Что касается второй Ипостаси - Сына Божия, то о Ней свт. Григорий говорит утвердительно: «Рожденное (то есть. Сын) есть Бог». «Сын…совечен Отцу», но не безначален. «Потому что он от Отца, хотя не после Отца. Правда, что безначальное вечно; но вечному нет необходимости быть безначальным, как скоро возводится к Отцу, как к началу». Итак, «Отец есть начало Сына и Духа». От Него рождается Сын и исходит Дух. Что Отец есть источник для двух других Лиц Троицы – это положение было общим принципом, принимаемым одинаково всеми богословами первых трех веков (до святителя Афанасия Александрийского). Однако в триадологии святителя Афанасия Сущность Божия приписывается исключительно Богу Отцу. Святитель Григорий же вносит в это утверждение существенную поправку, он говорит, что: «Отец есть имя Божие не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеет Отец к Сыну или Сын к Отцу». «Отец больше Сына по причинности и равен по природе».
Святитель Григорий утверждает, что Сын единосущен, единоприроден Отцу; отметает при этом превратное понимание этой соприродности Отца и Сына, если Сын единосущен Отцу, а Отец нерожден, то и Сын тогда не рожден. Это совершенно верный вывод, но только в том случае, если «нерожденность» есть сущность Бога. Но «нерожденность и Божество не тождественны». Очевидно, говорит святитель Григорий Богослов, что понятие сущности Божества нужно искать «оставляя непреходящими личные свойства», а личное свойство Сына есть «рожденность» отличающая, вводящая различие Его от Отца и Святого Духа.
Различие же лиц Божества есть та неумолимая реальность, коренящаяся в «тройственной и изначальной тайне Божественных Лиц, и наша мысль, которую тайна эта бесконечно превосходит, может лишь указать на нее негативным образом… утверждая, что «Отец не Сын и не Дух Святой; что рожденный Сын не Святой Дух и не Отец… что Дух от Отца исходящий не Отец и не Сын». Здесь нет никакого противопоставления Лиц друг другу. Невозможно представить себе кого-либо из Них без того, чтобы не возникли два Другие. Отец может быть Отцом только в соотношении с Сыном и Духом. «Бог, Бог и Бог… как Один не больше, так и Другой не меньше есть Бог: и Один не прежде и Другой не после. Отец не был бы истинным Отцом, если бы не был полностью обращен «к» другим лицам, полностью сообщен Тем, которых Он соделывает Лицами, а значит в полноте Своей любви равными»