Одним из характерных состояний высшей молитвы, описываемых некоторыми подвижниками – мистиками, является экстаз или изумление. Это состояние сопровождается потерей сознания, забвением обо всем окружающем, выходом ума (души) из тела. “Греческое слово ????????, буквально означающее “исступление”, не имеет прямой параллели в сирийском языке: ближайшими аналогами являются термины temha и tehra, которые оба переводятся как “изумление”. Эти термины часто встречаются в сочинениях Исаака, указывая на то мистическое состояние, которое греко-язычные авторы называли экстазом”.
В ранней Церкви были известны многие примеры мистического экстаза. Экстаз апостола Петра описан в Деян. 10, 10. Апостол Павел был восхищен до третьего неба. Экстаз в ранней Церкви часто сопровождался глоссолалиями (говорением на языках), как случилось в Пятидесятницу (см. Деян. 2, 4). В житиях святых очень часто встречаются описания экстаза. Жизнеописатель преподобного Антония Великого сообщает, что тот “однажды, сидя и занимаясь рукоделиями, впал, как бы в экстаз”. Об авве Силуане сообщается, что его многократно заставляли в состоянии экстаза. “В житии святого Симеона Столпника упоминается более пятнадцати случаев экстаза: самого Симеона, его матери, Марфы, архимандрита Иоанна, Конона, Феосевии, и целой толпы людей”.
Описывая свой мистический опыт, святой Исаак, выделяет несколько видов изумления. Первый вид изумления – тот, при котором внешним признаком является расслабление членов тела и появлением духовной радости общения с Богом: “Нередко бывает, что человек преклонит колена в молитве, и руки его воздеты к небесам, лицо устремлено на Крест Христов, и все помыслы свои собирает он воедино в молитве к Богу, и в то время, как человек молится Богу со слезами и умилением, в тот самый час вдруг внезапно начинает бить в сердце его источник, изливающий наслаждение; члены его ослабевают, глаза закрываются, лицо примыкает к земле и помыслы его изменяются, так что он не может делать поклонов от радости, возбуждающейся во всем теле его”.
У преподобного Макария Египетского мы видим сходное описание экстаза: “ входит некто преклонить колено, и сердце наполняется Божественной энергией, и радуется душа с Господом, как невеста с женихом”. Святой Исаак символически называет это состояние “духовным опьянением”: “при сильном и божественном вожделении начинает возбуждаться к божественной любви и сразу опьяняется ею, как вином; расслабляются члены его, мысль его пребывает в изумлении”.
Другой вид изумления, описываемый святым Исааком, характеризуется духовным восторгом, при котором человек забывает себя, всецело “пленяясь” Богом: “Забывает он себя и естество свое, и делается как бы человеком, который пришел в изумление, вовсе не помнит об этом веке. Обращаясь мыслью к чудесам и всегда изумляясь ими, он пребывает в непрестанном упоении и как бы уже вкушает жизнь по воскресении. И когда будет этим упоен, снова переносится оттуда созерцанием к веку сему, в котором еще живет, и с изумлением говорит: О, глубина богатства, премудрости, знания, смысла, разума и домостроительства неисповедимого Бога! ” Подобное описание экстаза есть и у преподобного Симеона Нового Богослова. Его он характеризует как видение света: “Я был поражен неожиданностью чуда и пришел как бы в исступление. Не только это, но я забыл и место, где стоял, и чем я был и где, крича только “Господи помилуй”, как, придя в чувства, я узнал, что говорю это. Но кто был говорящий или движущий моим языком, я не знаю… Бог знает. Общался ли я с этим светом в теле или вне тела, знает сам свет”. Говоря об экстатических видениях, преподобный Исаак ссылается на опыт древних святых, которые пребывали в таком состоянии несколько часов или даже дней: “Ибо видим святого Антония стоящим на молитве девятого часа и ощутившим вознесение ума своего. И другой из отцов, с воздетыми руками стоя на молитве, приходил в восхищение на четыре дня”.
Изумление, согласно преподобному Исааку, происходит от разных причин. Оно может рождаться из молитвенного размышления: “Ибо великую и нескончаемую сладость возбуждают в сердце, и в неизреченное изумление приводят ум в безмолвие и размышление”. Оно может быть плодом удаления от мира и безмолвнической жизни: “Удаление души от мира и безмолвие ее естественно побуждают ее к познанию Божиих тварей, а от этого возносится она к Богу, удивлении изумляется и пребывает с Богом”. Изумление может быть порождено чтением Священного Писания; углубляясь в него, живя в пустынном безмолвии, подвижник “забывает себя и естество свое, и делается как бы человеком, который пришел в исступление, вовсе не памятуя об этом веке”. Изумление может проистекать от непрестанной памяти Божией: “Долговременным хранением памяти о Боге душа по временам приводится в изумление и удивление”.
Подводя итог,надо сказать, что состояние экстаза не может быть описано, оно может быть только испытываемо. “Если кто захочет написать все это, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - ни бумаги, ни чернил не хватит ему, не достанет и времени, думаю, если станет объяснять это подробно. Вернее же, как он сможет написать то, что не может быть сказано, ибо несказанное и совершенно неизреченно?”. В экстазе человек находится в состоянии боговдохновения, то есть чувствует в себе действие Божества, но он не может ни определить, ни описать, в чем именно состоит такое действие. В этом состоянии происходит единение созерцающего с созерцаемым. В этом состоянии душа человека возвышается не только над всем бытием, но и над всеми чувствованиями и желаниями, над всякой теоретической и практической и практической деятельностью. Душа приходит в абсолютный покой (греч. ?????? )