На днях Верховная Рада Украины приняла Закон «Про внесення змін до Кодексу України про адміністративні правопорушення та Кримінального кодексу України щодо посилення відповідальності за викрадення чужого майна». Закон был принят конституционным большинством, более 2/3 депутатов (306 из 427присутствующих) проголосовали «за».
Из закона следует, что мелкая кража чужого имущества повлечет за собой наложение штрафа от десяти до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением 20 процентов заработка или арест на срок от пяти до десяти суток.
При повторении подобного правонарушения в течение года покарание ужесточается. Штраф увеличится и составит от 30 до 50 необлагаемых минимумов. Время исправительных работ составит от 1 до 2 месяцев с отчислением 20% заработка. Срок административного ареста составит от десяти до пятнадцати суток.
Ключевым в этом законе является то, что криминальная ответственность будет наступать за кражу суммой не менее 60 гривень 50 копеек (пока что уголовное дело заводится в случае хищения не менее чем на 907 гривень).
По данному вопросу уже вовсю идут жестокие дискуссии. Кто-то ратует за справедливость наказания, кто-то уже окрестил данный закон «законом о трех колосках». Мнения разделились.
Однако Закон пока не вступил в силу, помешать этому может президент, если наложит вето. Невзирая на это, вероятность правомочности закона все же существует, поэтому мы решили поинтересоваться у представителей правоохранительных органов, что они думают о такой перспективе.
Игорь Николаевич Горецкий, пресс-офицер ГО ГУМВД:
– В первую очередь позвольте маленькое уточнение: задача правоохранительных органов не обсуждать, а исполнять. Поэтому если новые нормы вступят в действие, будем ими руководствоваться. Не стоит думать, что в нашей работе что-либо кардинально изменится. Ведь и сейчас к нам ежедневно поступает порядка 40-50 заявлений граждан о различных ситуациях – принятие решения по большинству из них изначально не относится к компетенции милиции. Тем не менее, каждое такое заявление регистрируется, по нему проводится предварительная проверка с уведомлением граждан о возможных путях разрешения конфликта. То же самое и по кражам: украли имущества на 5 гривень или 5000 – процедура одинаковая. Мы обязательно проводим доследственную проверку: осматриваем место происшествия с производством видео- и фотосъёмки, опрашиваем потерпевших, свидетелей, проводим оперативные действия по установке злоумышленников. Т. е. весь комплекс мероприятий.
Другое дело, что впоследствии в большинстве случаев нами отказывается в возбуждении уголовного дела из-за недостаточности суммы ущерба, и виновные отделываются административной ответственностью. Например, в 2008 году из порядка 2000 заявлений о кражах по 1500 (75%) были «отказные» материалы. Т. е., по сути говоря, мы работали на «корзину». Так что не исключено даже, что некоторое увеличение объёма работы компенсируется чувством удовлетворения, что виновные понесли заслуженное наказание, и от реальной помощи людям.
Другая сторона вопроса – готовы ли будут к подобному повороту дел инстанции, от которых впрямую зависит работа милиции, – прокуратура, суды, пенитенциарная система и сама общественность.
Если закон будет принят – не включатся ли «демократические» защитные механизмы, как это случилось, например, с нововведениями со штрафами за нарушение ПДД, когда сотрудники ГАИ всё чаще остаются «крайними». Готово ли общество морально и материально отправлять за решётку своих сограждан, а потом ещё содержать там за украденные 60 гривень – ведь сейчас имеется тенденция, когда даже ранее судимые лица, в т. ч. и за тяжкие преступления, получают условное наказание.
Т. е. пока неясно, это реальное наступление на преступность на всех направлениях с задействованием всех ветвей и структур или просто непродуманное популистское решение. Автор: Вячеслав СОЛОВЬЕВ