Иногда встречаешь людей, которым очень идут их фамилии. Штарк, например, с немецкого переводится как "сильный". И руководителю городского концертного оркестра Андрею Штарку, кажется, действительно на все хватает сил. Помимо оркестра, который в последние годы стал настоящей визитной карточкой Абакана, Штарк успел сделать все, что по статусу положено сильному мужчине: построил дом, посадил дерево (и не одно), воспитал сына (а еще растет красавица-дочка)… "И медные трубы тоже прошел", – смеется Штарк, имея в виду, конечно, медные духовые инструменты.
17 декабря духовой концертный оркестр Абакана отпразднует свой двадцатый день рождения. Накануне этой даты наш человек встретился с руководителем оркестра Андреем Штарком.
Я с детства
привык к парадам
МОИ РОДИТЕЛИ – ИЗ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ. Когда нашу семью сослали в Сибирь, во время Великой Отечественной, мы поселились в маленькой деревеньке Красный Дар в Курагинском районе. Это было красивое место. Деревенька ютилась между озером и горами. Озеро было знаменито своими плавучими островами, про которые даже как-то рассказывал "Клуб кинопутешественников".
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ У НАС В СЕМЬЕ НЕ БЫЛО. Но мой дед играл по выходным на кларнете в абаканском парке "Орленок". Как и все ссыльные немцы, он прошел тяготы трудармии. В будние дни мужчины были заняты на тяжелых работах, а в выходные те, кто владел каким-либо инструментом, приходили играть на танцах. Мог ли мой дед хотя бы предположить, что годы спустя в этом же самом парке на танцах будут играть его внуки и даже правнуки?
ПАПА ЛЮБИЛ ИГРАТЬ НА ГАРМОШКЕ. Уже в Сибири родители купили баян. Меня инструмент сразу заинтересовал. Из трех сыновей в нашей семье я – единственный, кто его освоил. Баян был мне, мягко говоря, великоват – из-за инструмента виднелись только глаза и уши, но играть, наверное, получалось неплохо: меня то и дело приглашали на свадьбы и праздники.
КОГДА В СТРАНЕ ПОШЛА ПОЛИТИКА УКРУПНЕНИЯ, нашу деревню решили закрыть как неперспективную. Мы переехали в Березовку. Березовке повезло: там работал такой энтузиаст, как Анатолий Иванович Гурчев. Этот человек сделал непостижимо много не только для маленькой Березовки: его воспитанники и по сей день играют в самых разных регионах России и даже за рубежом. Гурчев сумел собрать в обычной общеобразовательной школе солидный духовой оркестр. В нем было три группы – старшая, средняя, младшая. В оркестре играли все мои братья и друзья. Это был единственный музыкальный очаг в селе.
НОЯБРЬСКИЙ ПАРАД С ОРКЕСТРОМ вошел в мою жизнь еще в пятом классе. Можно сказать, что "по главной улице с оркестром" я привык ходить задолго до того, как стал профессиональным музыкантом. Я делаю это уже много лет, впервые пропустил парад в этом году: ездил с симфоническим оркестром филармонии на гастроли в Туву.
От трубы к трубе
ГУРЧЕВ ДАЛ МНЕ ТРУБУ. Инструмент показался тяжеловатым, но интересным.
Потом в школьной кладовке мы с братом обнаружили кларнеты, и нам захотелось их освоить. Для кларнетов необходимы были специальные трости, и наш бедный преподаватель немало намучился, изготавливая эти самые трости по нашей настоятельной просьбе: вырезал, обжигал на пятаке. Сам он никогда не играл на "деревяшках" (так музыканты называют деревянные инструменты) и не имел дела с их ремонтом и обслуживанием. В абаканское музыкальное училище я отправился поступать уже в качестве кларнетиста. Однако в армии дирижер вручил мне валторну, и потом пришлось переводиться в другой класс.
МОЯ ПЕРВАЯ ЧЕШСКАЯ ВАЛТОРНА стоила безумные 600 рублей. Папа продал корову, чтобы мне было на чем играть. Как раз в это время в дефиците оказались трубачи. Я репетировал в подвале, чтобы помочь ребятам на какой-то халтуре, вспоминал трубу, на которой не играл со времен школьного оркестра. Мой преподаватель, послушав меня, сказал: переводись еще раз. Ты должен стать трубачом. Дорогущую валторну пришлось срочно продавать. С тех самых пор я в первую очередь трубач. Хотя могу играть и могу научить играть практически на всех духовых инструментах.
