6 ноября Хакасию ожидало нечто невероятное и особенное, волшебное и яркое – концерт группы "Крематорий". Локомотив советского рока побывал у нас впервые. И если бы не эта маленькая ремарка, солист и лидер команды Армен Григорян не согласился бы на пресс-конференцию. По его мнению, в песнях "Крематория" и без того все сказано. Не прояви он такой доброты, наши журналисты, возможно, никогда бы не узнали, почему знаменитый "хиппарь" теперь не пьет и не курит, морщит нос при слове "рок-легенда" и пишет совсем другие песни.
Советский городок с типичными строениями
На пресс-конференции, которая проходила в бильярдном клубе "Карамболь", он появился степенный, серьезный, в традиционных темных очках и черной панаме, заменившей на время классическую черную шляпу с буквами "КТ". По обыкновению своему, журналисты спросили звезду о Хакасии. И были несколько ошарашены услышанным. Армен Григорян назвал точную дату, когда сдавал экзамен по географии, и рассказывал о том, что из себя представляет наша замечательная республика. Но особого впечатления Абакан на него не произвел. Музыкант честно признался, что увидел "советский городок с типичными строениями".
В таком же откровенном ключе продолжался и дальнейший разговор, правда, с некоторой долей иронии, характерной для Григоряна и творчества "Крематория" в целом.
– Я и не думал, что с таким "жизнерадостным" названием можно так долго прожить, – признался самокритичный исполнитель. – Нам до сих пор непонятно, что людей заставляет вылезать из петли, писать длинные письма о том, как мы их спасли, вытащили, дали некий смысл в жизни. Наверное, надо искренне писать песни и стараться не выглядеть мессией, не призывать, не указывать перстом, куда бежать и кого убивать, чтобы стало лучше в этой стране. Мы просто пытаемся сопротивляться агрессии, злу, оставаться на человеческом уровне, и в этом сопротивлении, наверное, и есть вся наша история.
Говоря о большой армии поклонников, рокер в очередной раз спустил всех с небес на землю:
– Никогда не думал, что у нас могут быть поклонники из Дании. Там есть фан-клуб, но, как выяснилось, его участники не знают русского языка. В этом случае непонятно, от чего они тогда фанатеют. Непонятно, почему в Китае появилась большая колония крематорцев, выпускающая атрибутику с нашей символикой. Мне кажется, это просто развлечение. Просто кому-то нравится манифест, герб. Это как карточная игра.
Рок-легенда как вымерший
динозавр
Несколько скептично Григорян отнесся и к собственному определению "рок-легенды", сравнив его с пьедесталом, на котором стоит вымерший динозавр. И, чтобы этот довод выглядел еще убедительней, претенциозно пообещал: "Мы еще покажем кузькину мать!"
Когда речь зашла о последнем альбоме "Амстердам", который отчасти перевернул "крематорское" творчество, Григорян заявил, что корень всех изменений – в отказе от "алкогольного" образа жизни и, соответственно, новом подходе к созданию песен. "ШАНС" не преминул полюбопытствовать по этому поводу, а также задать рокеру еще ряд вопросов:
– Почему отказ от алкоголя оказался столь принципиальным? И есть ли в числе старых песен те, что были написаны под его "чудотворным" воздействием?
– Есть не только песни, но и целые альбомы. Когда я слушаю "Текиловые сны" или "Ботанику", конечно, ужасаюсь, сколько там было выпито – такие тексты написать! Но я до сих пор с сарказмом отношусь к врачам, которые говорят, что нельзя избавиться от курения и алкоголизма. Мы пили в больших количествах – сейчас это представляется смертельной дозой, я к тому же еще много курил. Но в какой-то момент я затушил сигарету в пепельницу, и сейчас если курю, то только сигары. С алкоголизмом случилось то же самое. Мне вдруг стало неинтересно. Может быть, раньше не было столь огромного выбора мест, где можно было бы посидеть и поговорить. Мы встречались на квартирах, и алкоголь был просто сопровождением. Знакомство с девушками, проведение ближайшей ночи, что-то еще. Сейчас это просто не нужно.
– А это как-то отражается на творчестве? Ведь не секрет, что многие вещи великих музыкантов, включая композиции Пинк Флойд, были написаны именно под воздействием наркотиков.
– Жить ежедневно в трезвом виде скучно. Все дело в мере. Когда поменялись привычки, поменялось и сознание. Многих моих друзей, которые не остановились вовремя, сейчас уже нет в живых. Когда мне говорят: "В этой жизни нужно попробовать все", – я отвечаю: "Если вы знаете, что это дерьмо, зачем вам его пробовать на вкус?" В основном музыканты писали до какого-то времени, да, расширение сознания было, но потом происходила смерть этого сознания. Кто-то, видимо, не знает, что у нас существует мафия алкогольная и мафия наркотическая, и они время от времени пытаются подсунуть народу то одно, то другое.
Нам неинтересно просто петь песни и получать аплодисменты
– Армен, чтобы опробовать новую программу "Превращение", вы выбрали необычный тур – сначала Сибирь, потом Израиль, Иерусалим. Каких превращений ожидаете в этих местах?
