– Не вижу в этом необходимости, потому что не являюсь публичной политической фигурой.
– Как же вас теперь называть?
– Если угодно, политтехнолог, консультант, предприниматель.
– Вы были вице-премьером, дважды министром внутренних дел Латвии, руководили фондом «Дрошиба»...
– В моей жизни многое что было.
Об этом предпочитают не говорить
– Недавние события во Франции и в Австралии продолжают эхом отзываться не только в Европе. Многие страны пытаются извлечь уроки. Но на вопрос, возможно ли подобное в Латвии, наши политики ответа так и не дали. Не считать же таковым поучения французским властям.
– Лично для меня происшедшее во Франции не стало неожиданностью. Несколько лет назад нынешний премьер-министр Дании Расмусен перед выборами шокировал европейскую общественность своей политикой по ужесточению эмиграции в его страну. За что подвергся критике со стороны многих политиков Европы.
У каждой страны, у каждого народа свой менталитет. И на нем в течение последних 30 лет оставляет отпечаток процесс глобализации, который протекает весьма резко. Но если в экономическом аспекте многие политики достаточно успешно решают возникающие вопросы, то интегрировать в свое общество представителей других культуры, языка и вероисповедания невозможно за столь короткий период. И процессы, проявившиеся во Франции, носят отпечаток допущенных ошибок – столь непродуманный прием эмигрантов для заполнения малооплачиваемых рабочих мест рано или поздно должен был привести к межнациональным обострениям.
Второе. С французами о проблеме толерантности по отношению к инакомыслящим должны говорить французы. А с эмигрантами, особенно из африканских государств, – их представители. Это обоюдосложный процесс. Но за последние 10 лет политики избегали дискуссий на эту тему, как и по вопросам неравных возможностей для эмигрантов. Они боятся сразу попасть в число политиков расистского толка.
– К чему это приводит, мы уже видим.
– Расизм – это не только различие в правах человека, дискриминация афроамериканцев. С их стороны отношение к белым тоже зачастую расизм. И об этом общество не говорит. А когда государство оставляет людей самих по себе, это тоже чревато. Многих приезжающих заставляет покинуть свою страну далеко не лучшая жизнь там. И второй нюанс – их притягивает социальная политика стран ЕС.
– Но пример Ирландии заставляет задуматься. Там на халяву не проживешь.
– Действительно. Но эта проблема актуальна для Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Швеции, Финляндии... Политика открытых дверей дала свои негативные результаты.
В результате глобализации мы стали забывать, чем государства отличаются друг от друга. Но об этом предпочитают не говорить. В противном случае сразу приклеют бирку расиста. В свое время я тоже ее получил.
– Имеете в виду пресловутый рекламный ролик с темнокожими солдатами у памятника Свободы?
– Именно.
– Но некоторые политики предупреждали о таком и ранее, правда, не с высоких трибун.
– Латвию, как в целом Прибалтику, нельзя сравнивать с обществом любого европейского государства, а тем более с многонациональной Россией. Это отдельная тема. Что касается упомянутого ролика – его суть была в том, что общеевропейская, мировая проблема рано или поздно придет к нам. Да, нельзя делить людей, в том числе и по цвету кожи. Но тогда мы ее подняли в свете переговорного процесса по вступлению Латвии в ЕС, предложив не торопиться с этим шагом, а установить в нашей стране переходный период на 20 лет. Ведь и сейчас мы не решили свои внутренние межнациональные проблемы. И не способны к этому, ибо в стране до сих пор живет огромное количество неграждан. Для нас это останется актуальным в ближайшие 10–20 лет. Пока не встанет на ноги новое поколение. Эмиграционную политику в ЕС определяет Брюссель, и отдельные страны могут на нее влиять минимально. Проблемы в виде эмигрантов, которые имеются у французов и испанцев, это головная боль всего Евросоюза. Теперь к ней добавились и страны-новички.
– Вы правильно заметили, что в Латвии до сих пор проводится политика «разделяй и властвуй».
– Политикой занимаюсь с 19 лет. И видел немало идеологической шелухи. Да, наличие радикалов среди латышей вызывает радикализм среди других национальностей, в том числе и среди русских. Правые и левые не могут жить друг без друга. Это факт. Есть ли смысл обращать внимание на эту маленькую кучку людей? Мешают ли они? Нет, до тех пор, пока не нарушают закон. В противном случае любой экстремист будет сидеть в тюрьме, если так решит суд.
Давайте рассмотрим процесс радикализации общества. Выборная кампания раз за разом хорошо иллюстрирует его – постоянно искать врагов. Многие без этого не могут жить. Я могу об этом судить. Меня длительное время критиковали как латышские радикалы, так и русскоговорящие. Но если я увижу, что на улице несколько мужчин обижают кого-то, я встану на его защиту, независимо от того, какой он национальности или цвета кожи. И мне безразлично, к какой организации принадлежат нападающие. Я не пройду мимо того, что мне неприемлемо.
Я за свободное развитие страны, в которой даже радикально мыслящий человек может высказать свою позицию. А уж мое право – одобрять ее или нет. И этот процесс в Латвии более-менее идет положительно.
