За штурм Кенигсберга Верховный главнокомандующий И. Сталин приказом от 17 мая 1945 года удостоил почетного наименования Кенигсбергский 98 соединений и частей, в том числе шесть от НКВД СССР. За исключением частей НКВД, весь этот перечень выбит на Стене Славы в калининградском парке Победы. Избирательный подход чиновников к солдатам и офицерам, носившим зеленые или васильковые фуражки, оскорбителен и аморален, считает военный журналист из Калининграда Юрий Ржевцев. К мнению Ржевцева наверняка присоединятся тверские ветераны НКВД, ведь три «Кенигсбергских» полка НКВД и 16-я гвардейская дивизия задолго до штурма Кенигсберга сражались в Калининской области.
Полковник милиции Ржевцев, с которым я нахожусь в переписке почти год, завершает работу над Правоохранительной энциклопедией Калининградской области. В ней отражен и боевой путь тех четырех полков войск НКВД СССР по охране тыла действующей армии, которые с боями пришли в Восточную Пруссию с территории Калининской области. Речь идет о 31, 33 и 86-м Кенигсбергских погранполках (ПП), а также о 13-м ПП, единственном из воинских частей НКВД, удостоенном почетного наименования Виленский за овладение Вильнюсом.
И не забудем, что в Калининской области оперировали не менее восьми ПП: кроме вышеназванных, еще и 16, 37, 83 и 88-й ПП, но у них был свой боевой погранпост.
АТАКИ «ЧИСТИЛЬЩИКОВ»
Хорошо забытая акция: с 11 по 19 апреля 1945 года войска НКВД произвели широкомасштабную зачистку Кенигсберга. Фактически это был второй штурм города. Для этой акции комиссар госбезопасности I ранга В.С. Абакумов (будущий министр госбезопасности) привлек три погранполка - 31, 33 и 86-й (а также 57-ю дивизию внутренних войск НКВД).
Кенигсберг штурмовала и 16-я гвардейская дивизия. Эта дивизия, будучи еще 249-й стрелковой, отличилась во время Торопецко-Холмской операции. Она была сформирована по приказу Берии от 29 июня 1941 года, когда Ставка приняла решение из состава пограничных и других войск НКВД сформировать 15 стрелковых дивизий, из них шесть в самое короткое время - для фронта резервных армий. В приказе наркома внутренних дел значилось: «Руководство формированием возложить на моего заместителя генерал-лейтенанта тов. Масленникова». Первым ее командиром назначили начштаба Забайкальского пограничного округа генерал-майора Германа Тарасова.
В ноябре 42-го Герман Тарасов возглавил 41-ю армию, находящуюся на острие главного удара Калининского фронта в ходе стратегической операции «Марс», в полтора раза превосходящей по количеству войск операцию «Уран» под Сталинградом. Американский историк Дэвид Глантц подсчитал, что Тарасов на сутки промедлил с приказом на ввод в бой армейских резервов, в результате чего вся операция была проиграна с большими потерями для спецдобровольцев-сибиряков. Однако генерал КГБ Павел Судоплатов в своей книге «Спецоперации» признался, что немцы заранее были извещены о дате и месте наступления Калининского фронта для того, чтобы отвлечь их силы от Сталинграда.
ТРИНАДЦАТЫЙ
Свою историю 13-й полк ведет с 1924 года, когда он еще назывался 10-м Полоцким погранотрядом и охранял границу с буржуазной Латвией. Начальником был Ян Петрович Зирнис, профессиональный чекист, за что в Риге его даже заключали в камеру смертников. С февраля 1921 года по ноябрь 22-го он возглавлял особый отдел 27-й Омской стрелковой дивизии, в то время подавлявшей Кронштадтский мятеж, а затем ведшей боевые действия в Поволжье против повстанческих отрядов крестьян и калмыков (примечательно то, что в составе дивизии находился и 240-й Тверской стрелковый полк). Комиссара госбезопасности III ранга Я.П. Зирниса приговорили к высшей мере в феврале 1939 года. А с 37-го и до конца ноября 1939 года отрядом командовал полковник Константин Ракутин, будущий герой сражения за Ельню. При Ракутине не менее 200 лучших бойцов отряда (фактически - спецназ) участвовали в так называемом освободительном походе в Западную Белоруссию.
