В среду, 29 июня, в здании правительства Хакасии с журналистами встретился уполномоченный по защите прав ребенка при президенте России Павел Астахов, прибывший в республику с рабочим визитом.
28 июня вечером гостя встречали на Братском мосту. Говорят, там Астахова, по хакасскому обычаю, очистили специальным обрядом и угостили национальной водкой. Не то духов задобрили, не то самого омбудсмена.
В Хакасию Павел Астахов приехал из Тувы. До этого он успел проверить работу соцучреждений Псковской области. В Хакасии же предполагал проинспектировать Черногорский детский дом и реабилитационный центр имени Александра Лебедя. Однако визит в республику получился гораздо насыщенней. За сутки Павел Астахов посетил шесть специализированных детских учреждений и провел несколько совещаний с руководителями министерств и ведомств республики.
Прошлогодние снежки
Визит Астахова в нашу республику предопределил дикий случай, когда депутат Черногорского горсовета расстрелял из травматического оружия детей, игравших в снежки. Уголовное дело в отношении неуравновешенного политика, к слову сказать, возбудили лишь накануне, непосредственно перед визитом, хотя со времени той роковой Игры в снежки от хакасских снегов и следа не осталось.
Впрочем, на рабочем совещании, на которое были приглашены журналисты, о том случае не упоминалось.
"Потому что дерусь"
Такой ответ получил омбудсмен от юной пациентки Черногорской психоневрологической больницы на свой вопрос, почему она здесь находится. Из 35 пациентов детского отделения там на момент проверки на излечении находилось 19 воспитанников детских домов. При этом не то 14, не то 11 (точного числа так и не удалось установить) из Аскизского интерната, который недавно пополнился воспитанниками расформированного Абазинского. В характеристиках маленьких пациентов, с которыми те поступили в больницу, Астахов обнаружил записи: "украл компьютер с универмага", "сбегает из интерната и бродяжничает по поселку", "садится в машины к незнакомым мужчинам". Поэтому настоятельно рекомендовал республиканским министрам и правоохранительным органам разобраться в ситуации. Поскольку, по мнению Астахова, неумение педагогов работать с детьми из неблагополучных семей – не повод помещать последних в лечебные учреждения.
– Жалоб на то, что карательная психиатрия у нас существует, хватает. И от этого необходимо уходить. Работа с трудными подростками может быть патриотической и спортивной с привлечением кадетского и казаческого движения, и такие формы работы успешно сегодня используются в других регионах. Понятия "необучаемые дети" нет нигде в мире и ни в одной правовой системе. Мы, к сожалению, пока ментально далеки от понимания этого.
Прокурору республики Николаю Попову было рекомендовано обратить особое внимание на ситуацию в Аскизском интернате.
День, ночь и молодежь
Уполномоченный по правам ребенка не оставил без внимания тот факт, что молодежь пубертатного возраста в темное время суток с легкостью отоваривается пивом и слабоалкогольными коктейлями прямо в центре города в супермаркете "Красный Яр".
– Илья Николаевич, нужно создать такую ситуацию, чтобы недобросовестные продавцы боялись продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним. Как юрист, как адвокат в прошлом, я вас уверяю, что правовые механизмы воздействия на такие предприятия торговли, вплоть до лишения их лицензии, существуют. И рейды, направленные на выявление случаев продажи пива и коктейлей несовершеннолетним детям, должны проводится постоянно, – обратился Астахов к министру внутренних дел по РХ Илье Ольховскому.
После чего озвучил не очень позитивные цифры статистики.
– Сегодня мы наблюдаем существенное убытие численности детского населения в Хакасии, которое составляет 4 100 человек в год. По сравнению с другими регионами, Хакасия является своеобразным лидером. Это очень плохие показатели. В целом по России сегодня насчитывается не более 25 миллионов детей от 0 до 14 лет. В то время как в Америке эта цифра превышает 70 миллионов. Эти цифры красноречиво говорят о перспективах дальнейшего развития России, и радужными они не представляются.
"Приемные родители"
и "квартирный вопрос"
Особое внимание было уделено вопросам материальной поддержки многодетных семей. Так, выделение земельных участков под строительство многодетным семьям, по мнению Павла Астахова, должно быть доступно вне зависимости от того, родные или приемные дети в семье воспитываются. Местные власти должны подойти к наделению земельными участками многодетных семьей не формально, а отследить, чтобы участки были с коммуникациями и соответствующей инфраструктурой.
– Могу рассказать случай, когда в Омской области на территории заброшенной деревни семья с приемными детьми организовала фермерское хозяйство. Прошло совсем немного лет, и деревня возродилась. Так что в нашей стране вполне можно создать свой собственный опыт организации института приемной семьи, а не повторять немецкий. Так уж сложилось, что идеальным условием для жизни детей является семья, и именно в этом направлении необходимо работать властям и органам опеки и попечительства. Приемная семья и служба сопровождения приемной семьи должны активно внедряться в нашу жизнь. Более того, необходимо создавать региональные "банки" приемных родителей. Ведь сегодня много людей с высшим педагогическим образованием, оставшихся без работы, вполне могли бы стать потенциальными усыновителями. Приемных родителей надо создавать, и такая работа поможет всех детей, оставшихся без попечения родителей, определить в семьи.
Заинтересовал собравшихся опыт других регионов в части поощрения семей, решившихся на усыновление. В качестве примера омбудсмен привел Курганскую область, где власти приняли решение за усыновленного ребенка в течение 18 лет выплачивать усыновителям порядка 800 тысяч рублей в качестве безвозвратных субсидий. Деньги частями поступают на лицевой счет в момент усыновления, при поступлении ребенка в школу, по окончании учебного заведения и расходуются на приобретение одежды, оплаты обучения или лечения воспитанника. Предложение уполномоченного по правам ребенка эту сумму в Хакасии тоже максимально приблизить к миллиону рублей вызвало минуту молчания у присутствующих.
Обратил внимание Павел Астахов и на проблему обеспечения жильем нуждающихся детей-сирот. Речь шла о предоставлении сиротам отдельных квартир площадью не менее 30 квадратных метров. Прокурору республики было рекомендовано также обратить внимание на расходование выделенных для строительства жилья средств и качество строительства домов. А в качестве пожелания посоветовал рассмотреть немецкие или финские домостроительные технологии, которые, на взгляд московского гостя, зачастую дешевле и современней.
В конце совещания кто-то из организаторов встречи пошутил, что сегодняшний график работы Павла Астахова напоминает военный.
– Это и есть война, – отшутился тот, – война с бесчувствием и равнодушием.
К слову сказать, в Хакасии в настоящее время должность уполномоченного по правам ребенка отсутствует. Его функции выполняет сегодня один из заместителей уполномоченного по правам человека в РХ Александра Чистотина, назначенного, кстати, только в феврале сего года. Закон же "Об уполномоченном по правам человека в Республике Хакасия" вступил в силу с 1 января 2011 года. В ближайшее время вопрос о введении в Хакасии должности уполномоченного по правам ребенка тоже будет решен.
– Для меня это архиважно, – пояснил Астахов. – Хочется, чтобы эту должность занял достойный человек. А требование у меня к нему только одно: знать каждого из 90 тысяч детей в лицо.