительное собрание и тем прославленный в песне, ушел со своим отрядом к Махно.
В ночь на 9 марта с Николаевского вокзала отправились два поезда с делегатами съезда Советов во главе с председателем ВЦИК Яковом Свердловым. А в ночь на 10 марта Смольный тайно покинули руководители большевистской партии.
Всей операцией руководил Бонч-Бруевич. Сроки переезда держались в тайне, в том числе и от железнодорожного руководства, так как влиятельный профсоюз транспортных рабочих «Викжель» был в оппозиции к большевикам. В газетах дату выезда правительства объявили на 11 марта, но это была намеренная дезинформация.
ЭВАКУАЦИЯ
10 марта два первых состава были поданы под посадку на Николаевский вокзал, а главный поставили на неприметной платформе «Цветочная» за Московской заставой. На одного человека, включая членов семьи, полагалось по 10 пудов клади. Состав охраняли латышские стрелки под командованием Берзиня. В последнем вагоне разместился их резерв из 100 человек.
В соответствии с нумерацией, которую давали литерным поездам, ему был присвоен номер 4001. Формирование поезда №4001, в котором в Москву переправлялось руководство страны, шло с соблюдением всех правил конспирации. План, как его описывает Бонч-Бруевич, был таков: «Накопить спальных вагонов, в последний момент сформировать поезд и выехать без огней, пока не достигнем главных путей Николаевской железной дороги».
Посадка в поезд производилась по специальным предписаниям, которые члены Совнаркома получили накануне.
ИНИЦИДЕНТ В МАЛОЙ ВИШЕРЕ
В 21 ч. 30 мин. из Смольного на машинах выехал В.И. Ленин с ближайшим окружением: Крупской, Марией Ульяновой, Бонч-Бруевичем. Дворец оставался ярко освещенным. По окольным улицам машины подъехали к Цветочной, оцепленной латышскими стрелками. Ленина со спутниками проводили в салон-вагон с наглухо зашторенными окнами.
Первый литерный с Николаевского вокзала отправился в 21час. 45 мин. А через 15 минут тихо, без обычного тогда протяжного гудка отправления тронулся и 4001-й. По соединительным веткам он выбрался на главный ход, по которому должен был следовать за первым литерным. За ним следовал третий.
Однако произошло непредвиденное. С товарных путей узла между первым и вторым литерными проскочил большой воинский эшелон с анархистски настроенными матросами и солдатами, возвращавшимися с фронта. Этот эшелон сильно тормозил движение литерного 4001-го и отказывался пропустить его, несмотря на требования начальников станций.
За ночь правительственный поезд прошел куда меньше, чем предполагалось. К утру вместо Твери поезд был еще только в Вишере. Здесь менялись локомотивы, велся набор воды и топлива. Такие же остановки делались на станциях Бологое и Тверь (магистраль между двумя столицами делилась на 4 тяговых плеча).
Когда 4001-й среди ночи прибыл в Малую Вишеру, эшелон с дезертирами (до 400 матросов и 200 солдат) был уже здесь, перрон был полон высыпавшими из вагонов матросами. Товарняк и спецпоезд оказались друг напротив друга.
Что матросы знали про литерные поезда, какие у них были планы, то ли потребовать встречи с Лениным, то ли отнять паровоз, сейчас сказать трудно. Но латышские стрелки численно превосходили матросов и солдат из «анархистского» товарняка. А когда матросы попробовали приблизиться, их встретили стволы винтовок и пулеметов.
Под их прикрытием В.Д. Бонч-Бруевич с группой из десяти человек подошел к матросскому эшелону, заблокированному латышами, и предложил всем немедленно сдать оружие. Матросы отступили ... Их состав перевели на запасной путь, а литерные продолжили движение к Москве. Ленин в это время спал.
ПАРОВОЗЫ СЕРИИ «С»
Следующая смена локомотивов была на станции Бологое. Какие паровозы вели 4001-й поезд на первых двух тяговых плечах, историки транспорта пока не установили. А от Бологого до Твери поезд вез паровоз С.325 постройки Невского завода 1916 года с машинистом Александром Федоровым. Позднее, в июле этого же года, этот паровоз попал в аварию и был поставлен на паровозное кладбище, где простоял четыре года. К 5-й годовщине революции он был отремонтирован коллективом депо Бологое и торжественно выпущен на поездную работу.
От Твери до Москвы спецпоезд вел паровоз С.245 постройки Сормовского завода 1915 года с бригадой старшего машиниста Ивана Батурова.
