Выступление Бориса Греребенщикова — первое в Твери за последние десять лет — по праву уже названо самым важным концертом этого года. Наш город не избалован визитами такого рода мастодонтов, и новость вызвала настоящий ажиотаж. Подогревало волнение поклонников и то, что играть музыканты будут в клубе «Культура», где в силу камерности зала есть возможность наиболее близко почувствовать свою сопричастность с кумиром. Ценители творчества утверждают, что Гребенщиков как тяжелый наркотик — это неизлечимо. Я, признаться, не «сижу» на творчестве БГ, но при встрече на пресс-конференции, состоявшейся за несколько часов до начала концерта, и мое сердечко заволновалось от осознания значимости этой фигуры в истории русского рока. Незадолго до приезда дорогого гостя на одном из городских сайтов был объявлен конкурс на лучший вопрос Борису Борисовичу. Самые интересные из присланных были заданы на пресс-конференции. Музыкант был приятно удивлен информированности своих поклонников, глубиной некоторых вопросов и совершенно очарован обладательницей ника oshka_oshka, несмотря на то что никогда не видел ее.
oshka_oshka: — Многие известные люди крайне неохотно отвечают на вопросы журналистов, увиливают от пресс-конференций. Вы же так терпеливо отвечаете на все (постоянно повторяющиеся и иногда неинтересные) вам вопросы. Не надоедает ли вам?
— Нет, не надоедает. Как говорили раньше: гость в дом — Бог в дом. Вопрос, который тебе задают, задает сам Бог. Если ты хочешь уважительно отнестись к Богу — не отвечай грубо, не хами. Лучше не отвечай совсем. Я воспринимаю это именно так.
(она же): — Как вы считаете, людям дана возможность выбора или все заранее предопределено Богом?
— Если бы все было предопределено заранее, нам не было бы смысла выходить из могилы, чтобы переродиться. Все зависит от нас. И одновременно с этим все находится в руках Господа. Я рад, если вам это понятно, потому что все богословы мира не могут понять этого на протяжении многих сотен веков.
(она же): — Почему многие исполнители так тщательно пытаются бороться с пиратством и скачиванием их музыки из сети? Ведь прошли те времена, когда музыка исключительно покупалась на носителях. Создается впечатление, что ими движет только жажда денег, или есть другие причины?
— Никаких других причин нет, исключительно жажда денег! Кстати, потрясающее имя и блестящий вопрос — думаю, это сразу кандидат в победители! Если бы меня звали «ошка ошка», я бы далеко пошел!
Максим: — Есть ли политические причины тому, что в программу вернули песню «Поезд в огне»? Вы дружите с властью?
— Я не очень понимаю, что Максим имеет в виду под словами «дружить с властью». Если бы я включал песни в концерт по политсоображениям, мне следовало бы тогда закрыть гитару и продать ее. Музыка и политика находятся в разных вселенных, и пересекаться они никак не могут — между ними нет ничего общего.
Omarkkdelan: — Как вы считаете, сегодня возможен честный и открытый диалог с представителями власти первого уровня или это осталось в прошлом?
— Я развожу руками (пояснил он через несколько секунд растерянного молчания, видимо, специально для читателей печатных СМИ, которые не увидят его реакции). Я не помню за всю историю человечества, чтобы когда-либо между представителями власти и народом был полноценный диалог. Купец, возможно, может договориться с царем, но художнику или писателю это сделать невозможно! Да, Екатерина переписывалась с Вольтером, но он не был ее подданным. Даже сама мысль о свободном диалоге нереальна, и я не знаю, на каком свете живет человек, который задает такие вопросы. Диалога быть не может никакого! Люди, которые считают, что раз я музыкант и вышел на сцену с гитарой, то президенты будут прислушиваться ко мне, — они дураки. Имя популярного человека могут использовать, но на решение царя оно не повлияет.
