Пятница, 13-е. В этот "жуткий" мистический день в Абакане творились "страшно" интересные вещи, благодаря которым культурная жизнь нашего маленького города била большим разноцветным фонтаном. Первым громким Э-ЭХом откликнулся Дом литераторов, где прошла презентация книги стихов Лели Серебряной "Кофе в степи" (интервью с автором выйдет в одном из ближайших номеров). Вслед за тем парад современного искусства возглавила традиционная для Хакасии "музейная" ночь.
Сколько бы ни говорили, что "музейная" ночь в Хакасии скучна и не дотягивает до уровня больших городов, где под покровом темноты проходят грандиозные и при этом совершенно бесплатные мероприятия, но желающих в ней поучаствовать – и в прошлый, и в нынешний раз – в Абакане было хоть отбавляй. Будничные развлечения – вроде кинотеатров и ночных клубов – успели абаканцам поднадоесть, поэтому возможность приобщиться к чему-то особенному и возвышенному они постарались не упустить.
В восемь вечера – в самый разгар "музейной" ночи – у центральной почты было на удивление пусто. Несмотря на конец трудовой недели, снующих машин и вальяжно прогуливающихся горожан практически не было видно. "Неужто все в музеях!" – пронеслась в голове недоверчивая мысль. И на пороге выставочного зала "Чылтыс" в этом уже не хотелось сомневаться. Манящие огни и оживленные голоса теплой бархатной ночи собрали под свое крыло уйму искателей приключений, среди которых были молодые люди неформальной наружности и серьезные дяди и тети с детишками. Рассредоточившись по лавочкам и брусчатой площадке, они слушали современный джаз-рок в исполнении "Dee Frank's Disorder Band". Проскользнув мимо уличной сцены, я мгновенно очутилась в царстве "старого" времени.
С правой стороны холла на меня смотрела выставка черно-белых рисунков Марка Живило – нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны и известного во всей России журналиста и художника, невинно отсидевшего 6,5 лет в лагерях строгого режима. Выставка небольшая, но очень запоминающаяся – в первую очередь простыми, "рабоче-крестьянскими" лицами советского времени, во взорах которых угадывалось что-то доброе и настоящее. Дополняла ее инсталляция из ветхих часов, оформленная при помощи неожиданных декор-элементов – вроде потрепанного чемоданчика и ретро-фотографий. Вся эта красота получила название "Багаж времени".
В то время, как я поднималась по лестнице и разглядывала циферблаты старых "Маяков", тянущихся вдоль перил, сверху доносилась гитарная музыка вперемешку с гулом людских голосов. Боясь пропустить что-то интересное, я ускорила шаг, а поднявшись, увидела фактурных дам в огромных черных шляпах и чудаковатых башмаках с загнутыми носками. Облаченные в роскошные дизайнерские наряды модели разглядывали картины и слушали выступления молодых гитаристов. В любом положении, даже самом непроизвольном, они оставались "произведениями искусства", подчеркивая очарование "живой" выставки и дополняя традиционные художественные экспонаты – живописные портреты из "золотого" фонда Абаканской картинной галереи и фотографии Ларисы Малыгаевой.
Когда второй этаж "Чылтыса" был изучен, я спустилась в нижний зал, расположенный по левую сторону от холла. И здесь уже кипела совсем другая жизнь – более суетная и хлопотливая. На трех круглых столах торопливые руки мастеров вырезали открытки, расписывали джинсы и рисовали узоры на розовой детской коже. Мастер-класс по боди-арту как всегда был в особом почете, собрав уйму желающих украсить себя какой-нибудь загогулиной. Но самая большая очередь в этот день выстроилась у ширмы гаданий, где магические акты совершал персонаж с классической внешностью интеллигента. На черной скатерти с пятиконечной звездой мужчина в очках раскладывал карты Таро и поглядывал в ноутбук с таинственными знаками.
Решив, что гадания – не мой конек, я снова вышла на свежий воздух, где к тому времени уже звучала степенная бардовская музыка, села в бесплатный автобус, который в этот день ходил каждые полчаса, и в компании разрисованных детишек направилась в краеведческий музей. Ведущее ночное учреждение этого дня также встречало многолюдьем. Сумерки уже заметно сгустились, однако торговцы куклами и шедеврами хэнд-мейда продолжали стоять на месте. Правда, продажа эта была в большей мере показательной, по крайней мере, мне, глядя на фотоальбом стоимостью в 2,5 тысячи рублей, лишь захотелось поднять брови и сделать снимок... на память.
