Сегодня я веду диалог с Владиславом Степановичем Рышкиным, который совсем недавно отметил свой семидесятилетний юбилей и в настоящее время работает тренером отделения гребли на байдарках и каноэ одной и ведущих спортивных школ нашего региона — областной специализированной Детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ОСДЮСШОР), которую с 2000 года возглавляет Корнеушкина Татьяна Владимировна, заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации, почетный работник общего образования России.
— Владислав Степанович! Я, многие годы сам проработавший в Вышнем Волочке и Твери на спортивно-оздоровительной стезе, давно знаю вас как человека, огромный период своей жизни посвятившего благородной и такой нужной в социальном плане деятельности, как тренер детской спортивной школы. Пожалуйста, хотя бы коротко, как вы выбрали спорт и педагогику в своей жизни, которым верны по сей день?
— Я родом с Вологодской области, но в год моего рождения родители переехали в Калинин, где и живу с двумя сыновьями по сей день, так что считаю себя коренным жителем Верхневолжья. А Тверь своей малой родиной. Здесь окончил среднюю школу, а в 1972 году политехнический институт по специальности инженер-электрик, кем и работал с 1972-го по 1981 год. Со школьных лет и в студенческие годы увлекался физкультурой и различными видами спорта. По месту моего жительства тренер Михаил Михайлович Макаров вел спортивную секцию по гребле на байдарках и каноэ. С 1975-го по 1977 год занимался в этой спортивной секции, как говорится, для себя. Увлекшись этим видом спорта, не ставил перед собой каких-то больших целей. Однако мне удалось пройти спортивный путь от новичка в гребле на байдарках и каноэ до кандидата в мастера спорта. Успешно выступал на соревнованиях Российского совета ДСО «Труд», выигрывал и чемпионат Калининской области. Был период, когда я работал тренером-общественником, помогая М.М. Макарову. В 1977 году председатель в то время ДСО «Урожай» В.А. Фадеев предложил мне поработать штатным тренером по гребле на байдарках и каноэ в этом спортивном обществе, и я принял это предложение, перейдя на спортивную работу. Тренером в «Урожае» я был по 1981 год. Потом в этом спортивном обществе была реорганизация. Я перешел работать в ДСО «Спартак». В областной специализированной Детско-юношеской школе олимпийского резерва с 1991 года по настоящее время.
— Скажите, пожалуйста, когда популярность гребли на байдарках и каноэ была выше среди детей — в прежние годы или сейчас? Каков вообще принцип их отбора для занятий этим прекрасным видом спорта, который очень многие годы является олимпийским и в котором разыгрывается большое количество медалей в мужской и женской программах, наряду с плаванием, легкой атлетикой, пулевой стрельбой и другими медалеемкими видами Олимпийских игр?
— По моим наблюдениям, в прежние годы дети более охотно шли в спортивные школы заниматься греблей на байдарках и каноэ, впрочем, такая же тенденция и в большинстве других видов спорта. Да и детей было гораздо больше. Школы работали в две смены, а сейчас зачастую и на одну смену детей едва набирается. К тому же в наши дни у юного поколения гораздо больше интересов, увлечений, чем раньше: телевидение, компьютеры, техника, Интернет и т. д. Набор школьников на отделение гребли на байдарках и каноэ мы осуществляем среди учащихся средних школ №№ 19, 41, 4 Пролетарского района Твери. Дети у нас занимаются с 12 — 13 лет и до окончания средней школы. Наиболее перспективные из них, добившиеся весомых спортивных результатов, продолжают и дальше многие годы заниматься греблей, повышать свое мастерство, побеждать на престижных российских и международных соревнованиях. Школьники, которые решили серьезно заниматься нашим видом спорта, должны уметь плавать, учитывая специфику гребли, так как нередко, особенно на тренировках новичков, байдарка и каноэ могут перевернуться.
— Что же для вас является главным принципом в работе с детьми?
— Чисто профессиональный критерий в работе с юными спортсменами — это стремиться подготовить из ребенка, делающего первые шаги в своем любимом виде спорта, в перспективе спортсмена высокого класса, который бы, как говорится, состязался в спорте, добился бы больших результатов. Тренер и ученик идут к общей цели. Наставник должен чрезвычайно серьезно относиться к своей работе, любить детей, чисто профессионально постоянно совершенствовать формы и методы тренировочного процесса, в котором нет мелочей. Приходится заниматься не только повседневной практической работой с детьми, но и теорией по данному виду спорта, научно-методическими вопросами по совершенствованию, например, техники гребли, необходимо интересоваться лодками и веслами новой конструкции и т. д. Да и никогда нельзя забывать, что ты педагог, воспитатель юного поколения, что ты не только должен говорить ученикам умные, красивые, привлекательные слова, но сам, в первую очередь в реальной жизни, во многих ситуациях должен быть для них примером. Что же касается ученика, то он должен уважать тренера, стараться лучшим образом выполнять его советы, указания и работать в полном объеме на тренировках, идя к намеченной цели, и тогда хороший результат обязательно придет. Гребля — это тот вид спорта, в котором нужно много трудиться. Например, в старшем возрасте (17 — 18 лет) за тренировку спортсмены проплывают на байдарке или каноэ по 15 — 20 км, при этом делая примерно по 400 взмахов веслом на 1 км. Можете судить, сколько сил и труда нужно вложить гребцу в одно тренировочное занятие. Главный критерий в гребле помимо уровня техники — это общая и скоростная выносливость, которая закладывается объемной силовой работой в подготовительный период. Тут и лыжный спорт, и плавание, и легкоатлетические кроссы, и работа на тренажерах. При наборе детей мы стараемся брать в спортивные группы всех желающих, а остаются заниматься у нас на многие годы самые целеустремленные, трудолюбивые, не боящиеся трудностей.
Вот, пожалуй, и все в рамках газетной статьи о прекрасном тренере высокого класса, преданного раз и навсегда выбранному делу. Владислав Рышкин 35 лет отдал работе тренером, воспитанию молодежи. На редкость скромный человек, он не любит рекламировать свои тренерские достижения, хотя они у него очень немалые. Судите сами: за годы своей подвижнической, очень непростой работы он воспитал более двадцати мастеров спорта, огромное количество спортсменов массовых разрядов. Среди учеников Владислава Степановича есть и звезды первой величины в гребле на байдарках и каноэ. Это, например, Ирина Самойлова (Хмельницкая) — чемпионка страны 1988 года, призер Всемирной универсиады 1987 года в Загребе. На Олимпийских играх в Сеуле Ирина на различных дистанциях заняла четвертое и пятое места. Олег Сорокин на первенстве СССР завоевал две золотые медали. Артем Усанов в составе юниорской сборной команды России в 2002 году стал бронзовым призером в составе байдарки-четверки на чемпионате Европы. Не менее, если не большим итогом работы В.С. Рышкина является воспитание огромного количества молодых людей, просто полюбивших спорт, приобщившихся к здоровому образу жизни, благодаря стараниям тренера.
Все ваши многочисленные ученики, коллеги по работе, друзья желают вам, Владимир Степанович, крепкого здоровья, личного счастья, удачи в работе и жизни и говорят вам большое спасибо за все проделанное за эти годы. И я, конечно, также присоединяюсь к этом пожеланиям. Жизнь продолжается!