Штрихи к портрету нового посла РоссииКак уже сообщалось президент Российской ФЕДЕРАЦИИ Владимир Владимирович Путин подписал указ о назначении новым послом России в Латвийской Республике Виктора Ивановича Калюжного.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей несколько штрихов, характризующих этого человека, его предыдущую работу и позицию как хозяйственника, руководителя, так и гражданина . Надеемся, что в недалеком будущем, после его прибытия в Ригу, на страницах нашей газеты появится и интервью с Виктором Ивановичем .
Краткая справка
Калюжный Виктор Иванович родился 18 апреля 1947 г. в Стерлитамаке (Башкирия). В 1970 г. окончил Уфимский нефтяной институт. Затем работал на руководящих должностях в "Томскнефти", "Стрежевойнефти", "Васюганнефти", "Приобьнефти", "Нижневартовскнефтегазе", а также на совместном предприятии "Вьетсовпетро" (Вьетнам). С 1993 по 1998 г. - первый вице-президент по коммерческой деятельности, экономике и финансам АО "Восточная нефтяная компания". В ноябре 1998 г. был назначен первым заместителем министра топлива и энергетики РФ. С мая 1999 г. являлся главой Минтопэнерго РФ. Впоследствии работал заместителем главы МИД РФ и являлся специальным представителем президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря. «7 августа 2004 г. указом президента РФ В.Путина освобожден от должности и обязанностей спецпредставителя в связи с переходом на другу. Работу.
Москва не позволит закрыть Босфор
В Москве еще продолжались переговоры министра иностранных дел Турции Абдуллаха Гюля с российским руководством, а к нему домой уже отправился спецпредставитель президента России по вопросам Каспия, замминистра иностранных дел Виктор Калюжный.
Именно здесь, в Турции, г-н Калюжный открыл новый «фронт сражений» за энергетические интересы России. Он выступил с жестким заявлением против явно обозначившегося в последнее время стремления Турции к «нагнетанию искусственного алармизма вокруг черноморских проливов». Речь идет о том, что Анкара стала все чаще угрожать закрытием пролива Босфор для прохода танкеров, доставляющих российскую и казахстанскую нефть на мировые рынки. Объясняется это невозможностью обеспечить экологическую безопасность многомиллионного Стамбула, а также угрозами терактов.
Виктор Калюжный не без оснований решил, что эффект его заявления будет максимальным, если оно как раз на берегах Босфора и прозвучит, -- там, где начала работу конференция «Нефть и газ Каспийского и Черного морей». Министры природных ресурсов стран региона и «акулы» мирового нефтегазового бизнеса собрались впервые после того, как в конце прошлого года были окончательно решены все вопросы финансирования строительства самого амбициозного и дорогостоящего проекта транспортировки каспийской нефти на мировые рынки, трубопопровода Баку--Тбилиси--Джейхан. Очевидно, что именно это событие и стало сигналом к развернутой Анкарой пропагандистской кампании.
В России же видят в этом политическую подоплеку: желание если не закрыть турецкие проливы, то искусственно ограничить их пропускную способность, с тем чтобы заставить производителей каспийской и российской нефти пустить ее транзитом в обход России, через трубу Баку--Тбилиси--Джейхан. Каспийский спецпредставитель российского президента в качестве обоснования своих выводов привел данные экспертной оценки пропускной способности проливов, произведенной по заказу Минтранса России Новороссийской морской госакадемией. По предварительным результатам, эта способность используется сегодня только наполовину. Озвучил г-н Калюжный и данные известной страховой компании «Ллойд реджистер», согласно которым уровень безопасности в Босфоре обусловлен отсутствием эффективной диспетчерской службы и берегового обслуживания навигационного оборудования.
Выводы замглавы российского МИДа категоричны: «Нужны не односторонние действия и тем более не попытки перекрыть и приватизировать международный водный путь, каковым являются черноморские проливы, эта разрушительная идея, пропагандируемая некоторыми представителями влиятельных кругов Турции, в один прекрасный день может овладеть массовым сознанием, положение выйдет из-под контроля и правительство окажется перед лицом хаоса». «Это опасный путь, не советую выпускать джинна из бутылки!» -- сказал Виктор Калюжный.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КРИЗИСА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
- Я много говорил и говорю о том, что в стране, которая добывает 600 миллиардов кубометров газа, 320 миллионов тонн нефти и 260 миллионов тонн угля, энергетического кризиса не должно быть.
Мы боимся слова "баланс", ссылаясь на либеральные модели экономики на Западе. Однако напомню, что в основе исследований главного экономиста и идеолога всех успехов США - г-на Леонтьева - лежит именно балансовая схема экономики.
Сегодня можно о многих вещах говорить. Вот, скажем, картельные соглашения, заключение которых многих не устраивало. А что такое на самом деле ОПЕК? Это самый настоящий картель. Он существует, его все признают. А кто с ним не согласен, начинает применять какие-то свои методы регулирования.
Кто-то решил, что "Газпром" должен быть монополистом. Может быть, на каком-то этапе это было и правильно. Но учитывая тот факт, что нефтяные компании все больше получают в эксплуатацию месторождения, которые являются уже не чисто нефтяными, а газонефтеконденсатными, то резонно возникает вопрос - а что им делать с этим газом? Они не могут запустить месторождения в промышленную эксплуатацию до тех пор, пока не получат разрешение или согласие "Газпрома". И запасы газа у нефтяников оцениваются сейчас в пределах 50-70 миллиардов кубометров. Поэтому когда газовики не пускают нефтяников в трубу, поднимается конфликт и начинают звучать предложения поделить "Газпром". Считаю, что это тактический просчет руководства Газпрома".