В начале Великой Отечественной отряд вел разведку под Великими Луками и Невелем, а 30 июля даже освободил поселок Плоскошь. До 21 августа наряды задержали и отправили на сборные пункты в Торопец 6776 военнослужащих РККА, вышедших из окружения. Одновременно «зеленые фуражки» активно зачищали тыл 22-й армии от диверсантов. 22 августа отряд серьезно помешал гитлеровцам. Дело было у райцентра Кунья Калининской области. Противник мощным ударом взломал нашу оборону, после чего начал рваться к Ржеву по автомагистрали. Пограничников бросили в бой как обычную пехоту. Начальник отряда майор Тимофей Сметанин разбил подчиненных на три боевые группы. В первой, к слову, сражались два расчета зениток из дивизиона капитана Александра Чапаева, сына легендарного героя. Пограничники отразили атаку танков, мотопехоты и 27 бомбардировщиков. В последующие два часа группа отразила бессчетное число атак, но устояла. Вторая группа организовала заслон на пути беспорядочно отступающих подразделений, остановив и развернув штыками на запад более тысячи бойцов разбитых частей РККА, при этом сама участвуя в разгоревшемся оборонительном бою. Третья группа продолжала нести службу по охране тыла 22-й армии. Приказ на отход Сметанин отдал только к вечеру. За эти часы армия успела произвести перегруппировку и закрепиться на новом рубеже. Пограничники отходили организованно: заставы прикрывали друг друга огнем. Грузовик сержанта А.А. Кондратьева со знаменем и документами попал в засаду, пулями срезало ремень маховика, прошило радиатор. Осколок снаряда раздробил руку замполитрука И.Д. Савенкову. Пограничники решили принять свой последний бой. Однако отстреливаться не пришлось: по колее, проложенной к лесу, мчался автомобиль старшего сержанта П.А. Саенко. Из-за поворота уже выползали немецкие танки, но водители успели устранить неисправность… В те дни из боев не вышло 75 пограничников.
А с 11 сентября отряд приступил к охране тыла 29-й армии, которой командовал замнаркома внутренних дел по войскам Иван Масленников, известный тем, что не выполнил приказ Конева об ударе под основание клина наступающих вражеских войск, в результате чего город Калинин был сдан за одни сутки. (Масленников застрелился вскоре после того, как Конев, будучи председателем суда над Берией, вынес приговор бывшему шефу НКВД). А 25 сентября отряд был переформирован в 13-й ПП войск НКВД со штатной численностью в 1396 человек. С 16 октября полк последовательно находился на охране войскового тыла 29, 22, 39, 30 и 41-й армий Калининского фронта. Полк снискал славу активного участка снайперского движения. В частности, только в полосе обороны 30-й армии генерала Хетагурова и только с 22 июля по 4 ноября 1942 года боевую стажировку прошло двенадцать снайперских команд полка, уничтоживших 1636 гитлеровцев. В личном зачете лидировали воентехник I ранга В.К. Тимофеенко (35 гитлеровцев), красноармейцы Хлынов (30) и Бибанаев (28). В историческом формуляре части записано, что снайперы полка за годы войны истребили не менее 3800 немецко-фашистских захватчиков. На лицевом счету полка и сотни обезвреженных вражеских лазутчиков.
А при штурме Кенигсберга полк, двигаясь сразу за цепями пехоты (в ряде случаев - и впереди), захватил в плен около 2000 фашистских солдат и офицеров.
ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ
В июле 41-го в Великих Луках был сформирован 88-й отдельный батальон войск НКВД по охране железнодорожных сооружений Калининской железной дороги. Батальон привлекался к обороне города; когда 2 сентября с полсотни немецких мотоциклистов с автоматчиками с ходу ворвались в город, батальон их полностью уничтожил. В критический момент батальон удерживал и Андреаполь.
А в январе 42-го батальон переформировали в 31-й ПП войск НКВД. До конца 43-го он выполнял служебно-боевые задачи по охране тыла 22, 39 и 43-й армий Калининского фронта. Полк славился снайперами. Так, в третьем квартале они сразили 1298 фашистов, установив своеобразный рекорд среди действующих здесь войск НКВД. Особенно отличились красноармейцы Антоненко и Курдов: за восемь дней боевого поиска они уничтожили 37 гитлеровцев.