– Относительно.
– Длительное время у нас межнациональные проблемы выстраивали по языковому принципу. Кто от этого выиграл? Давайте подумаем без обид. Думаю, те, кто выучил латышский язык, а заодно и еще несколько. Как и латыши – русский и другие иностранные. Это способствует и интеграции общества, и нормальным отношениям в трудовом коллективе. И в первую очередь во благо себе. А вот радикалы с обеих сторон точно проиграли.
Мы живем во времена нолей
– Вряд ли они согласятся с вами.
– Пока мы больны прошлым. Не можем понять свою историю, простить врагов, смириться с тем, что после 11 сентября 2001 года ситуация в мире изменилась.
Когда приток эмигрантов перехлестнет психологическую стабильность многонационального латвийского общества, которое по своему менталитету коренным образом отличается от представителей афро-азиатских, мусульманских стран, государств со слабой экономикой, тогда многие наши сегодняшние проблемы в межнациональных отношениях покажутся просто смешными и сами по себе уйдут в прошлое.
В конце 80-х начале 90-х годов, будучи заместителем начальника управления милиции, затем полиции Риги, был уверен, что мне удастся стабилизировать межнациональные отношения в нашей системе. Мне это удалось, когда стал министром внутренних дел Латвийской Республики.
Мы создали Демократическую партию «Саймниекс», которая не делила людей по национальному принципу. Но наше общество не было тогда готово понять реалии. Эту критику отношу и к латышам, и к русским. И мы выпали из политического течения как люди, которые не хотели сидеть между двумя стульями. А сегодня партии строятся по национальному принципу, и так же разделились избиратели, вычеркивающие кандидатов по фамилиям.
Кто виноват в этом? Чеверс, проигравший из-за этого выборы? Чеверс, который поднял проблему иммиграции, а человек посмотрел и не увидев вокруг ни одного афроамериканца, сказал – что же он там болтает, это не наша проблема. Так он думает лишь о том, как прожить следующие 24 часа.
– Вероятно, продолжением сигнала Чеверса стала недавняя волна публикаций в СМИ об угрозе проникновения в Латвию мусульман. Предрекают, что вскоре в Латвии появятся не только мечети, но и медрессе. Может быть, общество созрело?
– Грозит ли нашей личной и государственной безопасности человек, который хочет верить не в Христа, а в Аллаха? Думаю, что нет. Уважай другого, и он будет уважать тебя. Уважает ли Европа инакомыслие? Нет. Потому что христиане свое видение демократии сапогами вносят в мечети других государств. Таких примеров уйма.
– США, Ирак?
– Не только. Способны ли мы уважать мусульман-жителей ЕС? Нет. Потому что даже на уровне государства запретили девочкам носить платки-хеджабы, как будто так сделаем этих людей более французскими или немецкими. Надо уважать любую веру.
Невозможно бороться с воинствующими латышами и русскоязычными при помощи тупых решений, запретов. Этот процесс должен происходить на уровне диалогов. Надо слышать друг друга и уметь иногда промолчать. И инакомыслие, возможность высказать иную точку зрения надо воспринимать как свою личную свободу.
Это касается и межгосударственных отношений, к примеру Латвии и России. Они показали, что мы даже не в состоянии понять процессы, прошедшие за последнее десятилетие не только у нас, но и во всем мире.
Сейчас во власть приходят крикуны, серость, которые ничего не делают для людей. А как депутат Сейма или министр он ноль. Независимо от национальности. Увы, мы живем во времена нолей. И это страшно. Мы сами их рисуем, за них голосуем или просто ничего не делаем.
– Но есть они и в других странах. Ведь в некоторых мечетях во Франции и в Англии велись антигосударственные, антихристианские агрессивные проповеди.
– Я был министром внутренних дел и поддерживаю позицию моего французского коллеги Саркози – виновных задержать, наказать и выслать из страны.
– Так все-таки грозят подобные события Латвии?
– Пока народ будет делить друг друга по национальному признаку, а не по уму, грозят. Нолики есть нолики. А если голосующий избиратель тоже является таковым, он вполне заслуживает, чтобы жить в нулевом государстве, в котором за членов правительства решение принимают эксперты из Брюсселя. Но, думаю, вечно это продолжаться не будет. Уверен, и у нас появятся политики типа Саркози. Самое опасное для официального лица – его неспособность принимать решение. Если он боится мнения толпы, то должен уйти из политики.
– А вы сами не думаете вернуться в нее?
– Никогда не говори никогда. Я вернусь тогда, когда почувствую необходимость того, что мой опыт и работа окажутся востребованными. Ради людей, которые хотят создать в этой стране единое общество на благо нашего государства. А правящие политики делают все, чтобы такая партия, которая может объединять, не появилась. Все нынешние партии строят свою политику на конфронтации, тратя громадные деньги на одурачивание избирателей. Вероятно, ДП «Саймниекс» появилась появилась слишком рано. И если сегодня мы имеем то, что имеем, то в этом можем ругать только самих себя. В том числе и я лично.