Бердянский предприниматель Иван Братеньков известен в городе не только своей порядочностью, но и тем, что всегда откровенно говорит то, что думает. Встретились мы на днях, разговорились. Вот я и предложил: «Иван, приходите в редакцию. Сделаем интервью. Выскажете свое мнение публично». Обычно, когда доходит до такого, наш народ, как правило, теряется. Это от журналистов у нас часто требуют смелости. А когда речь заходит о себе любимых, зачем нервы портить? Предприниматели так вообще с властью открыто связываться не хотят.
Однако Иван Братеньков согласился на откровенный разговор для прессы.
– Иван, Вас в городе многие знают не только по профессиональной, но и по прежней политической деятельности. И тем не менее, в двух словах расскажите читателям о себе.
– Я бердянец. Колонский. Учился в двух школах: в двадцатой 8 классов и в шестнадцатой – девятый, десятый класс. Так что одноклассников у меня 80 человек. Мой отец – военный летчик. В семье трое детей. Сестра работает в школе библиотекарем, а брат – со мной. У меня тоже трое детей. Все девочки.
Сам я занимаюсь оптово-розничной торговлей. Поставками продуктов питания.
– Если не секрет, с чего начинали свой путь предпринимателя?
– Начинал с того, что крутил дискотеки в ДК им. Калинина. А потом Михаил Борисович Кипершлак, Царство ему Небесное, предложил мне заняться реализацией хлеба. На хлебозаводе тогда были непростые времена. Старая советская торговая сеть рушилась, а своей сети у хлебокомбината не было. Вот я и решил попробовать. Получилось. Поставил несколько ларьков. Подтянул других предпринимателей. Через полгода по городу мы открыли 25 точек по продаже хлеба. В сутки реализовывали 25 тысяч буханок. Так я занялся торговой деятельностью. Со временем торговля в киосках трансформировалась в сеть магазинов. Например, «Стриж», «Стриж +» на АЗМОЛе, «Клен» на АКЗ и т. д.
Стараюсь работать через оптовые склады. Товар собираем со всей Украины. Подход таков: имея минимальную наценку, получаю максимальный приток людей. Зарабатываем на обороте товара.
– Много лет Вы были социалистом. Сегодня какие у вас политические симпатии?
– Я не бегаю из партии в партию. Как был социалистом, так и остаюсь им по сей день. Потому что Соцпартия – это одна из немногих в Украине идеологических сил. И пусть она сегодня переживает не лучшие свои времена. Но социальная идеология, идея усиления роли государства в обществе – она очень популярна сегодня в Европе. И мировой кризис только подогревает эти идеи.
– Хорошо, идея нашего разговора для прессы возникла, когда мы заговорили о ситуации в Бердянске. Что Вы можете сказать об этом?
– Ситуация в городе плачевная. Я вот переехал не так давно на Слободку. Живу теперь там. Сталкиваюсь со слободчанами, разговариваю. Так вот, раньше после курортного сезона слободчане могли в финансовом плане достаточно спокойно чувствовать себя где-то до марта месяца. То есть людей не беспокоило, что они будут кушать, что купят одеться. А сегодня настроения не очень хорошие. Прошедший летний сезон был весьма малолюдный.
– Но тут ведь свою роль сыграл и мировой кризис.
– Безусловно. Но не только. Согласитесь, если сам мэр рассказывает с телеэкрана о серьезной ситуации с замором бычка, вместо того, чтобы сказать, что в Бердянске все хорошо, то это неправильно. Городу нужна была мощная реклама, особенно в кризисный год. А у нас рекламы толком не было, город к сезону был не подготовлен. Слободскую набережную мало того, что не отремонтировали за полтора года после шторма, так на ней еще и горы мусора лежали. А люди ведь все видят. Они возвращаются в свои города и уже не советуют своим знакомым ехать в Бердянск.
И ведь первые серьезные симптомы были еще в прошлом году. Я помню, как после выборов мне звонили партнеры из Запорожья, Днепропетровска, Донецка и спрашивали, а что у вас там случилось, что творится? То есть негатив пошел еще в 2008 году, а в нынешнем он принес свои плоды. Как у человека, так и у города есть своя репутация, ее нужно беречь. А для этого власть должна работать.
Я почему заострил внимание именно на сезоне. Да потому, что он кормит половину, если не больше, бердянцев. Отдачу от сезона получают не только те, кто сдает номера или комнаты в своем доме. Выгода от этого многим, начиная от строителей и заканчивая парикмахерскими. Курортные везут в Бердянск свои деньги, и потом эти деньги работают в городе на протяжении и осени, и зимы, и весны.
