На Первом канале закончился премьерный показ 12-серийного фильма «Девять жизней Нестора Махно», приуроченный, видимо, к 90-летию объявления Махно комиссаром Гуляйпольского района. До Октябрьского переворота оставалось еще четыре месяца, и другой подходящей даты в биографии Нестора Махно (Михненко) не прослеживается. Родился он 27 октября (по старому стилю) 1889 года в семи верстах от Гуляйполя, а умер парижском госпитале 24 сентября 1934 года.
Одновременно с окончанием съемок, а фильм был снят в прошлом году, на книжных прилавках появился одноименный роман в двух томах, изданный в 2006 году. И сценарий, и роман написаны Игорем Болгарином и Виктором Смирновом. В центре повествования - трагическая судьба батьки Махно, подлинного символа крестьянской войны в Новороссии, заступника селян, основавшего первую в мире анархическую республику хлеборобов.
А летом нынешнего года появилась еще одна книжная новинка - книга Михаила Веллера «Махно», рассказывающая о великих деяниях отечественного Че Гевары. Комбриг, начдив, главнокомандующий партизанскими революционными войсками Нестор Махно был непревзойденным тактиком партизанской борьбы и вовсе не с кондачка был награжден орденом Красного Знамени №4. Нестор Иванович первым применил пулеметную тачанку в кавалерийском бою. И это он обрек на поражение поход Белой гвардии на Москву, подрезав деникинские тылы. Его дивизия под командованием Семена Каретникова штурмовала крымские укрепления Врангеля.
Повстанческие батальоны и полки легендарного батьки сознательно вели борьбу и против власти большевиков. Москва, впрочем, тоже не знала пощады.
Целиком пересказывать сериал и книги невозможно, да и вряд ли нужно, ведь даже в сериале деятельность Махно и его соратников показана пунктирно. Но ясно, что кино и книги послужили сигналом для обсуждения идей самоуправления, изложенных в учении Бакунина, Кропоткина и Толстого.
Обе книги представляют собой, по сути, сценарии, разбитые для пущей усвояемости на эпизоды. «Девять жизней» - вещь более обстоятельная, в ней меньше выдумок, чем у Михаила Веллера, особенно касающихся периода до 1917 года. К примеру, многолетняя сибирская каторга в жизни Махно - это, конечно, плод фантазии г-на Веллера. Нестор сидел в Бутырке. В кандалах, но в московской тюрьме.
Махно - яркий исторический персонаж, человек, определявший свою эпоху. Его фигура далеко не однозначна. Но ее затмевает гротескный образ в исполнении талантливого Бориса Чиркова в фильме Леонида Лукова «Александр Пархоменко». Картина, снятая на Киевской студии в 1942 году, посвящалась Пархоменко, в некотором смысле антиподу Махно. К тому же роль Махно была в ней не главной. Идеологическая трактовка образа, преподнесенная нам Борисом Чирковым, давно не соответствует современным представлениям о деятельности Махно, такого же крупного самородка, как Фрунзе, или, скажем, Буденный.
Публицист Юрий Богомолов отмечает, что в советском кино Нестор Махно всегда выглядел «историческим недоразумением, социально не чужим советской власти». В «Красных дьяволятах» это комический злодей. В «Марии», «Служили два товарища» - вариации на ту же тему. Вожак анархистов в «Свадьбе в Малиновке» - шут гороховый, а в «Неуловимых мстителях» - нечистая сила. Махно при желании спокойно мог стать Чапаем. И был Махно не стихийным бунтарем, а сознательным анархистом: в Бутырке прочел гору книг.
А кинокритик Борис Берман о создании реалистичного образа Махно отзывается так: «Павел Деревянко - хороший артист, которому не везло. Здесь ему повезло - есть возможность показать смену черт характера персонажа. Деревянко переломил этот стереотип». (Хотя играть Махно, на мой взгляд, можно и жестче.)
Сам Павел Деревянко признался: «Сказать, что Махно незаурядная личность, - это мало сказать. Я, когда столкнулся с этим поближе, начал читать какие-то его труды, воспоминания о нем его соратников. Это огромная глыба!»
Режиссер фильма Николай Каптан говорит, что Деревянко очень точно передал своеобразие личности Махно: «Этот человек влиял на ход истории, вел за собой тысячи людей. Под гипнотизирующим взглядом его стальных глаз дрожали самые отъявленные злодеи. Этот мистицизм, на мой взгляд, есть и в Паше Деревянко».
Но не будем отнимать хлеб у кинокритиков и литераторов. Хотелось бы, пользуясь случаем, отдать должное тверскому историку Владимиру Комину, бывшему ректору Калининского государственного университета. Именно он снял негласный запрет с темы анархизма -после многих лет замалчивания партийными идеологами. В 1948 году он защитил в Пятигорске кандидатскую диссертацию, посвященную революционным событиям 1917 года на юге России. В 1960 году Владимир Комин переехал в Калинин, а в декабре 1964 года стал ректором пединститута (преобразованного в 1971 году в университет). В 1965 году Владимир Васильевич защитил докторскую, основав важное направление в исторической науке СССР - историю некоммунистических политических партий и движений.
