В Брюсселе, «столице Европы», в районе Шуман, где сосредоточено большинство управляющих структур Евросоюза, идет бурное строительство. К небу возносятся новые, респектабельного вида многоэтажные корпуса из стекла и бетона, аккуратно вписываемые в неширокие улочки. Еще бы – полку ЕС прибывает, и скоро в этих кабинетах будут вершить судьбы почти полумиллиарда человек.
Как обороняться,
милый мой дружочек?
А тут еще новые хлопоты – выработка Европейской политики обороны и безопасности (ESDP), категория для экономического союза прежде неслыханная. Да еще и нуждающаяся (по крайней мере, этот вопрос стоит на повестке дня) в аккуратном сопряжении со стратегией НАТО. У обеих организаций головной боли по этому поводу предостаточно. А есть еще особый взгляд на проблему каждой страны-члена, разноречивые толки политиков, разноголосица общественного мнения, журналистов...
Отчасти, чтобы прояснить позиции, открыть широкую дискуссию, да и по другим соображениям, Великобритания как важнейший стратегический партнер США в Европе решила организовать в Брюсселе, в помещении своего посольства, семинар
«НАТО – ЕС: развитие стратегического партнерства». К этому профессиональному разговору были приглашены высокопоставленные британские правительственные чиновники и их коллеги из стран-кандидатов ЕС и НАТО, должностные лица обеих организаций, дипломаты, журналисты. Интересно, что из русскоязычных журналистов присутствовала только ваша корреспондент, и я же была единственной русской (украинкой) на этом мероприятии.
У Европы в целом есть стремление вести независимую оборонную политику, конкурируя в этой области с НАТО. Что, естественно, не приветствует альянс. Иные же политики склоняются к тесному партнерству с НАТО. Старая Европа разделилась во мнениях и по иракскому вопросу, однозначно поддержали США только страны-кандидаты.
Известный политолог, профессор старейшего в Соединенном королевстве Абердинского университета, автор многих книг Тревор Селмон обозначил раздирающие сегодня обе структуры противоречия по-философски: «Когда мы с коллегой говорим «мы верим в мир», я имею в виду разоружение, а он – вооружение».
Но это – размышления ученых, а вот что собиралась сказать брюссельскому собранию баронесса Саймон де Вернхам Дин, замминистра иностранных дел Великобритании по международной безопасности? Она не смогла прибыть в Брюссель по причине болезни, и ее речь озвучил, добавив кое-что и от себя лично, Питер Рикетт, постоянный представитель Великобритании в НАТО. Это практически и есть точка зрения официального Лондона. С которой, впрочем, можно и нужно спорить. По крайней мере, об этом попросил мистер Рикетт, призвав к откровенному обмену мнениями.
Единственный гарант?
– ЕС и НАТО должны поддерживать друг друга, разделяя международную ответственность в деле разрешения кризисов, – говорилось с трибуны семинара. – Мы должны не конкурировать с НАТО в военной области, а дополнять друг друга. Альянс дает возможность ЕС учиться на своем опыте, а политика обороны и безопасности Европы обеспечивает ЕС проведение операций в тех местах, где НАТО не задействовано. ЕС теперь в состоянии проводить как военные, так и гражданские операции – такие, как реформа полиции и восстановление гражданского правления. Наступят времена, когда альянс не захочет разрешать кризисы военными методами, и тогда наступит наше время. Тем более, ЕС и НАТО – не монолитные блоки, а отдельные нации, принимающие свои государственные решения.
НАТО меняется. Его наступательные вооруженные силы преобразуются в легкие, мобильные и легко развертываемые на другой территории. Сегодня альянс впервые в истории командует международными силами по стабилизации в Афганистане. В 2006 году НАТО будет располагать 21-тысячной армией сил быстрого реагирования, которые смогут быть развернуты за 5-10 дней где угодно. И хотя Европа формирует собственные силы быстрого реагирования, они не будут соперниками.
Мы прекрасно работали вместе в течение нескольких последних лет в Югославии, в 2001-м предотвратили кризис в Македонии. В конце ноября ЕС и НАТО провели ПЕРВЫЕ совместные учения по преодолению кризисов.
Великобритания НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ учреждение автономной штаб-квартиры ЕС по планированию, командованию и проведению военных операций. Ясно, что ЕС не сможет самостоятельно обеспечивать территориальную безопасность. НАТО остается единственной основой коллективной безопасности своих членов.
Как сказал глава подразделения по политическим вопросам международного секретариата НАТО бельгиец Пол де Витте, концепции безопасности ЕС пока еще не существует, возможно, ясность будет внесена в начале следующего года. Но если еще несколько лет назад обе структуры не могли даже разговаривать дружески, то теперь они планируют совместные операции и собираются встретиться следующим летом на совместном саммите в Стамбуле.
