Сегодня название рубрики как никогда оправдывает себя: кто из сестер Быковых Таня, а кто Юля, путают чуть ли не все, кто знает, что их двое. Я уж не говорю о тех, кто об этом не догадывается! Иногда это порождает нелепые казусы — чего стоит только моя история знакомства с Юлей. Помнится, я объясняла ей тогда, что мы уже знакомы и даже ездили вместе в Кашин, странно, что она забыла об этом... Впрочем, если бы наша встреча и правда вылетела у Тани из головы, этому можно и не удивляться: жизнь молодых тверских журналисток насыщена чрезвычайно! Да, и Таня — это та, что с косичками.
Досье
Татьяна и Юлия Быковы — тележурналисты, корреспонденты информационных программ на телеканале «Пилот». На телевидении с 2003 года, выпускницы отделения журналистики филологического факультета ТвГУ. Обучаются в театре-студии «Ориент 32А», занимаются боди-артом в творческом объединении «Птицы», авторы и ведущие программы «Новое поколение». Юлия — участник программы «Российские интеллектуальные ресурсы», автор документальных фильмов, концепт-директор Международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Метры». Татьяна — победитель конкурса «Власть и пресса — XXI век» и конкурса социальной рекламы, один из организаторов акции «Подари каплю надежды» по привлечению студентов к донорству.
— Этому образу уже около двух лет, но изначально он не был предназначен для того, чтобы различать нас, — раскрыла мне коллега тайну своей прически. — Как-то под Новый год мы с Юлькой просто опоздали записаться в парикмахерскую, куда всегда ходили, пришлось искать знакомого мастера. Я сказала: делайте как хотите, лишь бы было красиво. Фантазией мастер Светлана обладала богатой и придумала мне эти косички. Мне понравилось, а кроме того, они действительно помогают малознакомым людям отличить, кто из нас кто.
Ну вот, визуальная проблема решена. А что там — за экстравагантными косичками Тани и более классической внешностью Юли? Я предложила девчонкам тест на определение соционического типа. Его результаты подтвердили известную, в общем-то, истину: абсолютно любой человек уникален, вне зависимости от набора генов. Итак, Таня — «Наполеон». Яркая, заметная, энергичная, по-приятельски смеется, разговаривая с собеседником, отчего быстро возникает впечатление, что она везде своя. Очень деятельная, ведь ей нужно одновременно быть везде, охватить своим вниманием и присутствием великое множество знакомых и незнакомых людей. С удовольствием берется за работу на телевидении, в журналистике, в области PR — одним словом, везде, где требуется осуществлять грамотный контакт с людьми.
Юлия — «Томас Гексли». Внешне спокойная, доброжелательная, приветливая. Общается легко и ненавязчиво, всегда открыта для новых знакомств и смены впечатлений. «Гексли» готова спорить, до победного отстаивая свой идеал, свою картину мира, и нередко даже становится адептом какого-нибудь учения. Без общения она чахнет и всесторонне раскрыться может чаще всего в гуманитарной области — работает гидом, психологом, учителем, занимается PR или телевидением.
При ближайшем рассмотрении сестры действительно контрастируют: в разговоре более эмоциональная Таня то и дело перехватывала у Юли инициативу ответа, которую та отдавала со спокойной улыбкой. Вот за что я люблю свою профессию, так это за возможность открытий, нередко — ежедневных, и мои коллеги с «Пилота» со мной полностью солидарны. Раньше, пока мы не познакомились ближе, девчонки позиционировались в моей голове как исключительно журналисты, иногда в силу активной жизненной позиции принимающие участие в каких-либо проектах. А теперь что и думать — не знаю! Обе Быковы с детства актерствуют в различных студиях и кружках — сегодня это театр-студия «Ориент 32А», — организуют фестивали, руководят собственными проектами и имеют самый широкий круг общения. И это не принимая во внимание недавно минувшее бурное студенчество. К слову, сейчас сестры пишут кандидатские: Юля — о современном образе журналиста, Таня — о свободе слова в условиях современного медиарынка и законодательства России и Республики Беларусь. Да, а еще занятия английским, — чтобы творчество действительно не имело границ, тем более таких смешных в наше время, как языковых. А вот выходные Быковых — это творческая, она же дружеская встреча или мероприятие, поход в театр или кино. Но в основном эти дни отдаются полету мысли и фантазии — это время, когда обсуждаются какие-то планы и новые идеи. Поваляться весь вечер перед телевизором — желание, удовлетворяемое в один вечер. Дольше, по словам Юлии, можно с тоски помереть. Более затяжные выходные, такие как зимние каникулы, можно посвятить тому, что когда-то начато, но никак не найдется времени, чтобы это закончить.
Ну как вам? Как призналась Юлия, иногда, когда ее спрашивают о возрасте, она даже затрудняется ответить.
— В творческой среде это зачастую не имеет большого значения, что приятно — тебя оценивают не по годам, а по знаниям и опыту, которые ты за это время приобрел.
Думаю, не преувеличу, если скажу, что опытом, который в двадцать три имеет каждая из моих собеседниц, и в тридцать два может похвастаться не каждый.
