На просторах тверской глубинки впервые прозвучали голоса замечательных певиц Дарьи Леоновой, ученицы великого композитора М.И. Глинки, Елизаветы Лавровской (по ее инициативе П.И. Чайковский написал музыку к опере «Евений Онегин»), «князевского соловушки» Сергея Лемешева и «богатыря оперной сцены» Алексея Иванова.
Алексей Иванов родился 22 сентября 1904 года в деревне Чижово Бежецкого района. Большое торговое село Чижово относилось к монастырским владениям и насчитывало около 300 домов. Мальчик рос в большой дружной трудолюбивой русской семье.
Отец Петр Михайлович служил дьяконом в местной церкви и одновременно преподавал в церковно-приходской школе. Голос Алексею, видимо, перешел от отца, который пел в семинарском хоре, а потом – в архиерейском хоре Тверского собора. Отец первым в Чижове купил граммофон и набор пластинок, и юный Алеша, обладавший тонким музыкальным слухом, слушал замечательные голоса и обширный репертуар наших выдающихся певцов — Шаляпина, Собинова, Вари Паниной и Вертинского.
Петр Михайлович стремился жить с веком наравне. И Алеша впервые услышал в его исполнении такие далеко не религиозные песни, популярные в предреволюционные годы, как «Замучен тяжелой неволей», «Укажи мне такую обитель», «Дубинушка», «Есть на Волге утес»
Дети Ивановых жили в музыкальной среде, и много лет спустя, став известным певцом, Алексей Петрович отмечал, что с малых лет не мыслил жизни без песни. Его односельчане пели везде — когда шли на работу в поле, и на работе, и когда, усталые, возвращались в село. Зимой и летом песня не смолкала в селе до полуночи. Особенно много жители Чижова пели по праздникам, на которых можно было услышать «Выйду ль я на реченьку», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Во поле березонька стояла», «Вечерний звон» и многие другие русские народные песни.
В доме Ивановых кроме церковной литературы на полках стояли книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Л.Н. Толстого. Будущий певец с детства приобщился к чтению русской классики. В Чижове не было библиотеки, и эти книги отец давал всем, кто просил почитать: односельчанам, знакомым, ученикам.
Весной 1915 года Алексей поступает в Бежецкое реальное училище. На занятия ученического хора ходил как на праздник. Окончив училище, поступает на физико-математический факультет в Тверской педагогический институт. Становится активным участником студенческого хора, часто выступает как солист. Душой музыкальной жизни в Твери был в эти годы Николай Михайлович Сидельников, пианист, скрипач и певец. Сидельников по достоинству оценил голос, слух, музыкальность студента Алексея Иванова и разучил с ним несколько произведений. Летом на открытой эстраде в горсаду Алексей пел с оркестром в концертах. Встреча и работа с Сидельниковым помогли понять талантливому студенту, что надо много учиться, чтобы стать настоящим певцом.
Окончив в 1926 году физико-математический факультет Тверского педагогического инстиута, он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода.
Но Алексей Петрович Иванов, преподаватель физики и математики, круто меняет свою судьбу — решает стать профессиональным певцом.
В 1927 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, одновременно преподает точные науки в школах и техникумах города на Неве. В этой консерватории Алексей Петрович учится у первоклассных специалистов: профессора Г.А. Боссе, певца, в прошлом достойного партнера великого Шаляпина, у профессора М.Г. Климова, «подлинного художника звука», «редкого знатока вокального искусства», а также И.В. Ершова, который придавал большое значение костюму и гриму. После окончания консерватории Алексей Петрович работает в Ленинградском малом оперном театре, затем выступает на сценах Саратовского и Горьковского оперных театров. На сцене филиала Большого театра он дебютировал в роли Риголетто в 1938 году в одноименной опере Верди. Все современники сходятся на том, что он был лучшим Риголетто в Большом театре. На продолжении 30 лет Алексей Петрович Иванов был солистом этого прославленно театра. Современники отмечали, что необыкновенно красивый голос — сильный, яркий, актерская выразительность и прекрасная дикция — это сочетание обеспечивало ему неизменный успех у зрителей. Особенно ярко его талант раскрылся в обширном репертуаре русских опер — «Князе Игоре» А.П. Бородина, «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки, «Хованщине» М.П. Мусоргского, «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова, «Мазепе» П.И. Чайковского, «Дубровском» Э. Направника, «Декабристах» Ю. Шапорина, «Тихом Доне» Дзержинского.
В первые недели Великой Отечественной войны днем он пел в Большом театре, а ночью дежурил на крышах домов, гасил зажигательные бомбы, которые фашисты сбрасывали на Москву. А потом были шефские концерты в воинских частях, сражавшихся на Западном фронте. Концерты давались под открытым небом. Нередко под разрывы снарядов и грохот авиабомб. Слушатели — летчики, танкисты, артиллеристы, связисты, пехотинцы — прямо с концерта уходили в бой.
Наш земляк не ограничивал свое Искусство оперной сценой. Он часто пел по радио, телевидению, выступал с концертами во многих странах мира. Ему аплодировали города Италии и Германии, Венгрии и Чехословакии, а Венская опера увенчала его большим лавровым венком. Известно, что он дал «путевку в жизнь» многим песням композиторов Дунаевского, Соловьева-Седого, Мокроусова, Хренникова. Долгие годы звучала по радио в его исполнении «Песня о Родине» Дунаевского: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…».
Алексей Петрович был одним из самых образованных и разносторонне одаренных людей ХХ века. Нередко ему задавали вопрос: «Какая из партий у вас самая любимая?» И певец со свойственной ему искренностью отвечал: «Нет у меня любимых! Я люблю их всех одинаково, но каждую по-своему». Солист Большого театра прекрасно рисовал. На стенах московской квартиры Ивановых висят его картины. Зачастую сам делал себе грим, подбирал к выступлениям костюмы. У него были еще два таланта — писателя и музыкального теоретика: его перу принадлежат четыре весьма содержательные книги. Одна из них — биографическая «Жизнь артиста», вторая — «Чудо на Оке», повесть о знаменитых братьях-певцах Пироговых.
Третья и четвертая — «Искусство пения» и «О вокальном образе» — это ценнейшие советы вокалистам и драматическим артистам. К сожалению, эти книги давно уже стали библиографическими редкостями.
«Грустно думать, — пишет Галина Горбенко, биограф А.П. Иванова, что мы постепенно превращаемся в Иванов, не помнящих родства. Спросите сегодняшнюю молодежь: знают ли они творчество Алексея Иванова, или Александра Пирогова, или Ивана Петрова, или других великих русских певцов, снискавших всемирную славу нашему вокальному искусству? И что же вам ответит большинство? «Да, что-то слышал… Кажется, такие были…»
К счастью, на бежецкой земле — родине Алексея Петровича Иванова — его помнят, им гордятся земляки, перед которыми он выступал до последних дней жизни.
В Бежецке недавно, к столетию со дня рождения замечательного певца, ему открыт памятник: А.П. Иванов стоит на пьедестале в позе вдохновенно поющего человека.
Сегодня в этом старинном русском городе есть школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов, которая носит славное имя А.П.Иванова. Бежечане и гости города с интересом посещают музей А.П. Иванова, работающий при этой школе. Выдающийся русский певец (баритон) А.П.Иванов, будучи личностью с большой буквы, всем своим творчеством воспевал то «разумное, доброе, вечное», что за тысячелетия накопила мировая культура.