В эти выходные ТЮЗ был полон зрителями, неравнодушными к еврейской культуре. Давали спектакль-мюзикл «Моя кошерная леди», да не кто-нибудь, а известный московский театр «Шалом».
«Шалом» — единственный в России профессиональный еврейский театр.
Американский фонд Sholom Aleichem Memorial Foundation после гастролей театра в США назвал его лучшим еврейским театром мира.
Главное внимание театр уделяет актуальным проблемам еврейской жизни в России и за рубежом, это вызывает живой отклик у зрителей. Спектакли разнообразны по тематике и ее художественному воплощению. В них всегда много музыкальных сцен, танцев и, конечно, юмора, без чего не может быть еврейского театра».
«Шалом» играет на русском языке с элементами идиша. Зрительный зал заполняют люди разной национальности, все, кого интересует древняя и современная еврейская культура.
«Моя кошерная леди» — адаптированный «Пигмалион» Бернарда Шоу — была написана А. Хайтом специально для театра «Шалом», поставлена только в нем и ни в каком другом театре мира. Перерабатывая сюжет Шоу о разнице социальных слоев, А. Хайт придал событиям совершенно иной, национальный окрас.
«Кошерная — по-русски «чистая, правильная». Спектакль о любви и ее преобразующей человека силе. О том, что евреев и русских, наверное, тянет друг к другу, если 12 веков они живут вместе в России, и все это время евреи уезжают, уезжают, а меньше их не становится. И еще о том, что «русско-еврейский» воздух напоен юмором, который стал общим достоянием обоих народов. С музыкой Владимира Шаинского, в красочных, как всегда у Ксении Шимановской, декорациях и костюмах, с ироничными и задорными танцами Визмы Витолс спектакль оказался веселым, добрым, душевно открытым».
Начитавшись лестных отзывов, ваша покорная слуга отправилась в ТЮЗ, полная светлых надежд, но здесь, увы, меня постигло разочарование.
Буквально с первых минут в памяти всплыл «Аншлаг» с его «оригинальными и смешными» шутками и еще фильмы М. Кокшенова перестроечных времен...
На любителя, мягко говоря.
Мюзикл хоть и считается легким жанром, работать в нем ох как непросто. А потому преклоняюсь перед мастерством актеров, им владеющих. Ведь от них требуется не только драматическое мастерство, но и вокально-танцевальная школа. Причем исполнитель должен не столько пропеть, сколько выразительно и ритмично проговорить свою партию. Вокальные данные важны не настолько, насколько внутренняя музыкальность. Для мюзикла не требуется сильный, поставленный голос. Мюзиклу нужны актеры-универсалы — естественные в пении и танце точно так же, как и в обычном сценическом диалоге. Виктория Тарасова, исполнительница главной роли (известная многим по сериалу «Глухарь»), с лихвой обладает всеми этими качествами. Она единственная из всего актерского состава органично вплелась в канву спектакля.
Об остальном лучше умолчать. Ситуацию не спасли даже вычурные декорации и яркие костюмы. И хотя темой спектакля заявлено отсутствие национальных розней между евреями и русскими, воплощается она весьма странным способом, а именно дискредитацией последних с помощью «постных» шуточек и «невкусных» актерских геков.
Не хочется показаться ханжой, но, сидя в зрительном зале, невольно задаешься вопросом: может ли театр преследовать лишь одну цель — рассмешить? И тут же понимаешь — может. Зал разделился. Причем большая часть в полном восторге уходила со спектакля. Именно тогда вспомнились печальные слова одного моего знакомого: «Театр — вымирающий вид искусства. Он превращается в эстраду, созданную для зрелищности, на потеху публике. Последние из могикан уйдут вместе с прослойкой советской интеллигенции, коих осталось не так много». И уж если интеллектуальные евреи гастролируют с «аншлаговскими» постановками, значит, сбывается печальный прогноз.
Я-то что (сама наполовину ашкенази), мне за державу обидно.