Вот какими воспоминаниями поделился в 1983 году помощник машиниста этого паровоза З.В. Карелин. В 1918 году он работал в локомотивном депо Москва. Их паровоз был одним из лучших в депо. 10 марта рассыльный депо принес Карелину срочный вызов в поездку. Паровоз отапливался дровами, поэтому в бригаду кроме машиниста и помощника входили двое кочегаров. Из Москвы паровоз С.245 был отправлен в Тверь без поезда (на профессиональном языке — «резервом»). Прибыли под вечер, развернули паровоз на кругу передом к Москве, сдали его дежурным и пошли спать в бригадный дом. Утром пополнили запас дров, подняли пар и подали паровоз к платформе. О том, что поведут литерный поезд, узнали еще накануне, но кто именно в нем едет, было неясно.
Когда наконец прибыл поезд и паровозы поменялись, к машинисту подошел Бонч-Бруевич: «Товарищи, повезете Ленина, постарайтесь!» На тендере заняли место пулеметчики, два стрелка сели в контр-будку, протянули телефонную связь из вагонов. Карелин помнил, что состав состоял из шести или семи четырехосных вагонов, большинство из которых было синего цвета, то есть первого класса. Одним был вагон-ресторан. Скорость по тем временам держали очень приличную — до 70 км/ч. Перроны проезжаемых станций были в основном пустынны, видимо, публику удалили. В Клину сделали краткую остановку для набора воды и пополнения запаса дров, которые заблаговременно были сложены у рельсов. В этот момент из вагона-ресторана принесли подкрепиться бригаде поднос с бутербродами.
Когда подъезжали к Химкам, из поезда позвонили на паровоз — попросили снизить скорость, чтобы передать телеграмму. У перрона Николаевского вокзала Москвы поезд ожидали автомобили. Проходя мимо паровоза, Ленин помахал машинисту рукой.
ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ПУТЯМ
После 1918 года паровоз С.245 продолжал работать на Николаевской (с 1923 года — Октябрьской) железной дороге, причем несколько раз сменил депо приписки Москва на Ленинград и наоборот. На деповских путях он был запечатлен фотографом Л. Амурским вместе с паровозами С.227 и С.255. Фотограф назвал свой снимок «Чугунная тройка» и поместил в журнале «Советское фото» №2 за 1930 год.
В 1938 — 1939 годах С.245 значился в депо Ленинград пассажирский-Витебский. В годы войны паровоз трудился на Горьковской и Ярославской железных дорогах, а в 1951 году вернулся на Октябрьскую дорогу. Из инвентаря паровоз был исключен 26 декабря 1960 года.
Паровозы серии «С» были уничтожены почти полностью. Лишь в 1980 году энтузиасты обнаружили последний уцелевший экземпляр этого паровоза, одного из лучших отечественных пассажирских паровозов. Через два года, ушедших на восстановление паровоза, которому присвоили исторический номер 245, он вышел, как новенький, из ворот депо Ховрино в Москве. Сейчас он вместе с салон-вагоном занял достойное место в Музее железнодорожной техники Октябрьской дороги на Варшавском вокзале Петербурга.
В Гражданскую немало поездил по стране на литерном поезде «всероссийский староста» М.И.Калинин. Но особенно был известен поезд Троцкого, второго вождя революции, председателя Высшего военного совета, Наркомвоенмора и Наркома путей сообщения, представляющий собой одновременно и штаб, и боевую единицу Красной армии, и карательный орган, и агитпоезд. Свои литерные поезда имели и другие высшие военные руководители Красной армии — Буденный, Тухачевский и другие.
Правительственные салон-вагоны в 1960-х годах стали строить уже на основе не деревянных, а цельнометаллических, хотя планировка оставалась неизменной. А старые «Владикавказцы», находившиеся еще в хорошем состоянии, перешли к железнодорожному начальству. После списания некоторых персональных вагонов они были моментально разграблены или сгорели. Но все же некоторым музеям железнодорожной техники удалось спасти несколько замечательных вагонов. Их неплохая коллекция собрана в Центральном музее Октябрьской дороги, Московском и Ростовском музеях.
И скука сменялась тоскою,
Натужно шипели поршня.
За окнами шло Бологое
Все мимо да мимо меня.
УРОК ИСТОРИИ
Бегство правительства большевиков из Петрограда в Москву в 1918 году доказывает, что столицу можно перенести быстро. Правительство, погрузившись в поезд на Цветочном посту (Путиловская ветка), приехало в Москву спустя два дня, и 15 марта IV съезд Советов, созванный в срочном порядке для ратификации Брестского мира, узаконив свершившийся факт, провозгласил Москву столицей РСФСР. После двухсотлетнего господства Санкт-Петербург вернул права своей старшей сестре. Как писали газеты того времени, перенос столицы в Москву открыл новый московский период русской истории.