Не успели утихнуть страсти по поводу тарифов на саму страховку по ОСАГО, как водители, прошедшие через систему выплаты страхового возмещения столкнулись с новыми понятиями, которые в свою очередь вызывают недоумение у заинтересованных лиц и ряд нареканий в адрес Закона. Тем не менее, ничего нового в этих понятиях не содержится и они уже давно известны правоприменительной практике.
"Стоимость восстановительного ремонта без учета износа", "стоимость восстановительного ремонта с учетом износа", что это за понятия и каким из них нужно руководствоваться при определении суммы, подлежащей выплате потерпевшему?
Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что автомобиль, как и любая другая вещь с течением времени изнашивается. Соответственно и стоимость его как в целом, так и по отдельным запчастям становиться меньше. После аварии перед потерпевшим стоит задача отремонтировать автомобиль (восстановить свое нарушенное право), а перед стороной виновной в причинении вреда - загладить причиненный вред (возместить убытки).
В соответствии со ст.1064 Гражданского Кодекса РФ причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. Понятие убытки (ст. 15 ГК РФ) предполагает ту сумму, которую потерпевший понес или должен понести для восстановления своего нарушенного права. Отсюда хочется сделать вывод, что, отремонтировав свой автомобиль в лучшем сервисе и, заменив поврежденные детали, на новые, Вы получите с виновной стороны именно ту сумму, которая Вам для этого понадобилась. С одной стороны это логично, поскольку, если бы причинитель вреда не вынудил Вас делать ремонт, Вы на своем "не новом" автомобиле еще ездили бы и ездили. Тем не менее, бытует мнение, и оно опять же воспринято правоприменительной практикой, что, заменив поврежденные детали на новые, Вы тем самым улучшили свой автомобиль.
Для примера привожу наиболее распространенную формулировку решения суда об удовлетворении исковых требований с учетом износа:
"Вместе с тем суд считает, что в пользу истца должна быть взыскана сумма причиненного ущерба с учетом износа деталей его автомобиля, то есть 50302 рубля 13 копеек, а не 55239 рублей 80 копеек, как того требует истец, поскольку вред может быть возмещен только в объеме его причинения, и при возмещении вреда не должно быть обогащения потерпевшего за счет причинителя вреда, которое будет иметь место в случае наложения обязанности на ответчика оплатить новые детали, установленные на автомобиле истца".
Принимая такие решения, суд вынуждает для восстановления Ваших прав искать детали с определенной степенью износа. А вообще-то почему? Сама авария и так доставила Вам немало хлопот.
Что означают озвученные выше понятия? "Стоимость восстановительного ремонта без учета износа" - это сумма реально необходимая Вам для оплаты ремонтных работ, покупки необходимых запчастей, автоэмали и других материалов, используемых для приведения автомобиля в первоначальное состояние. "Стоимость восстановительного ремонта с учетом износа" - это по сути та же самая сумма, за вычетом из стоимости приобретаемых Вами запчастей и материалов расчетного процента износа, который имел Ваш автомобиль в момент ДТП. На первый взгляд, казалось бы, логично, что причинитель вреда не обязан оплачивать улучшения Вашего автомобиля (каковыми являются установка новых деталей и прочее). Тем не менее, пострадавшая сторона, тем более не должна нести какие-либо не возмещаемые ей затраты для восстановления своего нарушенного права. Как известно в продаже не существует сертифицированных годных к установке на автомобиль запчастей с какой-либо степенью износа и соответствующей скидкой на ее приобретение. Сомневаюсь, что в каком-либо автомагазине можно приобрести материалы для покраски крыла автомобиля Москвич-412, 1972 года выпуска, со скидкой 80% от номинала.
Опять же, улучшая отдельные детали и узлы автомобиля, совсем не обязательно мы улучшаем весь автомобиль в целом. Впрочем, бывает и такое.
И все-таки, какая из этих сумм и кем должна быть возмещена пострадавшей стороне?
Однозначного ответа нет! В каждом конкретном случае следует решать в индивидуальном порядке.
Практика складывается таким образом, что страховые компании, как правило, выплачивают страховое возмещение в пределах стоимости восстановительного ремонта с учетом износа и суды их в этом поддерживают. Однако, это не говорит о том, что это единственно верное и законное решение проблемы. Закон однозначно утверждает, что Вам должны быть возмещены все расходы, которые Вы произвели или должны будете произвести для восстановления своего нарушенного права. Что означает нарушение Вашего права, и какое право в данном случае нарушается - тема для отдельной статьи.
P.S. Эта статья уже ранее печаталась в газете "АвтоМобильные вести". Повторить ее сподвигло одно обстоятельство. Недавно мне позвонила коллега из г. Кировочепецка. Она полностью разделяет мою позицию по данному вопросу и более того, ей удалось это доказать на достаточно высоком уровне. Надеюсь, что она выполнит свое обещание и вышлет копию решения суда. Я же со своей стороны обещаю, как только это произойдет, развить данную тему на страницах АВ.