Публикуемый ниже текст был подготовлен к печати еще в начале февраля. И, как выясняется сейчас, своего часа он ждал не напрасно. Еще четыре месяца назад в крупнейшем абаканском гипермаркете были те же проблемы, которые сегодня выявил там Роспотребнадзор. Доказательство тому – наш репортаж из февраля 2011-го.
Как-то в феврале
В августе 2010 года Роспотребнадзор уже штрафовал гипермаркет "Поляна" по улице Некрасова. Тогда специалистами этого ведомства там был выявлен ряд нарушений санитарных норм: в некоторых торговых залах – грязь и большое скопление мух. Были претензии и к качеству некоторых видов реализуемой продукции. В частности (цитата из официального пресс-релиза), "...в гипермаркете потребителям предлагались куриные яйца с грязной и разбитой скорлупой, в пятнах крови и куриного помета".
Тогда же Роспотребнадзор указал, что в магазине существуют двойные цены, с которыми столкнулись некоторые горожане не единожды.
Изменилось ли что в "Поляне" после той проверки, решил проверить наш журналист. Что из этого получилось, читайте далее.
А не теракт ли?
Наведаться в "Поляну" по Некрасова было решено в обычный февральский четверг. День, а точнее вечер, был не праздничный и даже не предпраздничный. Тем не менее, народу в торговом зале было много.
Впрочем, как всегда.
Последний раз здесь я была еще в конце декабря, но первое, что бросилось сегодня в глаза, – огромное количество охраны. Накануне новогодних праздников ее было гораздо меньше. Кто – в форме, кто – в гражданской одежде. У всех в руках — рации, и каждые десять-пятнадцать секунд они друг с другом о чем-то переговариваются. Пара таких же сотрудников "курсирует" между рядами.
При входе непосредственно в торговый зал навстречу попался то ли охранник, то ли боец какого-то специального отряда. Хотя это не столь важно. Важно то, что на плече у него висел автомат. Мелькнула мысль: "А не теракт ли в "Поляне", может, пока не поздно, уйти?". Однако здравый смысл одержал победу над эмоциями, и намеченный путь был продолжен.
"На ценник посмотрите"
Для начала отправилась в ряды с товарами для дома. Как ни печально, но к некоторым из них ценников не найти даже при великом желании. То тут, то там покупатели, крутя в руках потенциальную покупку, вопросительным взглядом "сканируют" близлежащие полки. Например, так произошло с мылом ручной работы, которое у многих посетителей пользовалось немалым интересом.
С вопросом: "А сколько оно стоит?" – я обратилась к проходящему мимо сотруднику. Одарив меня тяжелым взглядом, менеджер недовольно ответил: "На ценник посмотрите". Удивительное решение проблемы. Как же я сама не догадалась этого сделать? Но иронизировать времени не было. Взамен этого я предложила менеджеру самому попробовать найти "невидимую бумажку".
Как и предполагалось, обнаружить ее он не смог. Пробормотав что-то невнятное себе под нос, он отправился узнавать ее цену и... потерялся. Я добросовестно прождала его около 10 минут. За это время успела "изучить" весь товар в поле моего зрения. Но надежда на то, что сотрудник магазина вернется, все же умерла.
Попробуй угадай
Такой же вопрошающий взгляд был у тех, кто хотел приобрести банные принадлежности. В огромной корзине, забитой до отказа, лежали всевозможные аксессуары разной формы, рисунка и цвета. И к каждому из них (не на самом товаре, а на корзине) – свой ценник, в котором очень кратко описаны его основные характеристики. Попробуй угадай, что к чему! А ошибешься, будь готов выложить на кассе сумму чуть больше той, на которую рассчитывал.
Однажды я и сама так оплошала. На ценнике значилось: "Масла для бани и сауны. 5 шт. – 180 рублей". На кассе же вместо заявленной суммы продавец "пробила" чек на 260 рублей. На все мои возмущения и негодования девушка спокойно отвечала, будто стоимость товаров так быстро меняется, что они просто-напросто не успевают ее заменять.
От перемены мест
слагаемых сумма
меняется
По пути ряды с бытовой химией. И что же здесь? Многие вещи, в прямом смысле слова, разбросаны по полкам. А листочки с их стоимостью развешаны в совершенно хаотическом порядке. К примеру, на ценнике мелким шрифтом написано: "Влажные салфетки "Аура", но почему-то вместо них – салфетки совершенно другой марки.
Тут же еще одна огромная корзина, заполненная коробочками с ватными палочками. Однако ни на палочках, ни на корзине никакой информации насчет их стоимости. Бермудский треугольник какой-то.