Через пару метров от торговой лавки гостей ждали "Откровения средневековья" – любимый народный аттракцион по стрельбе из лука. Глядеть на то, как бравые хлопцы натягивают тетиву, хмуря озадаченные лица, – тоже своеобразное развлечение, правда, недолговременное. Потому через несколько минут я перешла к любителям "волшебной глины", которые прямо у входа в музей "вертели" неуклюжие горшки. Этими скромными радостями "музейная" ночь у многих закончилась. Не желая платить 100 рублей за посещение музея, люди просто толпились у крыльца – наслаждались хорошей погодой и ждали бесплатное огненное шоу.
Очутившись внутри, я поняла, что люди эти не так уж много потеряли. Программа "музейной" ночи мало отличалась от прошлогодней. Все те же бардовские песни, все те же платные переодевания – когда за деньги можно сфотографироваться хоть в бальном платье, хоть в гусарском костюме. Впрочем, любители истории и искусства, наверное, смогут себя занять, и посещая выставки в десятый раз. Но на первый взгляд было видно, что большим спросом у посетителей пользовались музыкальные представления и опять же гадания, которые здесь иронично назвали "120 способами честного отъема денег". Цена на эту сомнительную услугу была символичной – 10 и 20 рублей, потому желающие узнать свою судьбу шли бесконечным потоком. Магические ритуалы древних тюрков очень заинтересовали мою подругу, и я присоединилась к ней в качестве наблюдателя.
– Загадайте желание! – дала команду женщина, прежде чем кинуть "острогалы" (или по-другому – бараньи кости).
– Загадала! – с предвкушением выдохнула девушка.
– У вас две овцы, корова и коза, – проанализировала расположение костей гадалка.
– Коза! Я ведь сама по гороскопу – Коза!
– Только здесь она вам не на пользу. Она препятствует исполнению желания, а овца наоборот – помогает. Но у вас две овцы, так что желание сбудется!
Самый скучный и муторный способ узнать будущее – следить за маятником, который качался, наверное, минут пять, если не десять. К нему древние тюрки прибегали перед началом путешествия и с упоением ждали, на какой дороге – белой или черной – остановится маятник. Моя спутница ехать никуда не собиралась, потому опять же гадала на желание. Наконец, мы заняли очередь к третьему столику, где гадали на камушках. Ожидание было долгим. За это время можно было успеть попить травяного чайку (который продавался в зале, где выставлялись рушники и мастерились тряпичные куклы), поделиться впечатлениями за вечер и даже поиграть в "бирюльки". Вытягивание палочек с разным количеством отметин оказалось самым увлекательным занятием как для взрослых, так и для детишек.
– Надо было давно детей сюда привести, – сделала вывод женщина, наблюдая за тем, как поколение "next" с головой ушло в неведомую им ранее забаву. – И никаких игрушек не надо покупать. Достаточно палочек!
В конце концов, и детишки исчезли с игрового ковра, а мы все продолжали стоять.
– А давай присядем на этот ковер, уж больно ноги устали, – предложила подруга и с облегчением сняла туфли на каблуках.
Увидев эту картину, директор музея с удивлением произнесла: "А что, вы еще и на ногах гадаете?"
И обратилась к специалисту по магическим камушкам: "Вы еще долго здесь будете? Музей закрывается, мы спать хотим".
И действительно, в это время выставки уже сворачивались, и мимо нас то и дело "проезжали" разные предметы мебели.
В ответ на это гадальщик лишь застенчиво улыбнулся и предложил оставшимся вернуть деньги. Но стойкая шестерка ни в какую не соглашалась. К заветному столику попали и мы, услышав, наверное, самый долгожданный ответ: "У вас 6 нечетных из 9, значит, желание сбудется. Но кое-что исполнению вашего жаления все-таки мешает – апатичность и бездействие, вспыльчивость, эмоциональность и... глупые поступки". Подтвердив выводы гадальщика, моя спутница рассмеялась, и мы с чувством удовлетворения покинули музей. На улице было совсем темно, а главное событие вечера, к нашему удивлению, уже завершилось.
– Огненное шоу вы пропустили, – улыбнулась сотрудница музея. – Ну, тогда хоть керосину понюхайте!