Где берут бемоли
и встречают судьбу
"ДЕДОВЩИНА" В АРМИИ БЫЛА ЖЕСТОЧАЙШАЯ, только мы, оркестранты, жили в другом мире. С утра приходили в свою студию на репетицию, а вечером возвращались в казармы. Мы были в ужасе от творившихся там порядков. Спасибо нашему сержанту, он, как мог, ограждал нас от всех унизительных мероприятий, в которые нас пытались вовлекать старослужащие.
МЫ ЗДОРОВО ВЕСЕЛИЛИСЬ, когда нашего дирижера ненадолго сменил офицер со стороны, совсем не музыкант. Когда нам надо было отпроситься в увольнительную, мы просто говорили, что нам надо в музыкальный магазин, потому что у нас… закончились бемоли. А как без бемолей играть? Никак совершенно. Офицер понимающе кивал и отпускал. Потом жаловался нашему дирижеру: замучили меня твои ребята, все хорошо, но вот бемоли расходуют…
ПОСЛЕ АРМИИ Я ВЕРНУЛСЯ в училище и там встретил свою будущую жену Марину. Зацепила своими огромными красивыми глазами. Глянул – и пропал. Через год мы уже были женаты.
МАРИНА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ, единомышленник и советчик. Я абсолютно доверяю ее вкусу и оценке. Похвалить могут многие, а как на самом деле, наберутся смелости сказать только близкие люди. Если заслужил – могут от души дать такой разнос, мало не покажется. Поскольку мы оба музыканты, нам всегда есть о чем поговорить.
СЫН ТОЖЕ СТАЛ ТРУБАЧОМ. Сейчас он служит в армии. Играет в оркестре, как и я когда-то. Как музыканты мы с Мариной, конечно, рады, что ребенок пошел по нашим стопам. Как родители пытались отговорить: в нашей стране быть музыкантом, мягко говоря, несладко. Чтобы как-то свести концы с концами, всю жизнь будешь пахать на трех работах одновременно. Не послушался. Хочу быть трубачом. И буду. Дочка Люба поет в хоре у мамы.
МУЗЫКАНТЫ В ОСНОВНОМ – ЛЮДИ "БЕЗРУКИЕ". Поэтому все инструменты в оркестре чиню сам. У меня полно для этой тонкой работы разных приспособлений, горелку купил газовую… Я вообще умею почти все: сказывается деревенская закалка. Могу приготовить роскошный ужин, могу починить холодильник... Сам построил дом, потому что вырос "на земле" и в городской квартире чувствовал себя не совсем дома.
О пользе "побыть
в чужой шкуре"
НАШ ОРКЕСТР ОРГАНИЗОВАЛ АНАТОЛИЙ ДУБИНА. Человек он был деятельный, приехал в абаканское музыкальное училище с Донбасса. Городского оркестра тогда в Абакане не было. Но на предприятиях существовали любительские оркестры. Дубина сделал немыслимое: создал оркестр в самое неподходящее, казалось бы, для этого время: в 1991 году стране было не до музыки. Все выживали. Предприятия избавлялись от музыкантов как от ненужного груза. Дубина собрал этих ребят и студентов в оркестр, с которым сначала бесплатно играл на улицах, в парках, на разных праздниках. А после такой "раскрутки" пошел в мэрию и убедил чиновников, что в городе должен быть свой муниципальный оркестр.
ЭТО БЫЛА ПОБЕДА, которой сам Анатолий Дубина не успел насладиться. В январе 1992 года вышел первый приказ об оркестре, а в феврале Дубина умер. Ему было чуть за 50. Оркестр остался без руководителя. Музыканты принимали решение голосованием, выдвинули и утвердили мою кандидатуру.
ПРИЗНАТЬСЯ ЧЕСТНО, мне было очень страшно. Я понимал, какая это ответственность. И в то же время мне было очень интересно попробовать себя в роли дирижера. Мне это интересно до сих пор, двадцать лет спустя.
