Пожалуй, биография и трудовая деятельность никого из живущих сегодня или живших когда-то в нашем городе не изучалась и не описывалась так подробно и многопланово, как Ефремова Ивана Антоновича – ученого, мыслителя и писателя. О его жизни, научной и трудовой деятельности написаны многочисленные исследования, научные трактаты, книги, и лишь, к сожалению, в нашем городе о нем мало кто знает, городскими средствами информации он не жалован.
Ефремов – это взгляд другой, более высокой, чем мы, цивилизации на нашу землю.
В. Аксенов, космонавт
Все разрушения империй, государств и других политических организаций проходят через утерю нравственности.
И. Ефремов
Ефремов – это взгляд другой, более высокой, чем мы, цивилизации на нашу землю.
В. Аксенов, космонавт
Все разрушения империй, государств и других политических организаций проходят через утерю нравственности.
И. Ефремов
Пожалуй, биография и трудовая деятельность никого из живущих сегодня или живших когда-то в нашем городе не изучалась и не описывалась так подробно и многопланово, как Ефремова Ивана Антоновича – ученого, мыслителя и писателя. О его жизни, научной и трудовой деятельности написаны многочисленные исследования, научные трактаты, книги, и лишь, к сожалению, в нашем городе о нем мало кто знает, городскими средствами информации он не жалован.
Рассказать что-нибудь новое о нем практически невозможно, но и молчать нельзя, ибо он был одним из нас, он ходил когда-то по тем же улицам, по которым мы ходим сегодня; он учился в Бердянской мужской гимназии, здание которой до сих пор украшает наш город.
Иван Антонович Ефремов родился в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии в семье лесопромышленника 9(22) апреля 1907 года. Эта дата рождения взята из его автобиографии. В действительности же, согласно записи в метрической книге, год рождения Ивана Ефремова 1908-й, но он еще в ранней юности «состарил» себя на год, чтобы облегчить начало самостоятельной трудовой деятельности.
Отец – купец 2-й гильдии – интересовался исключительно своими торгово-промышленными делами. Мать – женщина редкой красоты – много внимания уделяла слабому здоровьем младшему сыну Василию, а потому Иван оказался в значительной мере предоставлен себе. Необычное для ребенка пристрастие к тяжелым предметам, с которыми он любил играть, наряду с наследственностью по отцовской линии способствовали развитию выдающейся физической силы (руками разгибал подковы).
Решающее значение на формирование личности оказали книги. Одаренный мальчуган рано выучился чтению и в шесть лет прочитал «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, произведшую на него потрясающее впечатление, открывшую перед ним живой и зовущий неизвестный мир. Неизгладимый след оставили рассказы о героизме русских моряков в Цусимском бою. Позже пришло знакомство с книгами Г. Уэллса, Р. Хаггарда, А. Конан Дойля, Дж. Лондона, которые воспитали в нем романтика и рыцаря.
«Я засыпал и просыпался в мире, полном непознанного» – вспоминал Иван Антонович впечатления своего детства.
В 1914 году из-за болезни младшего сына семья Ефремовых переезжает в Бердянск, где Иван поступает в мужскую гимназию. Именно в Бердянске семью настигли революция и гражданская война, именно в Бердянске распалась, казалось бы, крепкая патриархальная семья – родители развелись. В 1919 году мать с детьми перебирается в Херсон, выходит замуж за красного командира и уезжает с ним, оставив детей тетке, которая вскоре умирает от тифа. Иван – беспризорный подросток – прибивается к красноармейской автороте, вместе с которой «сыном полка» с боями доходит до Перекопа. В Очакове, обстреливаемом британскими интервентами, был контужен, вследствие чего легкое заикание сохранилось на всю жизнь.
Военное детство закончилось в 1921 году. Внезапно повзрослевший Иван, едет учиться в Петроград и за два с половиной года оканчивает 23-ю единую трудовую школу. Учебу пришлось совмещать с заработком на жизнь. Работал грузчиком, пильщиком дров, помощником шофера, а затем – шофером в ночную смену. После этого жизнь круто меняется. Море, которое в детстве впервые увидел в Бердянске, звало и манило.
В 1923 году Иван сдает экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и весной 1924 года уезжает на Дальний Восток. Вакансий штурмана не оказалось, и Ефремов поступает матросом на парусно-моторное судно «Третий Интернационал», совершавшее рейсы на Камчатку, Сахалин, в порт Аян с заходом в Японию. На судне романтик оказался в окружении всякой шпаны, однако богатырская сила и навыки кулачного боя помогли постоять за себя и завоевать уважение.
И вновь жизнь круто меняется. Осенью 1924 года Иван Ефремов возвращается в Петроград, поступает на биологическое отделение физико-математического факультета Ленинградского университета и под руководством профессора П. П. Сушкина начинает осваивать палеонтологическую науку. Учеба совмещается с научной работой и экспедициями: в 1925 году – зоологическая экспедиция на Каспий, в 1926 году – первая палеонтологическая экспедиция на гору Богдо в Астраханской области. Экспедиционная работа отнимает много времени, и на третьем курсе приходится оставить учебу в университете.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегают по Поволжью, Уралу и Средней Азии и приносят немало ценных находок и открытий. А в первой половине 30-х годов он участвует в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку.
В 1935 году Ефремов экстерном оканчивает с отличием Ленинградский горный институт. В том же году он становится кандидатом, а весной 1941 года – доктором биологических наук. В это время Иван Антонович уже живет в Москве, поскольку в 1935 году сюда переезжает Палеонтологический институт.
Начавшаяся в 1941 году война потребовала для военной техники огромного количества различных видов металлов и сплавов, а потому Иван Ефремов был направлен на Урал для выполнения геологического оборонного задания. В 1942–1943 годах он с той же целью находится уже в Средней Азии, где переносит тяжелую болезнь.
В 40-е годы им разрабатывается новая отрасль знания и он становится основателем целой науки о геологической летописи планеты – тафономии (по-гречески – «закономерность могил»). Так было названо учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, но опубликовать её удалось только в 1950 году («Тафономия и геологическая летопись»).
Еще во время работы в 1942–1943 годах в Средней Азии он пишет свой первый цикл «Рассказов о необыкновенном», который был опубликован в 1944 году и встречен читателями с большим интересом. Среди литературных знаменитостей первым нового писателя, его «изящный, холодный стиль» отметил А. Н. Толстой.
В 1945 году опубликован второй цикл «Рассказов о необыкновенном». Ефремовские «Рассказы о необыкновенном» повествуют о геологах, моряках, ученых, летчиках, оказывающихся в загадочных, иногда в экстремальных ситуациях и делающих при этом удивительные открытия о природе и в себе. Многие предсказания, содержащиеся в этих рассказах, в дальнейшем подтвердились. Об этой удивительной особенности писателя-фантаста можно было бы долго рассказывать. Например, в рассказе «Алмазная труба» геологи открывают в Якутии алмазное месторождение. В то время ни о каких алмазах Якутии никто не знал, их первое месторождение было открыто на двенадцать лет позже, но при обстоятельствах, аналогичных описанным в рассказе.
Становление Ефремова-писателя состоялось так же стремительно, как и Ефремова-ученого. Отличительная черта его художественного творчества – тщательное изучение всех относящихся к теме произведения материалов: геолого-географических, биологических, астрономических, археологических и исторических, вплоть до деталей костюмов и особенностей поведения описываемой эпохи. Именно поэтому ефремовский мир реален, даже если это фантастика.
1957 год оказался богатым на эпохальные события: начало «оттепели» в СССР, запуск первого искусственного спутника земли и первая публикация романа Ефремова «Туманность Андромеды», ставшего классикой научно-фантастического жанра. К настоящему времени эта книга переиздана более восьмидесяти раз на 39-ти языках.
Десятитомник «Шедевры мировой фантастики», изданный во Франции в 1970 году, открывается романом «Туманность Андромеды».
Экспедиционная работа в тяжелейших условиях и на пределе человеческих сил не могла не сказаться на здоровье: напоминала о себе азиатская лихорадка и «пошаливало» сердце из-за перенесенного в молодости на ногах инфаркта. В 1959 году сердечная болезнь обострилась, пришлось отказаться от экспедиции в Китай, уйти из Палеонтологического института, и все свое время Иван Ефремов стал отдавать литературному труду.
Сейчас нам трудно представить, что заниматься литературной деятельностью в те годы было далеко не безопасным делом. Первая публикация романа «Час быка» в сокращенном журнальном варианте состоялась в 1968 году, отдельной книгой роман вышел в 1970 году. А затем последовала записка в ЦК КПСС за подписью шефа КГБ Ю. В. Андропова, резолюция «главного идеолога» М. А. Суслова, специальное заседание Секретариата ЦК КПСС 12 ноября 1970 г. и решительный запрет романа, его изъятие из библиотек и магазинов. «В романе «Час быка» Ефремов под видом критики общественного строя на фантастической планете «Торманс», по существу, клевещет на советскую действительность…» – говорилось в записке Андропова. А в постановлении Секретариата ЦК КПСС с грифом «Совершенно секретно», в частности, сказано: «…писатель допустил ошибочные оценки проблем развития социалистического общества, а также отдельные рассуждения, которые дают возможность двусмысленного толкования».
В 1970–1971 гг. Иван Антонович пишет исторический роман «Таис Афинская», журнальная публикация которого состоялась в 1972 году. Его автор не дожил двух месяцев до окончания публикации – ухудшившееся со второй половины 60-х годов здоровье привело 5 октября 1972 г. к смерти из-за сердечной недостаточности.
Через месяц к нему домой пришли люди из КГБ и устроили 13-часовой обыск – искали «идеологически вредную литературу», но делали это почему-то с помощью металлоискателя и рентгена. Незваные посетители были удивлены, что такой известный писатель жил всего лишь в двухкомнатной квартире с низкими потолками. «Идеологически вредную литературу» не нашли. Вскоре после ухода Ивана Антоновича на любое упоминание его имени даже в научных трудах по палеонтологии был наложен глухой запрет. И только благодаря развернутой компании, к которой были подключены известные ученые, деятели культуры, летчики и космонавты, в 1975 году запрет на упоминание имени ученого и писателя и на издание его книг (кроме «Часа быка») был снят.
Таков земной путь этого удивительного человека. Его прах покоится на Комаровском кладбище под Петербургом, могилу покрывает базальтовая плита, на ней – неправильный многогранник, на котором высечено: Иван Ефремов. 1907–1972гг.
P.S. В театральных постановках принято: если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно должно выстрелить. Подобное случается и в реальной жизни.
И когда в 1863 году со дна моря подняли пушку с военного корабля «Боец» и установили ее в городском сквере им. П. П. Шимдта, то оставалось только ждать, когда она выстрелит. Это случилось в один из летних вечеров 1916 года. Пушка слетела с постамента, а сам выстрел изрядно напугал посетителей сквера. Пушку снова водрузили на место, но предварительно заклепали.
Местная полиция начала искать злоумышленников, но успеха не добилась. И только в 1953 году выяснилось, что выстрел был произведен местными мальчишками, раздобывшими в порту селитру и зарядившими ею пушку. Предводителем у них был девятилетний Ваня Ефремов.
Бердянск, 1916 год, установленная в сквере им. П. П. Шмидта пушка