Интересоваться футболом я начал в раннем детстве. Как и всякий ребёнок, я во всём искал смысл: почему небо голубое, почему трава зелёная? Так было и с футболом: из-за чего так хороша эта игра? Почему она всем нравится? Ответ пришёл годы спустя. С тех пор я ни на секунду не сомневался, чем меня пленила эта игра.
Завязка.
Его имя – Хуан Роман Рикельме. Это было 27 ноября 2001 года. Розыгрыш межконтинентального кубка. Немецкая «Бавария» играла против аргентинской «Бока Хуниорс». Тогда я впервые увидел ЕГО. Сутуловатая фигура, неспешный бег. Он играл как бы лениво. В каждом его движении были грация и изящество. Никто не мог отнять мяч у 10-го номера аргентинцев. У 10-го номера «Боки». Я был совсем ещё неискушённым мальчишкой. ОН меня поразил. Его передачи, его своеобразная техника… ОН открыл для меня другой футбол. Футбол как искусство! С тех пор эти три слова определяют мою жизнь.
…«Бока» тот матч проиграла. С удачей у Рикельме были проблемы всегда…
Развитие.
Он уехал. В команду-сказку. Команду-мечту. «Барселону». Тут он также получил «десятку». Душегуб Луи Ван Гаал посадил Рикельме на лавку. Гений не играл в тотальный футбол. Его хотели лишить его главного козыря – импровизации. Хотели сделать лишь звеном большого механизма. Но он – дирижёр, первая скрипка, виртуоз. Его имя – плеймейкер. Он хотел творить!
Ван Гаал ушёл. «Барсу» возглавил Радомир Антич. Рикельме почувствовал запах свободы. Как же он этого ждал! Он стал постоянно играть в основном составе, забивать важные мячи. Его имя не сходило с полос испанских газет. И не только испанских. В то время Европа говорила о Роналдиньо. Он ехал в Каталонию. «Барса» решила не держать двух гениев на одном поле.
В нынешней «Барселоне» он бы не затерялся…
Кульминация.
Рикельме ушёл. Он оказался на «жёлтой подводной лодке», хотя был достоин большого корабля. Тут он снова заблистал всеми красками своего таланта. Роман стал лидером команды. В первом же сезоне в новой команде его признали лучшим игроком… Клуб достиг при нём невиданных ранее высот. Вышел на новый уровень. Команда дошла до полуфинала кубка УЕФА, но уступила «Валенсии» - будущему победителю. В чемпионате «Вильяреал» занял третье место. А в следующем сезоне команда триумфально добралась до полуфинала Лиги чемпионов. Но тут нашего героя снова поджидала неудача. В полуфинале он не реализовал пенальти в ворота лондонского «Арсенала». Мечта скромного клуба о кубке чемпионов так и осталась мечтой…
Потом был чемпионат мира в Германии. «Десятка» в сборной, а это всё-таки что-то значит. Играл он блестяще. Его кинжальные пасы раз за разом оставляли не у дел защиту соперников. Его ум и импровизация придали Аргентине статус самой играющей команды чемпионата. В 5-ти матчах на турнире он отдал 6 голевых передач, став лучшим ассистентом чемпионата. А в матче со сборной Сербии (6-0) он был назван лучшим игроком, хотя и не забил ни одного гола. В четвертьфинале они вылетели, уступив немцам.
Неприятности ожидали его и в клубе. Его высадили на берег. Субмарина не затонула, но того блеска уже нет…
С удачей у Рикельме были проблемы всегда…
Развязка.
Итак, он вернулся домой. Родина встретила сына с распростёртыми объятиями, сын отплатил Родине ИГРОЙ. Он снова надел футболку с 10 номером, который с момента его ухода никому не доставался. Он выиграл с «Бокой» Кубок Либертадорес - первый с момента своего отъезда и уже третий в своей карьере. Три из пяти мячей в финальных матчах забил именно наш герой.
Он снова творил! Он снова творит!
Пиком его триумфа должен был стать Кубок Америки-2007. Рикельме там блистал: забивал сам и отдавал голевые передачи партнёрам! Весь турнир аргентинцы прошли на одном дыхании: были повержены США, Колумбия, Перу, Мексика. Но в финале аргентинцы были биты Бразилией… На лица игроков после матча было страшно смотреть. Они уезжали со слезами на глазах.
