предприятия Черногорска безнадежно закроются, а их здания разрушатся от бездействия, шахты затопят подземные воды, а крупнейшие фабрики Абакана превратятся в оптовые базы и малопосещаемые "торговые центры". Вот так странно развивается промышленность в нашем регионе. Приходят в упадок некогда процветающие предприятия, конкурсные управляющие вершат процедуры банкротства, распродаются за долги ликвидные активы, растаскивается устаревшее производственное оборудование, и конца этому разгулу бесхозяйственности, кажется, не предвидится. Как результат – отсутствие рабочих мест и резкое снижение уровня благосостояния населения.
Мужчинам – обувь, женщинам – одежда!
Между тем во второй половине XX века недостатка в предприятиях легкой промышленности наш регион не испытывал. Работала здесь минусинская перчаточная фабрика, швейные фабрики открыты были в каждом крупном населенном пункте. Предприятия, занимающиеся переработкой шерсти, ткачеством, пошивом трикотажных изделий, производством обуви, работали в Черногорске и Абакане.
Местный производитель имел свою нишу на местном рынке продаж, отправлял свою продукцию в другие, порой очень отдаленные регионы. Сегодняшнего же потребителя одевает и обувает китайский производитель в, прямо скажем, не очень-то качественную продукцию. Однако у потребителя особого выбора нет – одноразовое тряпье с рынков или пошитая в том же Китае одежда известных торговых марок не сильно отличаются по цене и качеству. Некоторые торговые сети поставляют в наш регион одежду из Питера и Москвы. Подороже, покачественнее, вот только новыми коллекциями радовать в последнее время совсем перестали – изделия, в подавляющем большинстве, представлены на витринах не первый сезон. Сказывается снижение покупательской способности населения и относительно высокая стоимость товара.
Тем неожиданнее было обнаружить на местном рынке местного производителя одежды. В центре Абакана, оказывается, вот уже пять лет работает фабрика по пошиву женской одежды. Открылось предприятие на производственных площадях обувной фабрики "Саяны", которая действует с 1968 года. В последние годы из продукции обувщиков стабильным спросом пользуется лишь мужская обувь. Женское население, в большинстве своем, предпочитает модельные сапожки импортного производства.
Но выживать как-то надо, и в 2005 году обувщики закупили швейное оборудование. В порядке эксперимента оборудовали цех и запустили производственную линию по пошиву женской одежды. Эксперимент удался. Спустя пять лет ООО "Астра" открыла уже пять магазинов, четыре из которых работают в Абакане, а один – в Черногорске.
Все решают кадры
За последнее десятилетие требования к женской одежде претерпели существенные изменения. Сегодняшняя модница не будет проводить ночи за швейной машинкой. У современной молодой, образованной женщины с активной жизненной позицией, думающей о карьере и семье, просто нет свободного времени на рукоделие. Да и деньги она хочет тратить на качественные вещи. Одежда – не исключение.
Возможно, понимание этого и подтолкнуло в какой-то момент руководство обувной фабрики к созданию собственного производства женской одежды. Если вы думаете, что выпуск собственной линии одежды сопряжен в первую очередь с созданием дома моделей, приобретением современных лекал от европейских кутюрье (что практикует китайский производитель), приглашением на работу опытных дизайнеров одежды, то вы ошибаетесь. На этой швейной фабрике, в первую очередь, стоял вопрос создания слаженной рабочей управленческой команды. Так что приобретенное в кредит швейное оборудование в полную силу заработало, только когда сформировались традиции и формы взаимодействия в коллективе. А коллектив здесь, в большей степени, женский. Это творческая команда – конструктор, модельер, технолог, экономист, начальник производства. Между каждым из специалистов распределены обязанности, и каждый закрывает целое направление в работе, а весь производственный цикл зависит сразу от всех и от каждого.
Так, например, на предприятии каждый месяц разрабатывается и выпускается не менее 10 новых наименований изделий (итого – 120-150 за год). При этом каждое в 5-6 цветовых вариантах. Эти модели сначала обсуждаются на худсовете предприятия, решается, какая ткань и фурнитура будут использованы, затем в специальной программе конструктор Александра Ефременко разрабатывает их выкройки, после чего выкройки, ткани и фурнитура оказываются в производственном цехе.
Уходят
только в декрет...
Если вам вздумается открыть собственное производство – имейте в виду: еще острее, чем вопросы сырья и оборудования, встанет проблема поиска и подготовки квалифицированных специалистов. Это только кажется, что свободных рабочих рук в России предостаточно. Руки должны быть подготовленными и умелыми. Современное оборудование и светлый цех без квалифицированных работников сами по себе ничего не произведут. В каком состоянии у нас сегодня профориентация молодежи и профессиональное обучение? Вот то-то и оно! А швея – профессия, требующая серьезных навыков и умений. На "Астру" берут только квалифицированных швей (оказывается, швей-мотористок еще готовят в одном из абаканских лицеев). В основном – молодежь. Это в свою очередь означает, что проблем с текучестью кадров хватает: уходят девочки в декретный отпуск, приходится искать им замену.
– Некоторые уже по второму разу в декрет успели сходить,
– разводит руками начальник производства Елена Кирик.