В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ Хакасской республиканской филармонии я работаю артистом. Играю на трубе. Практически все "духовики" из моего оркестра сидят в симфоническом, рядом со мной. Это очень полезно – побыть в другой шкуре. Я бы посоветовал такие экскурсии – в кресло подчиненного – регулярно совершать всем руководителям, в любой отрасли.
АВТОРИТЕТ ЗАРАБАТЫВАЮТ разными способами. Бывает, и кулаками. Однажды во время репетиции (у нас тогда еще не было помещения, и мы репетировали по вечерам в музыкальном училище) к бабушке-вахтеру привязались трое пьяных. Милиция отказалась приехать: разбирайтесь сами. А у оркестра как раз был перерыв. Пришлось мне выйти и "поговорить" с нехорошими людьми. С тех пор мои музыканты знают, на что, в случае чего, способен их руководитель.
От танцев
в "Победе" до рэпа
С КАЖДЫМ ГОДОМ у нас все больше работы. Оркестр любят, знают и приглашают на профессиональные праздники и корпоративы. Мы всегда работаем на Дне города. Играем на всевозможных открытиях новых учреждений, зданий, "под нас" разрезают ленточки и вручают дипломы. А какой километраж парадов мы прошагали…
РОССИЙСКОМУ МУЗЫКАНТУ ВСЕ НИПОЧЕМ. Существуют нормативы, согласно которым оркестр не должен играть при температуре ниже минус 16. Но музыканты никогда не могут отказать тем, кому они действительно нужны. Мы играем при любых погодных условиях. У нас в городе есть музыкант, работавший в оркестре Североморского флота. Оркестр встречал и провожал корабли, нередко играли на морозе, инструменты, как и людей, одевали в шубы.
ЗА МНОГО ЛЕТ У НАС появились свои поклонники. Есть люди, которые посещают все наши концерты и даже приезжают на наши выступления в другие близлежащие города.
СЕГОДНЯ У НАС НАРАБОТАН огромный репертуар – 600 наименований танцевальной музыки. Танцы в "Победе" у молодых вызывают улыбку. А, между прочим, для тех, кто дважды в неделю посещает "Танцы под духовой оркестр" – это счастье, общение и даже своего рода фитнес, если хотите. Люди уходят с этих "танцулек" окрыленные. Мы играем для них с удовольствием. Здорово, что в нашем городе есть такая традиция. Она существует далеко не везде, даже в больших городах такое встретишь нечасто. Этим летом на фестивале духовых оркестров на танцах играл оркестр из Кемерова. Его руководитель был потрясен и растроган до слез видом танцующих пар. Люди старшего поколения танцуют уже вышедшие из моды, но такие прекрасные танцы, учат танцевать тех, кто помладше, и таким образом Культура и музыка и сама традиция общения в танце передается от поколения к поколению. В Кемерове под оркестр люди просто ходят по площади, сказал он.
МЫ ИГРАЛИ ШАНСОН. Был у нас такой опыт. Один исполнитель попросил нас записать с ним диск. Песня называлась "На иркутской чаеразвесочной фабрике". Затея была колоссальная. Там помимо нас еще был хор бабушек. Мы, конечно, хохотали и над музыкой, и над текстами, но сыграли в лучшем виде.
ИДЕЯ ВЫСТУПИТЬ совместно с рэп-исполнителем поначалу немного ошарашила. Мы попробовали один номер. Обе стороны – и рэпер Денис Шульга, и оркестр – остались довольны. Для нас это был интересный опыт, и мы решили записать еще несколько песен. Получился небольшой совместный концерт. Один номер из него мы обязательно включим в ограмму нашего юбилейного вечера, который состоится 17 декабря в Абаканском дворце молодежи.
ТРУБАЧИ, ДА И ДУХОВИКИ вообще – это физически тяжелая профессия. При мне на концерте в обморок упал трубач: взял высокую ноту, выжал из себя все силы и рухнул. Но я даже представить себе не могу, что когда-нибудь, что называется, "оттрубив" положенное, поставлю инструмент на полочку и забуду о нем.
Музыка – это счастливый поворот в моей судьбе. Она дала мне не только профессию, но и мою семью, моих детей, мой оркестр и моих слушателей.