В "особой зоне"
все по-особому
Продуктовая зона — особая. Казалось бы, здесь все должно сверкать от чистоты. Но это только "казалось бы".
На деле все далеко не так. В ряду со всевозможными пряностями одна из упаковок просто валялась на полу. Неизвестно, что осталось бы в конечном счете от приправы, если бы мимо не проходил менеджер. Как ни в чем не бывало, он поднял пакет и положил его на место. Такая уж "стерильность" в наших магазинах.
В отделе с фруктами витает вовсе не аромат тропиков. Запах свежей рыбы начисто отбивает желание приобрести что-нибудь из "витаминов". Пройдя метра три, увидела источник — одна из сотрудниц расфасовывала замороженную рыбу, которая к тому времени успела уже хорошенько подтаять. Вокруг нее на полу скопилась вода и капли крови, растоптанные и разнесенные ботинками многочисленных покупателей по всему залу. Неужели в столь огромном магазине больше не нашлось места для того, чтобы распаковать рыбу?
Отдельно хочется выделить куриные яйца, "красующиеся" неподалеку. Августовская проверка Роспотребнадзора на их внешний вид никак не повлияла. Покупателям все так же приходится тщательно рассматривать каждое. Хоть большая часть их была чистой, но все же встречались и в помете, и даже битые.
Сгущенное молоко в "Поляне" – в большом ассортименте. Но по каким-то причинам в тот вечер на части банок отсутствовали этикетки. По этому поводу возникает пара логических вопросов — а той ли торговой марки, что заявлена в ценнике, сгущенка? И вообще, это случайно не тушенка? Банки ведь идентичные.
Когда я уже направлялась к кассе, в поле моего зрения попал мешок с сахаром. Рядом с ним лежала приличная кучка "белого порошка". Откуда она взялась? Не иначе, как из злополучного мешка. Боюсь даже представить, куда после уборки он попадет, а если точнее – куда не попадет.
Неужели чертовщина?
Но основная проблема, которая волнует покупателей "Поляны", – это все-таки "двойные ценники". Возьмем, к примеру, гранаты. Весы их "оценивают" в 143,82 рубля, на кассе контролер "пробивает" чек на сумму 156,75 рубля. В связи с этим возникает множество вопросов, ответы на которые найти не так просто.
Во-первых, где логика? Неужели за несколько минут цена может так существенно вырасти?
Во-вторых, почему в других местных супермаркетах нет такой регулярной "чертовщины"?
В-третьих, может, это чудо?
Иначе как объяснить происходящее? Ведь, по словам специалистов Роспотребнадзора, выявленные ими летом нарушения были благополучно устранены администрацией магазина.
На что нам стоит обращать внимание в супер– и гипермаркетах и как быть, если ваши права были нарушены, нашему журналисту рассказала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по РХ Вера Урмацких:
– Человеческий фактор в таких магазинах играет большую роль. Поэтому покупателям нужно быть внимательными. Ведь в супермаркеты мы ходим, как правило, с огромным списком, где записано все, что нужно приобрести. Я всем советую — вооружаться листком бумаги и карандашом для того, чтобы записывать цену товара, указанную на ценнике, а потом сравнивать ее с той, которую указали в кассовом чеке. Кроме всего прочего, это позволяет вам не совершать лишних покупок. Если вы заметили разницу в стоимости, обязательно нужно уведомить об этом кассира или попросить вызвать администратора зала. Объясните им ситуацию. Если их ответ вас не устроит или по какой-то причине деньги вам не вернут, всегда можно потребовать книгу отзывов и предложений. Она, в свою очередь, должна предоставляться потребителю по первому требованию.
Отсутствие на товаре ценника — прямое нарушение правил продажи (п. 19 – Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01. 1988 № 55).
Если ценник присутствует, внимательно посмотрите на него. В магазине должны быть единообразные и четко оформленные ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара. Также обязательными являются подписи материально ответственного лица или печати. То есть я, как потребитель, увидев ценник, должна понять сразу, что почем.
Все реализуемые в магазине продукты должны иметь маркировку. В соответствии с действующим законодательством, информация о потребительских свойствах товара до покупателя должна быть доведена в полном объеме.
Продукты в супермаркетах ни в коем случае не должны пересекаться. Между ними должно существовать определенное расстояние. Распространяется это требование преимущественно на сырые продукты и продукты, уже готовые к употреблению.
По правилам продажи отдельных видов товаров и по закону о защите прав потребителей, до того, как продукт выставлен на продажу, он должен быть приведен в товарный вид. А под этим, в первую очередь, понимается чистота.