С удачей у Рикельме были проблемы всегда…
Год 2008-мой. Год глобальных неудач... Люди сталкиваются с проблемами, теряют веру… Для меня же одиноким маяком сверкает всё тот же герой! Сначала он как капитан, но уже не подводной лодки, а олимпийской сборной, выигрывает со своей страной золото Олимпийских игр, о котором так мечтали многие великие игроки прошлого и настоящего, но которым эта вершина так и не покорилась. Вот тут судьба и вернула должок Роману – он лишил титула Роналдиньо, как тот в своё время лишил его места в «Барселоне». А уже в конце года, Рикельме побеждает в чемпионате Аргентины! «Бока» снова ликует.
В современном мире, когда футболистам всё чаще предъявляется требование физической мощи, игра Рикельме – как островок другой жизни в океане реальности. Что-то волшебное, в то же время доступное и такое радостное! Он, словно великий мастер эпохи Возрождения, творит на поле!
Он был актёром. В Испании его называли самым артистичным футболистом. Раз за разом он выдавал на поле незабываемые спектакли. Наблюдая за его игрой, никогда не возникает ощущение безнадёги. Когда он на поле, чудо может свершиться в любую секунду. Любое острое решение он принимает за долю секунды, хотя до этого может минутами возиться с мячом. Во истину гений! Маэстро!
Фанаты «Боки» его боготворят. Ему посвящён не один сайт. «El ultimo numero 10» (в переводе с испанского «Последняя десятка» или «Последний номер 10») – так о нём говорят на Родине. Латиноамериканцы, для которых футбол как религия, которые не испорчены большими деньгами, понимают толк в игре. Там ещё знают, что такое романтичный футбол. Футбол как искусство. Рикельме как раз такой. Таким был и Марадона.
Не случайно именно латиноамериканские сборные всегда считались самыми играющими, будь то Бразилия или Аргентина. Эти страны ещё не поглотила футбольная глобализация. Отчасти к таким странам можно отнести и Испанию – она очень близка ментально к странам Латинской Америки. Поэтому именно там ценят и любят артистичный футбол, артистичных игроков. Поэтому там с такой ностальгией вспоминают имя Хуана Романа Рикельме, как величайшего мастера самой лучшей ИГРЫ на планете.
Именно Хуана Романа Рикельме я бы поставил вслед за Марадоной. Второй гений признан всеми, первый – лишь эстетами. Пока.
В наше время, чтобы тебя признали, нужно выигрывать трофеи. Чемпионаты мира и Лиги чемпионов. Рикельме был лучшим в Америке, выигрывал молодёжный ЧМ, Олимпийские игры, неоднократно побеждал в кубке Либертадорес и чемпионате Аргентины. Чтобы окончательно утвердиться в списке величайших исполнителей своей эпохи, ему нужно завоевать ещё один трофей. Но какой – титул чемпиона мира.
Финал.
Я верю, что будущий чемпионат мира станет его лебединой песней. По всем законам театрального искусства должно быть именно так: ведь после кульминации и развязки непременно наступает финал. Он всем докажет, что футбол как искусство не умер, что побеждать можно не только за счёт физической мощи и габаритов, а за счёт творческой и самозабвенной игры!
Сейчас у руля сборной встал Диего Армандо Марадона. Вечная «десятка» Аргентины. Кому она достанется теперь? Прошло уже два матча. Месси под «десяткой» не играл. Агуэро тоже. Старый футбольный гений-злодей отдаст её Рикельме. Этот футболист нужен ему. Пусть Месси напоминает Марадоне самого себя, зато Рикельме есть Рикельме. Таких не было.
Судьба гения такова, что его можно любить или ненавидеть, но нельзя относиться к нему равнодушно.
Таких игроков начинают ценить уже после завершения их футбольной карьеры, когда видят, ЧТО теряет игра без мастера. И пока Роман выступает, можно быть уверенным – прагматизм не пройдёт!
Вы знаете, а ведь и у нас были такие персонажи. Правда нефутбольные. Вспомните Остапа Бендера и его мечту о Рио-де-Жанейро. Великий комбинатор. Гений. Он также поражал всех своими нестандартными ходами. И почему же он так мечтал о Латинской Америке? Да потому что душа там поёт! Только в таких условиях может вырасти яркая творческая натура.