С публичной деятельностью тест тоже не ошибся — девчонки практически родились перед объективом видеокамеры, тут уж, кроме как «Судьба!» ничего не скажешь. Отец, для которого рождение близнецов вообще стало сюрпризом, старался оставить как можно больше свидетельств о таком подарке и постоянно снимал дочек на видео. Может, поэтому впоследствии страх камеры, присущий начинающим тележурналистам, у обеих отсутствовал начисто. Кроме того, на телевидение девчонки пришли вдвоем и какое-то время работали в паре, так что освоились быстро. Впрочем, их коммуникативные таланты иного и не предполагали.
— Я думаю, нам все-таки крупно повезло, что мы родились вдвоем, — говорит Юлия. — Во-первых, чувствуешь себя обладателем некого особенного знания, практически тайны, которого нет у другого, даже имеющего старшую сестру или брата. И потом, это прекрасно воспитывает умение общаться, находить подход к человеку, приходить к соглашению — вот то, чему нас научила жизнь в одной комнате в течение двадцати трех лет.
Течение этих лет имеет русло весьма извилистое, чему в числе прочего способствовал и род деятельности главы семейства. Дочки военного родились в Германии, оттуда в возрасте двух лет переехали на Дальний Восток. Одним из самых ярких впечатлений детства стал переезд в Тверь. Когда семья приехала в типичный для Центральной России ландшафт, город девчонкам показался просто огромным — его границ не было видно в отличие от небольшого городка, окруженного сопками, где они жили раньше. Это было очень странно, ведь до сих пор сестры были уверены что мир, можно окинуть взглядом, а он оказался таким безграничным. Может быть, тогда в них обеих и зародилась тяга к его исследованию и изучению самых разных его проявлений.
— Когда сейчас ко мне приезжают гости, я всегда стремлюсь познакомить их со своими знакомыми и друзьями, — говорит Таня. — Город — это прежде всего люди, они являются той его индивидуальностью, которой нет ни в каком другом городе. О месте, куда ты приезжаешь, иногда можно судить даже по рынку: сходите на нашу барахолку, посмотрите — кто эти люди, что они продают, почему?
Проблема собственной индивидуальности не обошла сестер Быковых, как и всех близнецов. Все-таки люди в массе своей визуалы, не зря же придумана поговорка про встречу по одежке. Человек видит картинку, анализировать ее берется потом — если вообще берется. Поэтому для большинства Таня и Юля были просто «двое из ларца» — забавно же общаться сразу с двумя совершенно одинаковыми людьми. Это стало напрягать, когда пришла пора становления личности, когда каждая уже почувствовала свою особенность — в отличие от окружающих, продолжавших воспринимать одну только как часть другой. Скорее всего, отсюда и растут ноги решения выбрать разные специальности. Но вы же помните результаты теста? Стремление к общению, круговороту событий, смене впечатлений, прописанные «Наполеону» и «Гексли», в Тане и Юле заложены самой природой. Поэтому как ни крути, а в университете им вновь пришлось сидеть за одной партой. Правда, перед тем как определиться с поступлением, девчонки сходили на фестиваль «Студвесна», чтобы по ощущениям понять — их ли это место?
— Оказалось, наше на сто процентов, — смеются мои собеседницы. — Правда, было большое желание заняться режиссурой, но в Твери такого факультета нет, а в столичные города нас бы никто не пустил тогда. Но телевидение казалось чем-то похожим: ты также выстраиваешь сюжет, придумываешь, как его преподнести зрителю. Тем более к тому времени мы уже работали на «Пилоте». Еще в одиннадцатом классе узнали, что на канале требуются корреспонденты, и решили попробовать.
Когда именно дорожки сестер стали из одной общей двумя отдельными, теперь уже и не вспомнит никто. Один из таких моментов произошел в 2008 году, когда Татьяна Быкова стала стипендиатом благотворительного фонда Потанина. Вокруг стали появляться люди, которых знала уже только она, а не «они с сестрой» а это значит новые, собственные интересы, встречи, мероприятия. То же самое в это время происходило и в Юлиной жизни. Как я понимаю, тут-то и надо искать начало того могучего клубка, в который сплелись эти два мира: дорожки хоть и разделились, но не стали параллелями, никогда не пересекающимися. Жизнь их насыщенна, но именно такой им и хочется ее видеть. Для того, чтобы всегда быть в тонусе и чувствовать все краски жизни. Но, как бы то ни было, когда-то нужно будет выбрать что-то одно, и, по мнению сестер, этот момент уже близок.
— Трудно сказать, где именно я вижу себя через десять, скажем, лет, — говорит Юля. — Сейчас у нас такой возраст, когда очень многое и очень быстро меняется. Еще год назад я не могла представить, что буду организовывать международный фестиваль. А сегодня у меня есть уже немало сфер деятельности, где хотелось бы применить себя.
— Да, перепробовано уже достаточно много, — соглашается Таня, — и нужно решить, чему же из всего этого себя посвятить. Кроме того, в этом году, если все получится, мы станем кандидатами филологических наук и закончится период привязанности к университету, который в какой-то степени ограничивал временное пространство. И мы окажемся в свободном плавании.
Совершенно удивительные по качеству позитива (не количеству, которое иногда навязчиво и чрезмерно) люди — давно я не встречала таких светящихся лиц и бесконечно добрых улыбок. Пожелаю девчонкам ветра в паруса и пойду гордиться пополнением в своей копилке хороших людей!