– Вы знаете, на концерте музыканты уже не чувствуют, где они находятся географически. Такое чувство, что мы из Москвы не выезжаем. Есть такой физический принцип – неопределенности, и он срабатывает – декорации исчезают. Это потом мы уже выходим и смотрим: "Я – в Абакане, Киеве, Иерусалиме – неважно". Превращение на самом деле должно происходить именно в этот самый момент. Важно через образы попытаться сделать так, чтобы человек нашел себя. Чтобы он в какой-то момент вышел на сцену и стал соучастником концерта. Все мы скованы и редко открываем душу, и, наверное, концерт – то место, где это позволительно сделать. Лишь тогда происходит то, что мы называем открытием подсознания. И наша задача – до этого подсознания дойти. Нам абсолютно неинтересно просто петь песни и получать аплодисменты. Мы хотим чего-то большего.
– Эта необходимость как-то обусловлена нынешним временем, его влиянием на человеческие души? Основная идея, которую провозглашает "Крематорий", – это смерть человечества, и в первую очередь духовная его смерть...
– Да, обусловлена, конечно. Вы абсолютно правы. Когда я смотрю, куда катится мир, мне нужно что-то сказать, я не могу молчаливо смотреть на происходящее. Сознание человека, его интеллект катится уже под плинтус, и мы пытаемся как-то сопротивляться. Прежде чем сделать выбор между добром и злом, нужно определить, что это такое. Для меня это абсолютно простая христианская история. Я считаю, что человек должен соблюдать правила порядочности и не нарушать свободу другого человека. На концерте я не пытаюсь беспардонно вникнуть в вашу душу. Но я считаю, что мы можем найти некое общение, прийти к какому-то согласию или просто поделиться своим мировоззрением. И когда личности, индивидуумы начнут так взаимодействовать, мы придем к нормальному обществу, а не к той толпе, которая существует на сегодняшний день. Любая толпа изначально настроена на агрессию. И только общество людей, общество личностей способно к созиданию. Мы и хотим превращать наши концерты в некое созидание.
Православные быстрее найдут общий язык
с буддистами,
чем с католиками
– Ваше творчество отражает мировоззрение разных религий. А какие взгляды вы сами разделяете?
– Я до сих пор ревностно отношусь к мусульманству. У меня много друзей-мусульман, это абсолютно нормальные люди, но это молодая религия, которая сейчас достаточно агрессивна. Но при этом я очень быстро нахожу общий язык с буддистами. Если отбросить конфиденциальные разногласия, то православные могли бы гораздо быстрее найти общий язык с буддистами, чем, скажем, с католиками. Здесь есть очень много соприкосновений. Я считаю, что к каждому человеку изначально нужно относиться с открытой душой, каждому протягивать руку, и доброжелательно отношусь ко всем религиям.
– Но сами тяготеете к христианству?
– Если я христианин с 301 года (в это время Армения приняла христианство в качестве государственной религии – прим. авт.), к чему я должен тяготеть? Конечно, к христианству.
На этой душевной ноте пресс-конференция завершилась, а примерно через час в АДМе собралось множество разноликого люда. В основном тех, кому за тридцать, поклонников старого андеграундного "Крематория". Но в толпе слушателей можно было увидеть и совсем юные лица. Эту категорию слушателей сам Григорян называет интернетной. Она не всегда знает, что есть такие бессмертные вещи, как "Хабибуллин" и "Мусорный ветер", для нее "Крематорий" – это прежде всего "Амстердам".
Театр абсурда
Надо признать, зал в этот день не особенно ломился от зрителей. Как-никак, а группа все-таки элитарная. Но благодаря этому можно было ощутить особенную, неповторимую атмосферу и присесть там, где нравится. В итоге я заняла свободное место в первом ряду и ничуть об этом не пожалела. Расположенные рядом колонки оглушали, но зато можно было смотреть музыкантам в глаза и участвовать в "превращении", о котором говорил сам Григорян. Чуть приглушенного света, немного театральных декораций – и вы уже в другой реальности. В мире, где действуют другие законы и живут другие люди, чудаковатые, порочные, но такие узнаваемые. И живут не только в песнях, но и непосредственно на сцене, благодаря усилиям "крематорского" актера. Он укутывался в простынь и имитировал статую зайца с розовыми ушами, примерял шутовскую шапку, вживался в роль "Безобразной Эльзы" и играл на игрушечной гитаре. Не отставали от него и артистичные музыканты.
Басист предстал в образе инопланетного пришельца, а барабанщик устроил целое шоу на тему песни "Женщина-пила", приглашая из зала спутницу жизни и пафосно громыхая тарелками. Особых аплодисментов заслуживает Игра скрипача-виртуоза. Моя спутница несколько раз порывалась уйти на середину зала, но после того, как музыкант спустился со сцены и исполнил перед нами красивую, трепетную импровизацию, она воскликнула: "Больше я отсюда никуда не уйду!" И неудивительно, что под занавес представления зал рукоплескал стоя, побудив отзывчивых музыкантов "вспомнить грешную молодость" и исполнить еще несколько старых добрых хитов "Крематория". Поклонники были счастливы!