Заняться исследованием анархизма ему разрешили, вероятно, только потому, что он был убежденным коммунистом. Еще 19-летним юношей его направили на работу в Пятигорский горком комсомола. И в том же 1939 году призвали в армию, направив в Смоленск для прохождения службы в 219-м гаубичном артполку 64-й стрелковой дивизии. Вместе с однополчанами он пережил горечь окружения, а оказавшись в тылу врага, сформировал партизанский отряд…
Заслуженный деятель науки РСФСР Владимир Комин умер в 1996 году. А шестью годами раньше 30-тысячным тиражом, необычайно большим по нынешним меркам, вышла из печати его книга «Нестор Махно: Мифы и реальность». Конечно, книга отражала и авторскую позицию, и реалии советской эпохи. Тем не менее нам, тверским читателям, не грех перечитать книжку В.В. Комина. Ему, похоже, были открыты не все архивы: он не упоминает, к примеру, о Вольдемаре Аристарховиче Антони, первом наставнике гуляйпольских анархистов. Но зато Комину было известно, что во время гражданской войны Нестора Махно ранили четырнадцать раз.
К слову, сокамерник и соратник Махно Петр Аршинов (Марин) рассказывал, что одной из причин успеха батьки в народе была его редкая отвага: тот прогуливался под пулями как под дождем. Аршинов считал такого рода смелость психической аномалией. А французская анархистка Ида Метт вспоминала день, когда она говорила с Нестором Ивановичем о судьбах советских генералов Буденного и Ворошилова - Махно относился к ним с профессиональным уважением: «Мне даже показалось, что в его сознании непроизвольно возникли мысли о том, что и он мог быть генералом Красной армии. Тем не менее сам он никогда об этом не говорил. Наоборот, сказал мне, что если бы и смог вернуться в Россию, то ему пришлось бы серьезно изучить военное искусство… Я уверена, если бы он вернулся в Россию, не прошло бы и двух дней, как он бы поругался с вышестоящим начальством, так как всегда был честным человеком и не мог бы смириться с социальной несправедливостью… Он беспощадно ругал Кропоткина за патриотизм, проявленный в 1914 году».
С точки зрения государственника нет более противоречивой фигуры периода гражданской войны, чем Махно. Но нынешние государственники до сих пор нет не осмыслили даже Февральскую революцию. А понимания Октября вообще не стоит ждать в ближайшее время. В романе же Игоря Болгарина и Виктора Смирнова нет ни бессмысленного бунта, ни погрома. Есть самооборона - вооруженная община, охраняющая свою свободу от власти. Их роман и фильм заставляет задуматься не только и не столько о воле-волюшке, сколько о народном понимании справедливости.
Махно привлекал к себе всех анархистов с тем, чтобы они развернули в его армии пропаганду анархистских идей. По свидетельству американской анархистки Эммы Гольдман, побывавшей у батьки, он приглашал: «Присоединяйтесь ко мне, и мы сумеем подготовить условия для действительных анархистских экспериментов».
Не нужно усмехаться при слове «эксперимент». Поясню, почему. Махно, конечно, персонаж украинской истории. Что касается крупных анархистских или околоанархистских отрядов, сражавшихся на территории современной России, то следует говорить о Григории Рогове, Иване Новоселове, Несторе Каландаришвили, Петре Лубкове, Петре Щетинкине. Это сибиряки. Так, многие сотни анархистов Кузбасса сложили головы, воюя против Колчака и Красной армии. Они подготовили почву для постановки здесь анархистских экспериментов в экономике.
В 20 - 30-е годы в Кузбассе существовали коммуны анархистского типа. Исключительную жизнеспособность выказала толстовская коммуна, руководимая уроженцем Твери Борисом Васильевичем Мазуриным. Она обосновалась в поселке Тальжино неподалеку от Кузнецка (ныне Новокузнецк). Но особенно заметный след оставила автономная индустриальная колония «Кузбасс», в которой работали люди 27 национальностей. В организации АИК участвовали Вильям Хейвуд и Бела Кун. Летом 1921 года в Совете труда и обороны была создана инициативная группа, в которую вошли также Том Манн, Себальд Рутгерс и несколько представителей анархо-синдикалистской организации «Индустриальные рабочие мира». Среди колонистов было немало представителей анархистских кругов. Только с января 1922 по декабрь 1923 года сюда прибыло 566 человек. В конце 1924 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о передаче АИК Кольчугино, Прокопьевского и Киселевского рудников. Так, в Прокопьевске АИК положила начало поселку Березовая Роща. В АИК входили Кемеровский рудник, а также строящийся коксохимзавод в Кемерове, Гурьевский металлургический завод и 10 тысяч гектаров земли.
Прошло несколько лет после окончания гражданской войны. Поутихла боль о погибших в боях братьях-анархистах. И СТО СССР 22 декабря 1926 года в одностороннем порядке коварно объявил договор с АИК «Кузбасс» расторгнутым. Так закончилась анархистская революция в Кузбассе, ныне крупнейшей индустриальной базе на востоке страны.
…В биографии Нестора Махно правда и вымысел переплелись плотным узлом. Столь же загадочной до середины 90-х годов ХХ века оставалась история его эмиграции. Вначале теоретики и агитаторы из культпросветотдела повстанческой армии создавали образ Нестора как народного героя, безупречного защитника обездоленных. Позже, будучи завербованы в ЧК или оказавшись за границей, некоторые из них стали разоблачать Махно, писать заказные вещи. Биографии соратников, из той же «черной гвардии», также таят немало загадок.
…История слагается из судеб людей. Необыкновенные судьбы увлекают и учат. К чести тверичей, они не забывают благородные идеи анархизма. В последнее десятилетие с творческим наследием Бакунина знакомятся не только отдельные энтузиасты. Немало сил и времени изучению анархизма уделяют доцент ТвГУ Валерий Суворов и доцент МГУ Ярослав Леонтьев, писатель Владимир Сысоев и общественный деятель Сергей Корнилов, правнучатый племянник Бакунина Георгий Цирг и директор музея Бакуниных Людмила Соловьева.