В процессе сверки коллекции «Нумизматика» ТГОМ среди монет, ранее предназначавшихся для обменного фонда, была выявлена одна странная медная монета. Источник ее поступления в музей неизвестен. На обеих сторонах монеты одинаковое изображение - вензель Николая I в виде прописной литеры «Н» и цифры «I» под императорской короной. Возник вопрос: монета ли это вообще? После работы с каталогами выяснилось, что это все-таки не медальон и не жетон.
Некоторые характеристики находки - размер, изображение на аверсе, оформление гурта - соответствуют таковым монеты «2 копейки» 1839 - 1848 годов выпуска. При ближайшем рассмотрении и сравнении с аналогичными монетами, хранящимися в фондах музея, неопознанная монета оказалась несколько толще своих «собратьев», а изображения на разных сторонах монеты неидентичны. Очевидно, что один рисунок отчеканен, а другой сделан вручную. Изображения короны похожи в самых общих чертах (впрочем, если не присматриваться, могут показаться одинаковыми). Очертания «рукотворного» рисунка неровные, и он менее загрязнен, чем отчеканенный. Поэтому версия о бракованной или пробной монете отпала.
Возникали самые разные предположения. Кому и зачем могло понадобиться переделывать монету?
В разное время у разных народов брошенная монета выполняла роль арбитра («Бросить жребий», «Орел или решка?», «Копье или решето?», «Голова или корабль?»).
Бросанием жребия мы до сих пор решаем самые разные вопросы и споры. Может быть, монета, оказавшаяся в фондах музея, могла использоваться как жребий с одним вариантом ответа, нужным ее владельцу?
Использовалась переделанная монета (безусловно, во время бытования этого типа монет) как обычная разменная монета. Иначе она бы привлекала к себе излишнее внимание и раскрыть подделку было бы проще.
Когда бросали жребий? В первой половине XIX века был расцвет дуэлянтства в России. М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» описывает сцену, когда перед дуэлью Печорина с Грушницким один из секундантов, чтобы выяснить, кто будет стрелять первым, бросает как жребий серебряную монету. Впрочем, не так часто все-таки мы решаем свою судьбу с помощью монеты. Более правдоподобной выглядит следующая версия использования переделанной монеты.
До сих пор мальчишки играют, подбрасывая монету (или несколько): кто угадает, какой стороной она ляжет, забирает кон. Это вариант старой Игры орлянки: угадывали, упадет ли монета гербовым орлом вверх.
Шулеры сразу придумали, как дурить народ. Распиливали пополам или стачивали две одинаковые монеты, затем склеивали две половинки с одинаковым изображением. Получалась монета с двумя орлами. По свидетельству одного вологодского коллекционера, сто лет назад за использование такой монеты одного его земляка избили и сбросили с колокольни. Сам коллекционер купил такую монету на толкучке.
Сотрудникам ГИМа также попадались шулерские монеты с двумя орлами, изготовленные распиливанием и склеиванием.
Наш образец изготовлен по другой технологии - из одной монеты. Она вместо гербового орла имеет менее сложное изображение - вензель Николая I под императорской короной. На монете стерт номинал и воспроизведен рисунок с аверса. Точечный ободок по периметру монеты доделывать не пришлось, так как на обычной монете такого типа он присутствует и на аверсе, и на реверсе. Получается, что для переделки понадобилось немного меньше труда.
Таким образом, с большой степенью уверенности можно утверждать, что мы имеем в фонде ТГОМ шулерскую монету 40-х годов XIX века. Кстати, в начале XXI века в Интернете начали размещать предложения о продаже современных вариантов подобных монет как предметов для шуток и розыгрышей.