Я, сдерживая улыбку, думаю про себя:
– разводит руками начальник производства Елена Кирик.
"А как вы хотели? Наверняка зарплата швеи не так высока, чтобы отказываться от простых семейных радостей"
. А после получаю подтверждение своей "смелой" догадки, прямо поинтересовавшись величиной зарплат персонала у директора предприятия.
Одним словом, простите за невольный сарказм, ценны здесь все-таки не зарплаты и не доходы, а в первую очередь – идеи возрождения промышленного производства в республике. Так что, отбросив рассуждения о прибыли, рассматриваю швейный цех. А он, между прочим, не только укомплектован новыми современными плоскошовными швейными машинами и оверлогами, гладильными прессами и дисковыми ножами для раскроя из Италии, Кореи и Японии. Он еще и просторный, и залит мягким электрическим светом – конечно, дорого! Но швея ведь не только руками трудится – нагрузка на зрение тоже серьезная. В воздухе не чувствуется запаха пыли, как на большинстве производственных предприятий, а вдоль рабочих столов – горшечные растения. В довершение этой сказки – чистенькое и уютное бытовое помещение с плитой, чайником, микроволновкой, обеденными столиками. Одним словом, если куда и уходить отсюда, то только в декретный отпуск, не иначе!
. А после получаю подтверждение своей "смелой" догадки, прямо поинтересовавшись величиной зарплат персонала у директора предприятия.
Лишь бы не мешали...
– За качеством следим тщательно. Наш технолог образцы тканей специально кипятит, чтобы никакие сюрпризы в виде бесформенных разводов после стирки покупателя не поджидали. Недавно в Москве на выставке были, заказали ткани из Испании, Индии, Турции, Германии. Лен российский нашли хорошего качества. Жаль, конечно, что производителей российских тканей мало осталось. Но радует, что есть возможность подобрать фурнитуру – пуговицы, молнии, застежки – идеально по цветовым картам к ткани. А поскольку любое платье совершенно по-другому смотрится, если дополнить его интересными украшениями, то в наших фирменных магазинах покупатели могут найти и бижутерию, и аксессуары, которые мы закупаем дополнительно,
– рассказывает директор Елена Сорокина.
– Наверняка в ваших планах – организация дефиле с профессиональными манекенщицами,
– радуюсь я, вспоминая об итальянских и французских неделях моды.
Но мои грезы тут же рассеиваются действующими реалиями.
– радуюсь я, вспоминая об итальянских и французских неделях моды.
– Мы пробовали организовать показ моделей. Особой популярностью среди горожан они не пользовались. Поэтому ничего подобного в планах пока нет. А вот сайт свой сделали и фирменный стиль этикетки выработали. Выпустили буклеты с рекламными фотографиями, где снялась профессиональная модель. Целенаправленно заказываем рекламу на местных телеканалах. Кроме того, за те пять лет, что мы работаем, у нас уже сформировался свой довольно широкий круг покупателей, которым нравится приобретать наш товар по дисконтным картам.
Наша продукция востребована и в соседних регионах. Правда, одна предпринимательница из Назарово призналась, что срезает с этикеток "произведено в г. Абакан". Считает, что эта информация может отпугнуть покупателя,
– улыбается заместитель директора Татьяна Сорокина.
Я молча возмущаюсь такой предприимчивой непорядочности и продолжаю задавать вопросы о работе.
– улыбается заместитель директора Татьяна Сорокина.
– Китайский производитель вам, конечно, не конкурент, а вот многочисленные ателье индивидуального пошива? Не выгоднее ли заказывать одежду у них?
– Нисколько,
– тут же возражает Елена Юрьевна,
– не буду озвучивать реальную стоимость тканей, но для нас оптом она обходится в 3-4 раза дешевле, чем для рядового покупателя. Можно, конечно, предположить, что в индивидуальном ателье больше внимания уделят особенностям вашей фигуры, однако наш размерный ряд – от 42 до 64 размера. Так что тут мы нисколько не уступаем. Ну и отлаженные технологии при современном оборудовании пока не подводили. Так что наша продукция вполне конкурентоспособна.
– Наверняка предприятие участвует в правительственных программах кредитования малого и среднего бизнеса. Ведь вновь открытая и действующая швейная фабрика – настоящее явление в региональной экономике!
– К сожалению, в плане финансовой поддержки мы совершенно никому не интересны. Никаких ссуд и кредитов на развитие никогда и ни от кого не получали. Работаем только потому, что сами смогли найти средства, создали работоспособный коллектив и предложили покупателю качественный продукт. Наш Бизнес интересен в первую очередь нам самим. Лишь бы не мешали,
– не буду озвучивать реальную стоимость тканей, но для нас оптом она обходится в 3-4 раза дешевле, чем для рядового покупателя. Можно, конечно, предположить, что в индивидуальном ателье больше внимания уделят особенностям вашей фигуры, однако наш размерный ряд – от 42 до 64 размера. Так что тут мы нисколько не уступаем. Ну и отлаженные технологии при современном оборудовании пока не подводили. Так что наша продукция вполне конкурентоспособна.