Сегодня у нас в гостях советник Организации Договора о коллективной безопасности на пространстве СНГ (Управление противодействия новым вызовам и угрозам), генерал-майор милиции, хабилитированный доктор права Владимир ОВЧИНСКИЙ. Добавим, что длительное время он руководил Российским бюро Интерпола, является автором нескольких десятков книг и монографий, в том числе учебника «Оперативно-розыскная деятельность», который вышел уже вторым изданием. По нему и ныне учатся латвийские полицейские.
Операция «Канал-2003»
– Что такое Договор о коллективной безопасности?
– Он был заключен в 1992 году. Тогда в него входило 9 стран, сейчас – 6: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Это попытка создать более тесную интеграционную модель в рамках Содружества Независимых Государств. В состав организации входят: Совет коллективной безопасности, состоящий из президентов наших стран, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности и рабочий орган – Секретариат. Деятельность нашей организации осуществляется по трем направлениям – политическое и военное сотрудничество, а также сотрудничество в сфере противодействия новым вызовам и угрозам.
– Что входит в их число?
– Новые вызовы и угрозы определены в резолюции Совета Безопасности ООН как национально-организованная преступность, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия и незаконная миграция. Каких-либо соглашений, модельных законов, как это делается в структурах СНГ, у нас не готовится. Мы только участвуем в качестве экспертов в подготовке международных правовых договоров и проектов модельных законов. Усилия нашей организации направлены прежде всего на практические меры.
– Понимаю, что не все можно рассказать, но нельзя ли конкретизировать?
– К примеру, в конце минувшего года была завершена комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал-2003», направленная на интеграцию усилий шести государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Был организован специальный штаб, который возглавляли генеральный секретарь нашей организации Николай Бордюжа и председатель Госкомитета России по контролю за оборотом наркотиков г-н Черкесов. Она проходила одновременно на территории наших стран по единым планам. Ей предшествовали командно-штабные тренировки. Информация и соответствующие команды круглосуточно передавались по каналам военной связи. Результаты, как считают наши руководители, весьма неплохие.
– Они не секретны?
– Нет. За неделю проведения операции было перехвачено более 2 тонн наркотиков и столько же прикурсоров (веществ, идущих на изготовление наркотиков). Такие же операции мы планируем провести и в этом году. Разрабатываются аналогичные, направленные на борьбу с незаконной миграцией и связанных с ней проявлений организованной преступности. В первую очередь речь идет о торговле живыми людьми. Уже вторая операция в этом направлении будет проводиться совместно с представителями ОБСЕ, чей план и положен в ее основу. В проведении таких конкретных целевых операций мы рассчитываем и на поддержку стран Евросоюза. Наиболее эффективны и каналы Интерпола. Там обеспечен круглосуточный режим передачи как открытой, так и закрытой информации. Каждое бюро Интерпола является органом межведомственного взаимодействия в своих странах. Видимо, это наиболее эффективный путь. И мы склоняемся к тому, чтобы эти каналы подключались к каждой последующей операции.
– Вы согласны с выводом, что ныне налицо несоответствие систем управления, которые действуют на национальном и международном уровнях, очень быстрому и агрессивному развитию процессов внутри транснациональной организованной преступности и террористических структур?
– Полностью! Могу привести даже некоторые цифры, подтверждающие его. В конце сентября минувшего года координатор Госдепартамента США по вопросам борьбы с терроризмом Кофер Блек выступил с докладом «Лики глобального терроризма», где заявил о больших успехах мирового сообщества в борьбе с терроризмом. При этом он сообщил, что арестованы, задержаны и не представляют больше угрозы около 3 тысяч членов и сторонников «Аль-Каеды». Более 170 стран отдали распоряжение о замораживании террористических финансовых активов на общую сумму в 136 млн. долларов, а всего выявлено и заблокировано 685 счетов террористов.
Если сравнивать с предыдущими годами, то, наверное, эти цифры говорят об определенном прогрессе. Но они совершенно не свидетельствуют об эффективности борьбы. В конце 2003 года в Санкт-Петербурге Межпарламентская ассамблея СНГ провела международную научно-практическую конференцию по вопросам борьбы с международным терроризмом и его финансированием. На нем выступали представители Антитеррористического центра СНГ, государств, входящих в СНГ. Вот несколько цифр. На сегодняшний день состояние только одной «Аль-Каеды» (которая осталась) оценивается в 5 миллиардов долларов! Из них личный финансовый капитал не пойманного Бен-Ладена составляет более 50 млн. долларов. Годовой оборот одной из алжирских исламских вооруженных групп равен более 20 млн. долларов, как и Турецкого национального фронта. Всего в мировом террористическом интернационале вращается от 15 до 20 миллиардов долларов. Выводы делайте сами.
– Но все-таки что-то ведь делается?
– Действительно, созданы определенные интересные структуры, особенно в Соединенных Штатах. Я бы отметил работу, которую провели американцы по интеграции информационных потоков о террористах и экстремистах, созданный ими Центр выявления терроризма, работающий круглосуточно. Он постоянно обеспечивает информацией о выявленных террористах, списками террористических организаций руководителей спецслужб и оперативников в любой точке Земного шара. Но проблема не в информационно-техническом обеспечении, а в том, что составляет суть поставляемой информации. Вот тут-то и происходит основной разрыв вследствие упомянутых глобальных тенденций. Действующие национальные и международные структуры, даже при их современном техническом оснащении, настолько забюрократизированы, настолько нескоординированы между собой и настолько медленно развивается между ними взаимодействие, что транснациональные преступные сообщества и международные террористические организации всегда их опережают.
