Как мы уже сообщали, 26 января в блистающей звездами Хакасской республиканской филармонии в очередной раз прошел концерт с участием музыкантов мирового значения. Это долгожданные гости из Москвы – скрипач, лауреат многих международных конкурсов, заслуженный артист России, преподаватель Московской государственной консерватории Алексей Кошванец и прославленный виолончелист, а теперь еще и главный приглашенный дирижер хакасской филармонии Денис Шаповалов. За два дня до концерта, прошедшего под знаком Бетховена и Виотти, Денис провел экскурс в мир классической музыки. Это уже можно назвать хорошей, доброй традицией. А помогали ему директор филармонии Вячеслав Инкижеков и первый заместитель директора по планированию Марина Штарк.
Только одними разговорами о высоком не обошлось. Журналистов интересовало, какая такая причина привела знаменитого музыканта в далекую от Москвы Хакасию. И почему известный виолончелист решил поработать у нас не педагогом, не артистом, а непременно дирижером. В ответ на этот интригующий вопрос Денис привел пример из мировой практики, когда филармонии и крупные симфонические коллективы работают с приглашенными музыкантами. А саму должность "главного дирижера" маэстро назвал формальной и признался, что приехал в Хакасию не ради амбиций. Главное для артиста – иметь возможность поработать с хорошими людьми, коих в Хакасии в целом и в симфоническом оркестре в частности довольно много. Абакан, по словам Дениса, принадлежит к тем редким городам, где он чувствует себя как дома, и возможность приезжать сюда чаще – 5-6 раз в году – не может его не радовать.
Как всегда, виртуоз много шутил. Смеялся над суровыми сибирскими морозами, которые стали контрастом после гастролей в Испании, где температура плюс двадцать. Смеялся над собственным статусом "гения".
"Помидоры у вас дорогие?.. А яйца? Ну тогда меньше шансов, что нас закидают".
Впрочем, плохой Игры мировая звезда допустить не может. Слишком велико у него уважение к музыке.
– А к чему вас обязывает должность главного дирижера?
– прозвучал наш вопрос. И Денис ответил на него в своей непринужденной манере:
– Я думаю, главный приглашенный дирижер – это просто красивое слово, которое можно написать в газете. Люди прочитают и скажут: "Ой, еще один главный появился!". На самом деле никто ни к чему никого не обязывает. Если есть честное отношение к своей профессии, в данном случае к музыке, какая разница, кто там главный приглашенный? Это просто очередная формальность, которая требуется для неких структур и позволяет нам обозначить свою позицию и получить определенные гонорары. На самом деле ничего не поменялось, мы встречаемся, как и раньше. Занимаемся музыкой во благо нас, во благо вас и будущего поколения. Больше ничего.
– Да никто никого особо не уговаривал, мы и до этого встречались два раза в году. Теперь будем встречаться чаще. И почему нет? Тем более, если это приятно.
Наш корреспондент поинтересовался материальным вознаграждением артиста – зарплатой, условиями проживания. И снова получил ироничный ответ:
– Ничего не изменилось. Номер в гостинице такой же маленький, билет экономического класса, в гонорарных планах ничего такого чудовищного, позволяющего сказать: "Ах, ну вообще!" – тоже нет... В мире хоть и существуют очень богатые люди, но честная часть человечества, которая населяет нашу страну, к ним не относится. Конечно, есть места, где платят высокие гонорары, и там их не стыдно спросить. Но мы все прекрасно понимаем, какая экономическая ситуация у нас по большей части... Я не подорвал бюджет республики.
На последнем концерте Шаповалова, прошедшем в октябре прошлого года, приходилось видеть его необыкновенно теплую манеру общения с оркестром. Чуть ли не каждому он улыбался, чуть ли не каждого обнимал или учтиво жал руку. Потому захотелось спросить, а есть ли у маэстро свои секреты взаимодействия с музыкантами?
Самый элементарный, простейший прием, который не используют 90 процентов людей, взаимодействующих с оркестром, – быть нормальным человеком, таким, какой ты есть. Слово "дирижер" я не очень хорошо воспринимаю. Сразу представляется человек, который размахивает руками, словно понукая стадом овец, и называет людей страшным словом "оркестранты". Я очень много играл в оркестрах и знаю, какие там порой складываются отношения между дирижером и музыкантами. Нередко дирижеры используют оркестр в целях реализации своих несуществующих внутренних возможностей, отыгрываются за счет других людей. В России дирижер – словно царь: поставили его, и он сидит в оркестре, пока не помрет. У меня много друзей, знакомых, которые очень плохо чувствуют себя в центральных коллективах как раз из-за плохих отношений с дирижерами и играют там только из-за денег. В зарубежных оркестрах – демократия. Там практикуется идея конкурсов, и музыканты сами выбирают дирижеров путем голосования. У нас демократия отсутствует, и это на данный момент – самая большая угроза для творчества.
Когда все "проблемные" вопросы были исчерпаны, захотелось вернуться к имиджу артиста, который Денис намеревался сменить после Нового года. Но изменений во внешности не наблюдалось. Лишь после пресс-конференции музыкант признался "ШАНСУ", что подразумевал тогда карнавально-сценическое преображение в новогоднюю ночь:
– К сожалению, немногие видели "Голубой огонек" на канале "Культура", где я сделал номер – компиляцию известной рок-композиции. Там у меня был имидж фантастически сказочный, с огромными сюртуками и фраками с металлическими поясами.
Музыкант пообещал привезти в Хакасию запись с этого концерта и продолжать всякого рода эксперименты:
– Сейчас я пишу виолончельный концерт в симфо-джаз-роковом стиле, где будут использоваться оригинальные приемы, даже не совсем музыкальные. Надеюсь, летом его удастся закончить. Где будет премьера? Может быть, в Москве. А может быть, и в Хакасии.
"ШАНС" завел разговор о том, как же руководству филармонии удалось уговорить именитого виолончелиста, и Денис недоуменно пожал плечами: