11 августа 2000 года петербуржский конструктор Дмитрий Парфенов представил публике свою новую разработку – автомобиль повышенной защиты для особо важных персон. Т-98 "Комбат", у которого броня снаружи и внутри, можно расстреливать в упор из автомата, а его пассажиры в это время будут пить кофе и вести неторопливую беседу.
Т-98 "Комбат" Этот монстр – первый российский вариант роскошного бронированного внедорожника. Автомобиль разработан в Санкт-Петербурге конструкторским бюро Дмитрия Парфенова в кооперации с фирмой "Автокад", имеющей опыт в бронировании автомобилей. Главной особенностью "Комбата" является его конструкция: несущий бронированный кузов из сверхпрочной стали. Это позволило значительно снизить вес (небронированный (! ! ! ) Hummer весит на тонну больше). Как заявляет производитель, на серийном автомобиле возможны 3 варианта защиты: Pro (легкобронированный вариант - от легкого стрелкового оружия), Hi Pro (средняя степень бронирования – от АК и винтовки Драгунова) и Hi Pro S (максимальная защита – выдерживает пули, выпущенные из бронебойной винтовки). Причем при уровне защиты Hi Pro S возможна установка стекол толщиной до 100 миллиметров (! ! ! ) и металлокерамическая защита. Что теоретически может спасти неудачников от выстрела из гранатомета. При осмотре кузова появляется ощущение, что дизайнера и близко не было. Что вполне объясняется следующим – "Комбат" скроен исключительно из соображений функциональности: с обеих сторон лобового стекла расположены воздухозаборники, питающие климат-контроль и двигатель. В задней части крыши установлена так называемая "активная вытяжка" – очень полезная вещь в условиях бездорожья. А вот внутри удивляют кожаные кресла с электрорегулировками, натуральное дерево. Как-то странновато для транспорта, сочетающего в себе грузовик и танк. Техника взята от Chevrolet Suburban: двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части.
В "Автокаде" предлагают два основных варианта кузова – трехобъемный "седан" и двухобъемный "универсал". И если седан пропорциями как раз напоминал и Н1, и LM002, то универсал таких ассоциаций не вызывает, подтверждая свою индивидуальность. Нет ничего общего во внешности автомобиля и с моделями СМ, причем как с Chevrolet, так и с Hummer. Стиль выдержан безупречно, и вполне возможно, что по идеям и их подаче он даже несколько опережает зарубежные модели. После того как все мировые автопроизводители устанут от своих кроссоверов, замаскированных под обычные хэтчбеки и универсалы, они могут вернуться назад именно к таким рубленым формам. Всегда хотим, чтобы крупноразмерный внедорожник выглядел брутально и агрессивно, и "Комбат Т-98" удовлетворяет этим пожеланиям.
Передняя часть автомобиля уже сама по себе гарантированно вызовет сильные эмоции у владельцев Nissan Armada и Chevrolet Suburban. Здесь все сделано зло, функционально и убедительно. Мощный брус элемента, который традиционно именуется передним бампером, и столь же массивные защитные стенки решетки радиатора не оставляют сомнений в том, что "Комбат Т-98" способен на многое. В "кенгурине" и других защитных решетках нет необходимости - похоже, таранному потенциалу уделяли особое внимание. Широкие колесные арки чуть выступают в стороны – опять же, так и эффективнее, и эффектнее. Переднее стекло тоже особое. Скрывать факт бронирования автомобилей "Комбат Т-98" бессмысленно, а потому остекление можно было сделать максимально надежным, не прибегая к маскировке под тонкое "гражданское". Поэтому фактически роль привычного лобового стекла возложена сразу на три элемента - центральный прямоугольный щит и пару скромных боковых.
Передвигаться на "Комбат Т-98" в любых условиях – одно удовольствие. О том, насколько уважительно к нему относятся соседи по транспортному потоку, и говорить не стоит. Важно лишь подсказать им направление своего движения, и место для этой махины освободят сразу же. По удобству управления "Комбат Т-98" не уступает тем же Suburban или Avalanche. Здесь также коробка-"автомат", тормозная система с ABS и даже противобуксовочная система. Кроме того, "Комбат Т-98" имеет некоторое преимущество в городских условиях в виде парктроника. С его помощью удается хоть как-то маневрировать в тесных дворах. Правда, как показывает наш опыт, для этих целей все-таки удобнее будет использовать толкового помощника. Причинить какие-либо повреждения этому автомобилю на малой скорости вряд ли удастся, а вот посторонние объекты жалко.
На все случаи жизни?!
Как оказалось, сфера применения "Комбат Т-98" не ограничивается ''горячими точками" военных сражений или бизнеса. Конечно, его можно рассматривать и как необычную альтернативу западным "броневикам". Но он интересен и просто как яркий, эпатажный автомобиль. По своей функциональности и приспособленности к ежедневной эксплуатации он не уступает, а в чем-то и превосходит не только эксклюзивные суперкары, но и массовые крупноразмерные внедорожники. Главное – проникнуться духом обладания этим уникумом. Составление спецификации "под себя", несколько месяцев ожидания, первые поездки и демонстрация нового любимца близким и партнерам - от всего этого можно и нужно получать удовольствие.
