В Весьегонске имя краеведа Бориса Купцова на слуху у всех. Почти полвека он собирал материалы об истории Весьегонского края от древних времен до конца ХХ века. Его домашнему архиву могли бы позавидовать государственные. У него не было семьи, и целью жизни краеведа стало написание истории. Две его книги о Весьегонске вышли, увы, уже после кончины Бориса Купцова. Факты, события, запечатленные автором, поразительны. Предлагаем читателям несколько исторических фрагментов из только что вышедшего второго тома книги «Весьегонск».
1921 год
Гражданская война подходила к концу… Однако во многих местах республики все еще было неспокойно. В Украине, например, продолжались сражения с отрядами повстанцев батьки Махно. Так, в сентябре 1921 года в районе станции Цибулево в Полтавской губернии махновцы захватили в плен группу бойцов-разведчиков истребительного отряда во главе с коммунистом Дмитрием Ивановичем Корниловым, уроженцем деревни Большое Овсяниково Весьегонского уезда. Махновцы хотели узнать у него численность истребительного отряда и маршрут его движения, но Корнилов ничего им не сказал. Тогда они у живого пленника вырезали на груди звезду, а затем избили его и распяли на кресте. Д.И. Корнилов похоронили в Кременчуге на городском кладбище.
Темной зимней ночью 1921 года, взломав решетку, совершили побег из Тверской тюрьмы воры-рецидивисты Ванька Медведь (Никитин), Васька Пузырь (Колосов) и Колька Чубук (Комаров).
Весть о побеге опасных преступников с быстротой молнии облетела деревни Весьегонского уезда. Жители деревень и города Весьегонска с наступлением темноты запирались в своих домах. Но грабежи и кражи в уезде усилились. Являясь местными жителями, преступники скрывались в деревнях, находили убежища в кулацких домах.
Молодой милиционер Михаил Скороходов был убит бандитом С. Пантиным. Ванька Медведь скрывался в деревне Крешнево в доме К. Немковой, которая занималась изготовлением самогона.
Группа милиционеров под руководством Максима Зеленова отправилась на задержание. Начальник милиции Федор Иванович Якимов предостерегал своих подопечных, но предлагал вора взять живым. Его преследовали и взяли жвым на льду реки Кесьмы, он угодил в полынью. Бандит признался в 12 преступлениях. Но грабежи продолжались. Ваську Пузыря долго не могли взять. Его схватили пьяным в деревне Горка, в этот день был престольный праздник Троицы.
На свободе остался Колька Чубук. Он затаился. В городе на улице Водораздельной, где жила его жена с малолетним сыном, он выкопал в подполье землянку и отлеживался в ней. Медведь подсказал: «Ищите Чубука в городе. Вы по нему ходите».
Его нашли, но он выстрелил себе в висок.
В обезвреживании бандитов принимали участие милиционер М. Зеленов, сотрудники уголовного розыска В. Румянцев, С. Пономарев, Н. Смирнов, В. Соколов и другие.
Март 1926 года
В марте весьегонцы встречали первый самолет… Это был «юнкерс», агитсамолет сельскосоюза «Лицом к деревне». Одним из летчиков самолета был М.С. Бабушкин, впоследствии известный полярный летчик, Герой Советского Союза (погиб 18 мая 1938 года).
Вот как об этом событии вспоминал в 1967 году очевидец - весьегонец Федор Башилов:
«В Весьегонске было получено сообщение о том, что в начале марта сюда прилетит агитсамолет «Лицом к деревне». Я был назначен уездным военкомом т. Ожигиным комендантом несуществующего аэродрома и обязан был подготовить этот аэродром (разметить, навозить дров и зажечь костры в случае прилета самолета ночью). Все это я сделал на «курмыше» (так называлась Мологская коса на берегу реки Мологи, правее собора, это место было в летнее время чудесным пляжем). Самолет в назначенный срок не прилетел, ждали три дня, потеряв надежду на его прилет. И вдруг неожиданно на четвертый день (шла Масленица) показался самолет и сел на подготовленный аэродром.