Европейцам грозит... шизофрения
Высокопоставленные участники семинара сетовали на то, что пресса полна материалами о противоречиях между ЕС и НАТО, между европейцами и американцами. И действительно, ваша корреспондент, открыв политкорректную The Times, прочла о том, как британцы протестовали против визита Буша. И это несмотря на то, что президент Буш без устали нахваливал и благодарил всех – и доблестно сложивших свои головы в Ираке британских военных, и г-д Блэра и Стро, и даже демонстрантов, вышедших на улицы, говорится в передовице газеты. А между тем «стороны допускают возможность, что этот визит еще больше запутает все политические расклады», пишет The Times.
Среди 19 членов НАТО только 11 состоят в ЕС. Есть еще нейтральная Европа – с ней как быть? Есть страны-кандидаты. Кому и какая ниша отводится в будущем партнерстве ЕС – НАТО? И не запутаются ли бедные европейцы в том, под чьим руководством, когда и куда направлять свои военные силы?
Говоря о том, что между ЕС и НАТО нет политических трудностей, а есть только юридические, директор подразделения по безопасности секретариата Совета ЕС Клод-Франс Арно все же признала, что некая «шизофрения», то есть раздвоение сознания (на две организации), у европейцев все же наблюдается.
На отсутствие долгосрочного видения партнерства посетовал сотрудник Совета ЕС из Венгрии, отметив и давление на малые страны извне, и проблему дублирования вооруженных сил в операциях обеих организаций.
Ведь делать то же самое дважды дорого, поддержал коллегу представитель Минобороны Литвы. Для малых стран это невозможно, и они этого делать не будут. Они смогут предложить один и тот же вооруженный контингент для операций как Североатлантического блока, так и ЕС.
Но в этом и состоял один из основных вопросов семинара – какой механизм принятия решений в этом партнерстве выработать, чтобы вооруженные силы не дублировали друг друга. Если литовские силы, скажем, будут задействованы в операции НАТО, то они не смогут в то же время участвовать в операции ЕС, если таковая тоже будет объявлена.
Пока в конце семинара на панельной дискуссии не появился замглавы Миссии США в ЕС Джеймс Фостер, об отношениях США – Европа речи как-то не шло. Только вольнодумец и федералист, как он себя называет, профессор Селмон сказал, что есть разница между евроатлантистской Европой и европейской Европой. И если мы с натяжкой можем назвать атлантистами португальцев, живущих у океана, то уж нейтральных австрийцев точно так не назовем.
Латвия –
против конкуренции
Как сказал участник из Венгрии, быть в НАТО для его страны – это философия, а не «спасение под зонтиком», стране опасаться некого, скорее, это кратчайший путь диалога с США. А вот посол Латвии в НАТО Имант Легис, родившийся в Великобритании и блиставший богатейшим английским, очень благодарил США за бесценную помощь Латвии все годы после восстановления независимости.
Он припомнил выражение первого генсека НАТО лорда Исмея, что альянс создается для того, чтобы американцы составляли его костяк, русские были вне его, а немцы оставались поверженными. Теперь же лучше, по мнению г-на Легиса, чтобы немцы были среди атлантистов, а русские – ни членами альянса, ни вне его. Такое промежуточное положение как бы сотрудничества.
Латвия не поддерживает идею конкурирующей коллективной безопасности, сказал он. Вот сегодня обсуждается Конституция ЕС. Если формулировка того пункта, где говорится о взаимной безопасности членов обеих структур, не будет изменена, это может посягнуть на сами основы НАТО, изложенные в ст. 5 Североатлантического договора. Ведь даже нейтральная Финляндия считает, что только НАТО сможет гарантировать безопасность современной Европы. Пересматривая этот принцип, согласованный странами ЕС на саммите в Ницце, мы (европейцы) можем подвигнуть США выйти из игры, пугает посол.
«Брюссель болтает,
а США воюют»
Американец Фостер активно учил европейцев жить, говоря о том, что-де ленивые они и забюрокраченные до последней степени. Пока в Брюсселе годами дебатируют и никак не могут прийти к консенсусу, США, проходя бодрым маршем, в мгновение ока выдвигают войска, куда следует. И стараются своими инициативами восполнить недостаток военных возможностей Европы. Мы предлагаем новую технику, заманивал глава Миссии, новые учебные курсы для военных, лучших экспертов. А вы должны уделять больше внимания готовности к активным военным действиям, больше тратить на оборону, укреплять связи с США, глубже отстаивать европейские оборонные интересы и МЕНЬШЕ БОЛТАТЬ. Правда, на вопрос участников-европейцев, что же должна делать Америка, он так и не ответил. С похвальной прямотой сказал только, что экономические связи Европы и США еще слабы, а предстоит построить единый ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ рынок, чтобы дать Европе возможность подняться.
Кто о чем – европейцы в качестве ближайших задач упоминают диалоги с НАТО по Средиземноморью, Балканам и России. Ведь это все – их родная Европа, неспокойно У НИХ ДОМА. А мудрый профессор Селмон припомнил, что 30 лет назад тогдашний президент США Никсон сказал, что мы должны объединиться с ЕС ради общих целей безопасности. Но тогда был общий враг, а что теперь?.. – оставил коллег в раздумьях университетский преподаватель.