Вадим Колонцов: — Мне всегда казалось, что «Поезд в огне» в первую очередь песня не о политической или общественной ситуации, а о внутреннем мире человека, его осознании себя. Когда вы писали эту песню, она была о «внутреннем» или о «внешнем»?
— Если я буду думать, о внутреннем песня или нет, я никогда не напишу ничего хорошего. Песне нужно дать писаться такой, какая она есть. Когда пишешь, ни о чем не думаешь.
(он же): — Кавер на какую песню вы хотели бы спеть и хотели бы?
— Я никогда не занимался этим, потому что переводить песни мне кажется неинтересным. Если я пишу, то от своего имени, а не от чьего-то другого. И потом, мне не очень понятно современное слово «кавер». Если мне нравится чья-то песня, я ее просто пою. Признаться, чужих песен я знаю значительно больше, чем своих.
(он же): — Вы перевели на русский язык несколько книг по буддизму. Нравится ли вам процесс перевода текста, поиск слов — особенно в такой области, где словами можно лишь намекнуть, а не объяснить, ведь «говорящий не знает, а знающий не говорит»? Планируете ли переводить что-нибудь еще?
— Подобных переводов существует не менее двадцати, но все они написаны языком, который читать довольно сложно. Есть книги, достойные стать настольными, но для этого они должны быть написаны человеческим языком. Я бы ничего никогда не взялся переводить — у меня на это нет времени. Но когда я вижу, что из-за преступной языковой халатности великолепные книги остаются неизвестными, мне приходится браться за дело.
Sestrabo: — Почтенный Гуруджи! Насколько я знаю, Шри Чинмой являлся последователем учения Шри Ауробиндо и Матери. Значит ли это, что вы также являетесь последователем учения об интегральной йоге или, по крайней мере, вам близко это учение? Бывали ли вы в Ауровиле, медитировали в Матримандире?
— Я бывал в Ауровиле, но учения от гуру я не принимал — мы с ним были не так близко знакомы. Нас объединяет то, что мы очень хорошо относились друг к другу.
Stemkulka: — Вы верите в то, что человек способен измениться? Что, по-вашему, сильнее всего может перевернуть мировоззрение? Были ли у вас такие моменты и с чем они связаны?
— Человек может измениться сам, если захочет или этому будут способствовать сильные эмоциональные переживания. Но по большому счету, человек каким рождается, таким и умирает. Нам все кажется, что люди взрослеют, стареют, но ничего этого не происходит. Люди просто развивают те качества, которые у них уже есть, новых качеств у них никогда не появится.
Мария Цветкова: — Всегда ли есть в жизни место подвигу?
— Это сказал кто-то до меня... Подвиг в жизни происходит тогда, когда кто-то другой допустил чудовищную преступную халатность. В нормальной жизни нет места подвигу, потому что в этом нет никакой необходимости.
The_last_keeper: — Что такое жизнь вне времени? Можно ли назвать это состояние счастьем? Если заниматься любимым делом и не смотреть на часы…
— А только так и возможно — заниматься любимым делом и не смотреть на часы. Жить во времени можно, но это необязательно. Можно переходить из одного времени в другое, вообще выходить из него. Я думаю, в следующем году вы получите иллюстрацию к этим моим словам. В каком виде — это пока секрет.
Rainbowra: — Как вы самореализуетесь в радиопрограмме «Аэростат»?
— Я просто пишу программу. Хочу дать возможность прозвучать на всю страну той музыке, которую люблю, и снабжать это своими комментариями. Получаю от этого большое удовольствие.
Anna Dol: — Как вы относитесь к караоке и, в частности, к тому, что, кроме «Города золотого», там обычно ничего нет?
— Снимаю шляпу перед неизвестным мне жизненным явлением.
moon_rover: — Вы свободный человек?
— Наверное, об этом нужно будет спросить у искусствоведов после моей смерти.
maslyu4ok: — Как понять, что хочет от меня Господь?
— Перестать болтать. Немного помолчать. И все станет ясно.
pr_i_n_c_e_s_s: — Что вы делаете, когда вас обижают?