Варианты исполнения:
Рro (2-3 кл., В2/B3) – защита от всех видов легкого стрелкового оружия (пистолет Макарова, ТТ, автомат типа УЗИ) класс защиты В2/С2, а так же данный автомобиль обеспечивает высокие прочностные параметры от механических повреждений, таких, как "таран", тяжелые камни и бетонные конструкции, металлоконструкции и т.д.
Hi.Pro (4-5кл., B5/B6) – защита от АКМ пулей с термоупрочнённым сердечником, СВД пуля со стальным сердечником, а так же винтовка НАТО G3 (класс защиты В5/С4)
Hi.Pro.S (6кл., B7 и более) – дополнительный пакет-усиление периметра автомобиля в зонах максимальной вероятности поражения, остеклением до 100 мм толщиной, уменьшенной площади остекления и комбинированной металлокерамической разнесенной защитой.
Дополнительное оборудование автомобиля:
Люк увеличенного размера, как для эвакуационных целей, так и для установки спецкомплектации
Система полной герметизации салона, а так же система активной вытяжки и ФВУ (фильтровентиляционная установка) от поражающего действия отравляющих газов
Бойницы, обеспечивающие ведение ответного огня из автоматического оружия с системой отсоса пороховых газов, бойницы могут быть оборудованы электроприводом открывания-закрывания
Боковое стекло водителя может быть опускным при условии толщины стекла до 50 мм (уровень до В5/С4)
Подушки безопасности (одна либо две)
Кондиционер либо, климатическая установка
Автоматически закрывающиеся броне жалюзи радиатора
Электропривода и подогрев кресел
Предпусковой подогреватель двигателя и система автономного подогрева салона с программированием или дистанционным пультом
Лебедка на переднем и заднем бампере
Отделка салона
Автомобиль производится в двух вариантах комплектации: "VIP" и "Патрульный автомобиль". Основное отличие заключается в применении различных отделочных материалов, приборов и систем электрооборудования. В комплектации "VIP" в отделке салона применяется только натуральная кожа и дерево, полный электропакет, аудиосистема, специальная высококачественная покраска кузова.
Обслуживание
Диагностика и обслуживание автомобиль полностью адаптированы к сервисной базе General Motors в России и за рубежом.
Основные отличительные признаки автомобиля Т-98 "Комбат" по отношению к автомобилю "Hummer" производства АМ (США)
Автомобиль изначально спроектирован, как бронированный с несущем кузовом (безрамный) универсального назначения.
Двигатели, как на автомобиле Т98 так и "HUMMER" установлены аналогичные, производства GM (США) при этом «Комбат» оборудуется новым типорядом двигателей GMс мощностью до 305 л.с.
Скоростные качества Т98 намного выше "HUMMER" за счет более прогрессивной подвески, приспособленной для скоростной езды (до 180 км/час), что дает возможность передвигаться в эскортах с легковыми автомобилями (скорость "HUMMER" ограничена до 125 км/час).
Высокая устойчивость и управляемость Т98 на всех режимах движения благодаря низкому расположению центра тяжести, при достаточно большом дорожном просвете (315 мм) за счет безрамной конструкции.
Высокий уровень комфорта и низкий уровень шума и вибраций, как на шоссе при движении с высокими скоростями, так и вне дорог. Уровень комфорта "HUMMER" низок из-за слишком малых внутренних размеров под размещения водителя и пассажиров. Наличие большого тоннеля по центру салона делает практически невозможным передвижениям внутри автомобиля и сильно ограничивает внутреннее пространство.
Автомобиль Т98 может иметь защиту по классу В6 и даже выше. При этом ходовая часть рассчитана на дополнительные нагрузки, а бронекорпус выполнен по принципу "корпус в корпусе" ("слоеная" либо разнесенная броня) и при этом повышение уровня защиты достигается путем межслойного заполнения керамическим наполнителем. На автомобиле "HUMMER" уровень защиты В6 – предельно допустимый.
Основные различия в назначении автомобиля Т98 "Комбат" и автомобиля "Hummer"
1. Автомобиль Т98 спроектирован как высокомобильное транспортное средство с высокими защитными свойствами и высоким уровнем комфорта при равных возможностях эксплуатации как вне дорог, так и по дорогам с хорошим покрытием. "HUMMER" проектировался, исключительно как армейский внедорожник, без учета какой либо защиты от стрелкового оружия и ограниченным внутренним пространством для экипажа.
2. Основное назначение Т98 – обеспечение безопасного передвижения, как экипажа, так и перевозимого груза в потенциально опасных зонах. Основное назначения "HUMMER" – транспортное средство для ведения боевых действий во время вооруженных конфликтов, а так же передвижения боевых экипажей в условиях боевых действий, при этом он эксплуатируется, как в пулезащищенном исполнении так и без него.
3. Автомобиль Т98 не рассматривается только как внедорожное транспортное средство. Автомобиль "HUMMER" с 1991 года выпускается в гражданском исполнении, как внедорожное транспортное средство с улучшенной отделкой салона, при этом ходовые качества и скоростной режим аналогичен армейскому автомобилю.
Источники:
Официальный сайт Комбат Т-98 КБ Д.Парфенова и ООО "Автокад";