К месту приземления самолета прибыли представители партийных, советских и профсоюзных организаций. У самолета собралась огромная толпа, здесь был весь город - и млад и стар. Состоялся торжественный митинг. В самолете прибыло к нам два летчика, один из них известный летчик Бабушкин, и два агитатора, один из которых приветствовал собравшихся горожан и рассказал о целях агитсамолета, о политике нашей партии и государства в области сельского хозяйства и о союзе рабочих и крестьян.
На митинге также коротко выступили представители весьегонских организаций. Долго не расходился народ, рассматривали крылатую машину, а ребятишки восхищенно то и дело произносили загадочное слово «ероплан»… У самолета был выставлен военный пост. У кого-то из четырех прилетевших в самолете оказались родственники в деревне Перемут.
В день отлета самолета весьегонцы опять собрались около него. Мне было поручено составить список весьегонцев для полета на самолете. Список обсудили и утвердили.
Помню, что в тот день первое воздушное крещение испытало девять человек. Самолет поднимался в воздух три раза и делал несколько кругов над Весьегонском.
Летали секретарь укома партии т. Мостаков, секретарь горсовета т. Троицкий, от крестьян - т. Дубинин и еще женщина-крестьянка. В третьей очереди летал и я, со мной были учитель Ф.В. Степухин и один пионер. В каждой очереди был обязательно пионер. Пионер нашей очереди чувствовал себя великолепно, все время смотрел в окна вниз и громко удивлялся всему, что он видел и испытывал. Мы же с Ф.В. Степухиным во время воздушных ям не раз хватались руками за ручки кресел.
В час отлета самолета повалил крупный снег, но, несмотря на непогоду, самолет уверенно поднялся, сделал прощальный круг над городом и скрылся в восточном направлении».
1935 год
В начале 1935 года была воссоздана Калининская область, в которую вошли более 60 районов из состава Московской, Ленинградской и Западной областей. Весьегонский район вернулся в Калининскую область. В свою очередь, от Весьегонского района территория некоторых сельских советов отошла в состав нового Овинищенского района, созданного в том же 1935 году с центром в Кесьме.
В Весьегонске с 1931-го по 1936 год существовал совхоз «Свобода», имевший вблизи города 1500 гектаров земли. В совхозе были свиноферма, коровник, овчарня, крольчатник и пасека. Рабочих насчитывалось около 90 человек (хороших кадров - человек 30). Совхозное начальство тогда подчинялось не районным руководителям, а непосредственно Москве.
На старых станках рабочие прессовали сено, нередко получали увечья. Так, например, Василию Волкову помяло обе руки, а Орлову вовсе раздробило руку. А на свиноферме один хряк сломал загородку, сбил с ног работницу Александру Дитину и полтора часа катал ее по земле. Охране труда не уделялось никакого внимания. На замечания рабочих директор совхоза Григорьев говорил только: «Я здесь хозяин!»
В 1934 - 1936 годах старшим бухгалтером в совхозе работал Иван Демин. Он однажды выступил против разбазаривания совхозных денег, материалов и продуктов. Написал статью в районную газету «Колхозный призыв» с разоблачением темных делишек совхозного руководства (директора Григорьева и техдиректора Волкова). Разбираться приезжала из Москвы сама Полина Жемчужина (жена Молотова). Ночевала в доме у Деминых, под подушкой держала два пистолета. Был суд. Директор-коммунист вышел сухим, а беспартийный главбух Иван Демин был вынужден уйти бухгалтером в организацию «Заготсено».
В 1936 году совхоз «Свобода» стал постепенно распродавать всю живность населению и прекратил свое существование. Правда, после ликвидации совхоза, за городом на «Большой горе», где находился совхозный крольчатник, еще долгое время бегали одичавшие кролики.