На минувшей неделе именитый хакасский ансамбль "Улгер" вернулся из Лондона, где 26 февраля "гуляла" широкая русская Масленица. Тюркская музыка и исконное русское празднество кажутся очень разными, но суждения по этому поводу могла бы сокрушить одна легендарная реплика: "Изюминка, сэр!"
В перечне "русской" программы – помимо Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, Валерия Сюткина, группы "Чайф", гостившей на "Саянском кольце" "Звенты Свентаны" и попсовой четверки "Инь-Янь" – колоритные, ни на кого не похожие хакасы привлекали особое внимание. Руководитель ансамбля Вячеслав Кученов побывал в краю дождей и туманов 12 лет назад, но "Улгер" в полном составе гостил здесь впервые. И это, по словам музыкантов, большая удача. В отличие от других европейских стран, англичане – народ консервативный и распахивать двери гостям особо не торопится. Потому участие на этом празднике стоило нашему ансамблю немалых усилий.
За три дня "улгерцы" успели полюбоваться "Биг Беном", "открыть" памятник Гагарину и поздороваться с вице-мэром. Правда, на Масленице их едва было слышно – хакасскую музыку на Трафальгарской площади заглушали фонтаны.
О том, почему так случилось, рассказал Вячеслав Кученов, отвечая на вопросы нашего корреспондента.
– Согласитесь, у хакасской музыки и русской Масленицы общего мало, как и кому пришла идея пригласить вас выступить в Лондоне именно в рамках этого праздника?
– Наш коллектив на Масленице, конечно, выглядел немного странно. Для хакасов это заимствованный праздник. Хотя намного раньше у нас появился свой семейно-бытовой праздник (Потепление Солнца). Если говорить о Лондоне, то на прошлогодней Масленице там свою культуру представляли буряты. В этом году пригласили Хакасию для создания колорита и демонстрации культурного разнообразия нашей страны. Мы были единственным коллективом на этом празднике, который живет за пределами Москвы. Для нас это было большой честью. В Англии хакасскую культуру представляют очень редко.
– В этой стране развито понятие "worldmusic", которое означает современное прочтение этнической музыки. Здесь Лу Эдмондс продвигал группу "Yat-Kha" из Тувы (об этом наш корреспондент писал в прошлом номере). Как принимали англичане аутентичную хакасскую музыку? Обсуждались ли проекты дальнейшего сотрудничества? Получилось ли завязать какие-то контакты?
– Особых контактов не было. Нам давали визитки, просили связаться. А Лу Эдмондс действительно пытался заявить о "Yat-Kha" в этой стране, даже конкурс объявлял, где побеждали тувинцы. Нас англичане очень здорово приняли. Было приятно.
– Как вам английская Масленица, отличается ли она чем-то от нашей?
– Она проводилась на большой Трафальгарской площади с большим фонтаном и каменными львами, красивыми скульптурами и видом национальной галереи, расположенной напротив нее. Слева от сцены продавали блины и национальные русские кушанья, за которыми в Лондоне выстраивались огромные очереди. В Хакасии был мороз, а в Англии солнце и температура плюс 16-18. На следующий день после выступления пошел дождь. Нам повезло не вымокнуть. Масленица была интересной. Но я не видел, чтобы там жгли чучело. Думаю, что демонстрация разных культур для Европы полезна. Тем более, что наша страна представляет не только славянскую, но и азиатскую культуру, которая англичанам интересна. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы наши голоса и инструменты звучали на всю площадь и, быть может, на весь Лондон, но Трафальгарская площадь представляет собой историческую ценность, и если громкость была сверх меры, звукоинженеры ее корректировали. Закон есть закон. Ничего не поделаешь.
– Какую программу вы представили в Лондоне?
– Каждому участнику давали 15 минут выступления. За это время мы успели исполнить только три песни, одну из которых жители Хакасии еще не слышали – мы исполним ее в апреле следующего года, когда будет презентована новая программа "Улгера". На Масленице нас, как и многих других участников, вызывали на бис, но мы не могли пойти навстречу зрителям, так как было жесткое ограничение времени.
– Расскажите о местной публике, какая она – молодая или по большей части зрелая?
– Молодежная в большей степени. Нам даже показалось, что Лондон – это молодежный город. Взрослых людей почти не было видно, равно как и коренных англичан. Все больше встречались туристы: индийцы, палестинцы, арабы, азиаты, в числе которых были китайцы и мы.
– Чем еще запомнился Лондон? Какие достопримечательности видели?
– В первую очередь мы посетили музей Мадам Тюссо. Отдали за вход 25 фунтов, но этих денег не жаль. Все очень красиво и здорово сделано. Представлены восковые фигуры многих знаменитостей, даже Владимира Путина, с которым мы сразу сфотографировались. Много гуляли по городу, видели символичные для Англии двухэтажные автобусы и красные телефонные будки. Дошли до Букингемского дворца и помахали королеве. Шучу, конечно. Дворец и сам по себе очень красивый, а возле него еще можно увидеть профессионально выполненные скульптуры.
Также мы посмотрели парки, мосты, знаменитый "Биг Бен" (от высоты которого, по признанию других музыкантов, дух захватило – прим. авт.). В картинной галерее я увидел подлинные картины Веласкеса, Ван Гога, Мане и Моне, Поля Гогена, объемные натюрморты датских художников и работы многих английских живописцев, которых раньше не знал.
Продолжая разговор, музыканты подчеркнули особенность английской кухни, которой их потчевали каждое утро. В числе традиционных блюд была овсянка и кровяная колбаса, которая, по словам коллектива, уступает хакасскому "хану".
"Улгеровцы" рассказали и о забавном случае в магазине сувениров, продавец которого, узнав, какого они рода и племени, не стал спрашивать, где находится Хакасия. Он ошарашил всех своими познаниями, вспомнив о горловом пении и алтайской группе языков. Оказалось, что продавец – историк, который, не имея работы по профессии, зарабатывает себе на жизнь сувенирами.
Вячеслав Кученов упомянул дирижера Джулиана Галланта, который накануне Нового года приезжал в Хакасию вместе с оперной дивой Татьяной Павловской. В то время наш корреспондент писал, что Джулиан возглавляет в Лондоне Пушкинский дом. И уж, конечно, без пропагандиста русской культуры не обошлась и англо-Масленица. Увидев "Улгер" во время саунд-чека, англичанин в огромной хакасской шапке принялся обнимать сибирских музыкантов. Ведущие праздника недоумевали: "Что это за животное на голове у Галланта?". Судя по всему, они и не догадываясь, из каких мест привезен этот необычный лисий сувенир.
После выступления "Улгер" неожиданно столкнулся с человеком высокого роста. Им, к еще одному удивлению наших музыкантов, оказался вице-мэр Лондона. Большой человек поблагодарил хакасов за участие в русском празднике и на память с ними сфотографировался.
Вечером того же дня "Улгер" попал во дворец. Обычно здесь отдыхают королевские гвардейцы, но в тот вечер на приеме собрались неизвестные нашим музыкантам люди в галстуках и вечерних туалетах – по предположению, это были организаторы и спонсоры Масленицы. Наши музыканты порадовали их неповторимой хакасской музыкой и на ближайшие дни стали героями самых известных СМИ.