В октябре в районе деревни Замошье Нелидовского района две разведывательно-поисковые группы, возглавляемые капитаном Цветковым и младшим лейтенантом Гаревым, выявили и обезвредили шестерых диверсантов, сброшенных с самолета тремя сутками ранее.
Впоследствии полк охранял тыл 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Во время штурма Кенигсберга полком командовал подполковник Сергей Котов. В течение восьми суток было захвачено и пленено в общей сложности 1555 солдат и офицеров противника, а также передано в руки военных контрразведчиков 495 военных преступников.
ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ
Одна из наиболее прославленных частей внутренних и пограничных войск НКВД была сформирована в июне 1941 года как 33-й мотострелковый полк оперативных войск НКВД. Полк участвовал в обороне Ростова-на-Дону, а с 29 сентября по 17 октября тысяча бойцов депортировали лиц немецкой национальности из Краснодарского края, Ростовской и Сталинградской областей. 17 июля 1943 года полк был переформирован в 33-й ПП. Часть возглавил подполковник Александр Андреевич Дзернейко, уроженец Великих Лук. Полк нес службу по охране тыла войск 4-й ударной, 11-й гвардейской и 6-й ударной армий. Это было время кровопролитных боев в Невельском мешке. 27 февраля 1944 года, находясь на боевом посту, погиб комполка. Впоследствии частью командовали майор Прыткин и майор Н.К. Зотов.
…Как только пехота 11-й гвардейской армии, идя на приступ Кенигсберга, поднялась в атаку, за ее цепями немедленно двинулись и пограничные заставы 33-го ПП. Застава младшего лейтенанта Мацюка, не дожидаясь окончания уличных боев, броском преодолела зону интенсивного огня и захватила здание госбанка со всеми ценностями и денежно-валютными запасами. А застава лейтенанта Чуклинова, двигаясь за пехотинцами, в условиях тяжелых уличных боев пленила 1845 гитлеровцев и власовцев.
В конце лета полк передислоцировался в Маньчжурию и участвовал там в ликвидации агентурной сети, свитой японскими разведорганами. За два с половиной месяца наряды полка задержали 12000 японских военнослужащих, в том числе одного маршала и четырех генералов. Одновременно обезврежено было и немало агентов японской разведки, а также бандитов всех мастей.
3 сентября 1946 года в вечную мерзлоту Чукотки «впился первый лом» воинов этого полка… А в 2005 году управление 110-го Кенигсбергского пограничного ордена Красной Звезды отряда было передислоцировано из поселка Провидения в город Анадырь. В настоящий момент в пограничной службе ФСБ РФ существуют только две части, носящие наименование Кенигсбергских. Это 95-й погранотряд в Калининградской области, унаследовавший орден Красной Звезды 31-го ПП, и 110-й погранотряд на другом краю России.
ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ
Часть начала формироваться в Вязьме 27 июля 1941 года как 87-й ПП войск НКВД; первый командир - майор Антон Зиновский. С 1 сентября полк нес службу по охране тыла Западного фронта на рубеже Вязьма - Сычевка - Ржев. Номер 86 полк получил в октябре 41-го. Среди войск НКВД фронта полк гремел своими снайперами. За первые три месяца 1943 года 138 его комсомольцев-снайперов вывели из строя в общей сложности 2380 гитлеровцев.
Нельзя обойти молчанием и участие полка в спецоперации по разоружению польских повстанцев Армии Крайовой, штурмовавших 13 июля 1944 года вместе с советскими войсками столицу Литвы. «Вина» АКовцев заключалась в том, что они подчинялись польскому правительству, находившемуся в эмиграции в Лондоне. АКовцев этапировали на сборный пункт в местечко Медники. Ряд историков воспринял обыкновенную, в общем-то, военно-полицейскую акцию как преступление против человечности: «Подразделения 86-го ПП открывали огонь на поражение при неповиновении и попытках побега конвоируемых бойцов АК».
Полк штурмовал Кенигсберг, когда им командовал майор Павел Марихин. В сентябре 45-го полк перебросили в Маньчжурию, где он принял под свою охрану объекты КВЖД. Там он и был расформирован.
В одном из ближайших «Истфактов» мы расскажем малоизвестные факты из жизни тверских разведчиков НКВД.