И единый
ордер на арест
– Интерпол, Европол?..
– Раньше много говорили о едином европейском пространстве, сейчас пора вести речь о едином евразийском пространстве, где необходимо совместными усилиями проводить мероприятия по борьбе с международной преступностью и терроризмом. Это пространство объединяет все страны Европы, СНГ и Азии, независимо от политических режимов, религиозной принадлежности. Надо искать пути сближения.
Уже созданные структуры действуют каждая сама по себе. Но их взаимодействие оставляет желать много лучшего. Взять пространство СНГ. Там действуют Антитеррористический центр СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими наиболее опасными преступлениями, а с ноября 2003-го и региональная антитеррористическая структура – Шанхайская организация сотрудничества, в которую, кроме некоторых стран СНГ, входит и Китай. Но между собой у этих трех структур практически нет никакого взаимодействия.
– А в Европе?
– В конце 2002 года я был на конференции в Брюсселе по организации взаимодействия НАТО и Европейского союза в борьбе с терроризмом. Это была первая конференция спустя два года после трагедии 11 сентября в США! Это в городе, где находятся штаб-квартиры НАТО И ЕС! До этого друг друга специалисты обеих организаций даже в глаза не видели. С констатации сего факта и началась конференция.
И те, и другие создают силы быстрого реагирования для борьбы с терроризмом, разные штабы, но никакой координации действий, обменов информацией! И это в рамках Европы, которая для многих стран является передовой моделью.
Другой факт. Более 20 лет довольно эффективно действует совет министров внутренних дел арабских государств с мощной штаб-квартирой, с крупнейшим компьютерным центром и академией в Саудовской Аравии, который в своих странах успешно борется с терроризмом. Но и здесь никакого взаимодействия с европейскими и американскими структурами.
Да, различаются подходы в борьбе с терроризмом, да, много противоречий, от конфессиональных до организационных и политических, но ведь много точек соприкосновения. В 1999 году мы попытались пригласить на заседание Совета министров внутренних дел стран СНГ в Москву генерального секретаря такого же совета арабских стран. К нашему удивлению он сразу же откликнулся, прилетел и выступил с анализом действий террористов в Чечне. Мы нашли организационную и политическую поддержку у наших арабских коллег. Затем он прислал списки и другую информацию, имевшуюся у него по чеченским террористам. К сожалению, эта работа была заброшена. Но потенциал есть.
– Казалось бы, уж США должны быть заинтересованы в первую очередь в таком сотрудничестве.
– Я много раз встречался с американцами и интересовался, почему они не используют эти структуры? Так они на меня смотрят как на сумасшедшего. Потому что им уже вбита в умы идеологическая модель – все, что связано с исламом, это враги потенциальные.
Идеолог борьбы с терроризмом Йозеф Баданский, возглавляющий экспертную комиссию конгресса Сената США по борьбе с терроризмом, выпустил несколько интересных книг по этому вопросу. Но даже он крайне закомплексован. Для него каждый представитель мусульманской страны – враг Штатов. При таком положении дел вопрос взаимодействия с мертвой точки никогда сдвинут не будет.
– А какие направления являются приоритетными?
– Интерпол, Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, объединенный центр в США, ряд стран, в том числе и Россия, составляют списки как террористических организаций, так и их членов. Но нет международно-правовых механизмов, которые регламентировали бы их составление. Кого, какие организации, по каким критериям надо вносить в такие списки? И, самое главное, какие меры правового воздействия к ним надо применять?
Тем не менее 7 декабря секретари советов безопасности стран, входящих в наш Договор о коллективной безопасности, приняли документ, который должны одобрить главы шести государств. И если это произойдет, то мы приступим к работе по регулированию составления таких списков.
Следующее направление. На взгляд многих экспертов, работающих в сфере борьбы с транснациональной преступностью и международным терроризмом, наиболее продвинутые решения за последние годы приняты в рамках ЕС. Прежде всего, это Рамочное решение Европейского союза о введении с 1 января этого года единого ордера на арест. Пока это распространяется на шесть стран ЕС, а впоследствии и на все остальные, в том числе и на Латвию. Таким образом Евросоюз уходит от длительных политизированных процедур по выдаче преступников. Пока этот процесс будет занимать 2-3 месяца, а в дальнейшем – неделю. В условиях борьбы с терроризмом это просто необходимо.
На пространстве СНГ с 1993 года действует своя Конвенция о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. И опять-таки, никто не ставит вопроса о сближении подходов СНГ и ЕС. Но в феврале планируется совещание представителей компетентных органов наших шести стран для обсуждения вопросов поэтапного внедрения стандартов ЕС по выдаче преступников и введения единого ордера на арест. А Россия подготовила соглашение с Европолом, где она пока находится в качестве наблюдателя, об обмене стратегической и технической информацией.
– Не мешает ли работе правоохранительных органов политическая позиция руководства той или иной страны?
– Не должна. Всегда привожу пример, что даже в разгар югославского кризиса, когда на политическом уровне отношения между Россией и США были свернуты до минимума, мы с представителями ФБР при посольстве Штатов в Москве вели совместные оперативные разработки. Нельзя упускать время в борьбе с преступностью и терроризмом. Политика должна уходить на второй план.