- На мой взгляд, в ближайшие 10 лет основным поставщиком нефти будет Западная Сибирь. По мере уменьшения добычи в этом регионе будет возрастать роль Тимано-Печорского района, Каспийского региона и Юго-Восточной Сибири.
Особое внимание следует уделить Восточной Сибири - это Красноярский край, Иркутская область и Якутия. Запасы этого региона потенциально оцениваются в 17 миллиардов тонн нефти. При этом район изучен лишь на 10%.
Основная проблема заключается в том, что месторождения находятся в трудных районах - до ближайшей нефтепроводной системы около 600 километров. Однако развитие этого региона позволяет в перспективе выйти на китайский рынок, который, согласно прогнозам, в 2015-2020 годах будет испытывать жесткий дефицит нефти.
Сразу несколько проектов сейчас связаны с Китаем. Достаточно успешно идет развитие программы СРП на Сахалине. Газ может прийти в Приморье и Хабаровский край. Естественно, дальше маршрут может быть проложен в Китай. Причем газ Китай сможет брать сразу из Восточной Сибири и Сахалина.
Если бы руководителям России, Украины, Белоруссии и Казахстана удалось согласовать единый энергетический баланс, то можно было бы решить сразу несколько проблем - обеспечить спрос в Китае и снять проблему конкуренции нашим транспортным маршрутам на юге.
Я хотел бы сказать еще об одной проблеме, которой необходимо заниматься отраслевому министерству, - это уголь. При росте объема угля мы не имеем на Дальнем Востоке достаточного количества топлива требуемых марок. Такое понять просто невозможно, такое можно сделать только специально.
Как я уже говорил, в конце концов встанет проблема доставки газа в Европейскую часть России, где месторождений этого вида топлива нет. Они все в Сибири. Мне кажется, что правительство сегодня должно составить программу - где, в каком регионе, в каком городе должен преимущественно использоваться газ, а где уголь. И это в конце концов должно лечь в основу энергосберегающей программы. Потенциал энергосбережения у нас сейчас составляет 40 процентов.
«Да, я лоббист. Но интересов государства»
— Виктор Иванович, вы служите министром чуть более полугода, но уже заработали репутацию ярого антирыночника. Вы что, на самом деле против рыночных отношений?
— Нет, конечно. Но при мне Минтопэнерго твердо встало на позицию государственного усиления в ТЭКе. И если бы этого не произошло, я бы не утверждал сейчас уверенно, что нефтяники сделали все для того, чтобы зима проходила без сучка и задоринки. Мы увеличили внутренний рынок, смело брали для него экспортное сырье, существенно подняли внутреннюю переработку, выпустили картельное соглашение, за которое нас ранее не критиковал только ленивый. Тон этой критике задал, как помню, Анатолий Чубайс, назвавший картель глупостью. Но именно эта «глупость» позволила эффективно регулировать цены на топливо, обеспечить им северные регионы, уборку урожая, армию и другие силовые структуры. Процесс регулирования цен мы видим лишь через наполнение рынка. Такие вот мы «антирыночники».
— Господин Ходорковский считает, что Минтопэнерго создало резервный фонд — 6 млн тонн нефти...
— Мы что, самоубийцы?! Какой резервный нефтяной фонд, зачем? Чем сейчас можно замарать руководителя, вы знаете: есть, мол, у него счета, фонды, собственность за рубежом. И ваша газета, кстати, отметила, что я якобы имею за границей какую-то собственность. Буду только рад, если меня за «это» привлекут к ответственности, и вдвойне рад, если обнаруженную «мою» собственность передадут какому-либо российскому детскому дому!
Хочу, чтобы россияне знали, что их Минтопэнерго начало с государственным подходом наводить порядок.
— Виктор Иванович, у нас есть факты, свидетельствующие о том, что вы лоббируете НК «ЛУКОЙЛ». Зачем вы это делаете?
— Да, я — лоббист. Но интересов государства. А сегодня частная компания «ЛУКОЙЛ» играет по правилам государства. Это плохо? Моя задача — не раздавать; если честно, Калюжный с удовольствием бы отнял и отдал все государству!
— Какова позиция Минтопэнерго по ТЭКу Чечни?
— Будем помогать этой республике восстанавливать ТЭК, но прежде всего надо определить вопросы собственности. Чья она, кто за нее отвечает, каковы механизмы финансирования? Раз мы вместе с чеченским народом многое разрушили в этом субъекте РФ, значит, вместе нам и восстанавливать. А ведь в Чечне была лучшая в СССР электроэнергетика! И разрушена она процентов на 60 вовсе даже не боевыми действиями. Разворовали. Кто — судить не мне...
(Из интервью газете «Новое время» от 10 января 2000 г.)
Отрасли нужна "жесткая рука управления"
- ..."Газпром" всегда вел независимую политику. Я поставил вопрос об изменении ситуации и наведении в компании порядка, поскольку федеральное министерство обязательно несет ответственность за все происходящее в топливно-энергетическом комплексе.
- Не кажется ли вам, что проблема "Газпрома" носит чисто политический характер? Почему Степашин не включил вас в список кандидатов в совет директоров, хотя у него было на это несколько дней?
- Решение таких вопросов - прерогатива премьер-министра. А по поводу политики я скажу, что у нас в стране ее слишком много. Но министерство - не политический, а исполнительный орган. А оттого, что я вынужден стоять у микрофона или перед телекамерами и объясняться по вопросам, напрямую меня не касающимся, делу только хуже.
- Намерены ли вы поддерживать строительство новых экспортных коммуникаций?
- Конечно. Сегодня необходимо развивать Балтийскую схему.
(Из интервью «Независимой газете» 21 июля 1999 г.)
Вот такую вот значимую фигуру направляют в нашу страну. Как знать, может быть после его приезда и пересохшая «труба» на Вентспилс вновь наполнится.