На минувшей неделе руководители следственного управления Следственного комитета России по Хакасии пригласили журналистов на пресс-конференцию, приуроченную к Международному дню борьбы с коррупцией. Высокопоставленные сотрудники ведомства с одним из самых труднопроизносимых названий рассказали о том, почему уголовных дел, связанных с коррупцией, становится меньше и является ли дело главы Абакана Николая Булакина политическим заказом.
Видимо, намекая на то, что времена репрессий вернутся так же не скоро, как и наступит конец света, а органы ныне близки к народу, как никогда, главные следователи Хакасии появились перед журналистами в гражданском. Впрочем, определенный дресс-код все же присутствовал – строгие костюмы в темных тонах. Руководитель следственного управления Владимир Коневских озвучил повод, ради которого собрались, и извинился за то, что пресс-конференция началась в 14. 30 вместо 11. 00, как планировалось изначально. Пути следователя неисповедимы, поэтому журналисты, даже самые-присамые оппозиционные, не в обиде. После были представлены коллеги Владимира Коневских, которым в качестве младших участников "триумвирата" предстояло держать ответ о том, сколько оборотней в погонах и нечистых на руку чиновников не смогли уйти от карающего меча Фемиды. Это заместитель руководителя следственного управления Вячеслав Павин и исполняющий обязанности руководителя отдела по расследованию особо важных дел Валерий Зайцев.
Клевета
или должностное
преступление?
После небольшого "превью" Владимир Коневских предложил задавать ему и его коллегам интересные вопросы: согласитесь, услышать такое в разговоре со следователем – шанс редкий. Журналисты, не привыкшие долго запрягать, сразу принялись за конкретику: скажите, пожалуйста, а как продвигается расследование по делу Светланы Диденко?
Светлана Диденко, если кто не в курсе, – это начальник управления Федеральной налоговой службы по Хакасии, которую в августе 2011 года арестовали по подозрению в получении взятки, а в сентябре освободили под подписку о не выезде. Дело довольно громкое и в контексте встречи очень актуальное, поскольку непосредственно связано с коррупцией.
Впрочем, ответ следователей скорее разочаровал, чем удовлетворил журналистов: дело продлено до 29 января, за это время будут проведены все необходимые экспертизы, собрана полная доказательная база и принято решение о передаче или не передаче дела в суд. И никаких тебе жареных фактов и будоражащих подробностей.
Следом последовал вопрос, касающийся событий более свежих. Владимира Коневских спросили, собирается ли следственное управление вмешаться в дела, которые якобы творятся в управлении Федеральной службы судебных приставов по Хакасии.
Сюжет, в котором бывшие приставы рассказали о притеснениях со стороны начальства, 6 декабря вышел в эфир телекомпании "Юг Сибири". По словам героев телесюжета, произвол руководства настолько ужасен, что едва не привел к двум случаям самоубийства в рядах приставов. Вот так, сурово! В ответ обиженное руководство пообещало подать в суд на "Юг Сибири" за клевету. Этот последний факт несколько скорректировал позицию следственного управления, о чем и заявил Владимир Коневских:
– Как только этот сюжет появился в эфире, он сразу вызвал у нас интерес. Я не исключаю, что проверка будет проведена. Еще вчера я был готов начать такую проверку, но сдерживающим фактором послужило то, что руководитель собрался подать в суд за клевету, поэтому там что-то может быть подтасовано. А вообще такая информация вполне может стать сигналом к началу доследственной проверки.
Словом, будем посмотреть.
Долгое дело главы
Кульминацией пресс-конференции, как и ожидалось, стало обсуждение дела, которое уверенно находится в топе самых громких процессов, связанных с должностными преступлениями. Речь, естественно, идет о деле главы Абакана Николая Булакина о превышении должностных полномочий. Заведено оно 23 мая, и с тех пор несколько раз срок расследования продлевался. Владимир Коневских объяснил, что "следствие не терпит суеты" и что менялись сроки расследования в интересах того же самого следствия, которое, как уже было сказано, "не терпит суеты". Тем более, суд к действиям следователей претензий не имеет. Правда, какие именно следственные мероприятия проходят на нынешнем этапе расследования, Владимир Леонардович рассказать отказался, поскольку "не имеет права". При этом Коневских не исключил, что дело Булакина будет продлено на неопределенный срок: до года его вправе продлить сам Владимир Коневских, решение о дальнейшем продолжении расследования принимает Следственный комитет России.
– Вы сразу обо всем узнаете, – пообещал Владимир Коневских журналистам и добавил. – Вообще, я не согласен с оценкой, которую дают некоторые СМИ этому делу, называя его заказным. Я считаю, никого заказа там нет. А это обыкновенная уголовщина.
В представлении обывателей "обыкновенная уголовщина" расследуется куда проще, а главное – быстрее, чем "долгое" дело главы Абакана, по крайней мере, должно, наверное.
Впрочем, большего, чем "вы сразу обо всем узнаете", журналистам добиться от руководителя следственного управления так и не удалось.
"Черствые"
оптимисты
Коснулись на пресс-конференции и дела об изнасиловании девочки в здании детской музыкальной школы Саяногорска. По поводу его хода следователи тоже были немногословны: следствие идет, назначены все необходимые экспертизы, однако большего сказать пока нет возможности, так как речь идет о несовершеннолетней потерпевшей и ее интересах.
Правда, Владимир Коневских все же сказал пару слов о перспективах того, что из одного дела вполне может получиться два.
– Мы хотим разобраться, как это могло произойти. Поэтому не исключено, что просто увольнением директора дело не закончится, – заявил господин Коневских.
В завершение беседы решено было вернуться-таки к теме дня, то есть к борьбе с коррупцией. Журналисты не выдержали и спросили: "Если вы почти ничего нам не можете рассказать по коррупционным делам, то хотя бы что-то вы нам можете сообщить о борьбе с коррупцией?" Владимир Коневских ответил, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество дел, связанных с коррупцией, снизилось в два раза – за 11 месяцев 2011 года всего следственное управление рассмотрело 56 сообщений, в результате было возбуждено 14 уголовных дел. Однако хорошо это или нет, непонятно. То ли действительно чиновники стали меньше воровать, то ли оперативные источники просто плохо работают. Поди разберись. На прощание Владимир Коневских выразил надежду на то, что некто, кто до этого собирался взять на лапу и вынашивал прочие членовредительские планы, узнает о разговоре между следователями и журналистами, посмотрит по телевизору, прочитает в интернете или в газете, задумается, возьмет, да не будет нарушать закон.
А говорят, следователи – "черствые" люди, оптимизма-то хоть отбавляй!
А вы об этом знали?
В каком регионе России чиновники воруют больше всего?
Осенью текущего года рейтинг коррумпированности регионов России опубликовало независимое издание Public.ru Методика, по которой составлялся рейтинг, была следующей: эксперты провели мониторинг более 1500 печатных центральных и региональных СМИ, выбрали материалы, в которых говорится о взятках, и подсчитали, как часто упоминается в них тот или иной регион России. О ком именно идет речь, не имело принципиального значения для исследователей. Важны были лишь само упоминание и суммы, указываемые в публикациях.
Согласно исследованию, самым коррумпированным регионом нашей страны является Подмосковье, где мздоимство в первом квартале 2011 года достигло 27 миллиардов рублей. На втором месте с большим отрывом – Свердловская область, там показатель куда более скромный — менее 1 миллиарда. На третьем месте — Брянская область, где коррупционный оборот составил 300 миллионов рублей.