– Тем не менее, не курортом единым жив Бердянск
– А что, где-то в иной сфере есть какие-то успехи?... Я просто заговорил о той теме, которая у меня все время на слуху из-за соседства со слободчанами. Но упадок очевиден и в других сферах. Из исполкома все время уходят люди, власть сотрясают постоянные скандалы. Очевидна неэффективность и слабость управления городом.
Раньше у города были глобальные планы. Велась активная работа по привлечению грантов. Это давало и определенную экономическую выгоду, и рекламой служило, и имидж города повышало. Ну хорошо, допустим, у новой власти нет своих новых идей. Но ведь продолжить то, что делалось раньше, можно было?
Мне, например, больно за город. Я сам бердянец. Хочу, чтобы и дети мои жили в Бердянске. И потому я не могу равнодушно относиться к происходящему. Думаю, как и многие.
И меня удивляет нынешняя позиция городского совета, который напрочь устранился, вроде бы не замечает никаких проблем. Я уже не говорю о тех некрасивых ситуациях, участниками которых стали депутаты. Мне вот интересно, они знают, что о них люди говорят? Такого позора в Бердянске никогда не было. Это самый настоящий позор. Власть настолько себя дискредитировала, что дальше уже и падать некуда.
В силу этих обстоятельств я не смог оставаться в стороне и присоединился к инициативе Валерия Баранова. Призываю это сделать и других бердянцев.
– Иван, а как Вы прокомментируете тезис, что сегодня в городе идет борьба двух кланов: клана Баранова и клана Шаповалова? Мол, если бы не личная вражда этих двух людей, то в Бердянске царили бы мир и спокойствие.
– Это абсурд. Неспособность городской власти обеспечивать развитие города очевидна. Такой непрофессиональной команды исполкома в Бердянске еще не было. Сегодня это видят если не все, то очень многие. И мне, например, как жителю города приятно и важно осознавать, что бывший мэр, а ныне народный депутат Валерий Баранов не злорадствует, сидя в Киеве, а стремится изменить ситуацию в родном городе. И делает это потому, что остается бердянцем. С точки зрения чисто политической, гораздо правильнее было бы дать Евгению Шаповалову с его командой натворить в городе дел.
– Да они, собственно, и так натворили уже…
– Это так, но Баранов начал жестко критиковать Шаповалова практически с первых дней его пребывания на посту мэра. Политически – это неправильно. Избиратель должен убедиться в неспособности власти сам. Но с человеческой точки зрения, с точки зрения справедливости по отношению к бердянцам Баранов изначально поступал честно. Он не играл в политику и не хотел ждать того, когда будет совсем плохо в городе. И я эту позицию тоже уважаю. Потому что Баранов смотрит на бердянцев не как на электорат (это слово в украинской политике давно приобрело унизительно-пренебрежительное значение), а как на свою родную громаду, на своих земляков. И в этом смысле он пытается донести, доказать свои мысли, свои опасения, переживания и свои планы, но никак не обмануть людей.
И потом, после опубликования обращения Валерия Баранова в прессе я встречался с ним, разговаривал. Его основной тезис не «присоединяйтесь к Баранову», а «давайте объединяться». Причем объединяться, опять же, не просто под флаг Баранова, а в движение на благо города. Баранов хорошо осведомлен о различных общественных движениях в Бердянске. Их только за последние полгода родилось и оформилось уже немало. А это, кстати, говорит о том, что с политикой власти не согласны очень многие. И эти многие объединяются в общественные движения, чтобы что-то менять в городе. И Баранов не собирается кого-то подминать под свой Блок. Его позиция – пусть будут другие Блоки. И пусть их будет много. Это значит, в городе появляются новые лидеры и растет количество просто неравнодушных людей.
Я это к чему говорю. К тому, что это не идеология клана. Клан, кстати, это чисто мафиозное понятие. Фильмы смотрели? Так вот любой клан предполагает наличие жесткой иерархии, раздел сфер влияния. И клан предполагает не объединение, а господство. С бердянской ситуацией это не имеет ничего общего. В том числе потому я и присоединился к инициативе Валерия Баранова. Это я предлагаю сделать и другим патриотам города. Хотим мы того или нет, но в любом движении есть лидеры. С этих лидеров и зарождается любое движение. И в этом зазорного абсолютно ничего нет.
А вот оставаться равнодушным к происходящему – это, по-моему, неправильно. Мы никогда не дождемся ничего хорошего, если сами ничего не будем делать для достижения лучшей жизни, утверждения лучшей власти и продвижения нашего города вперед.
Телефон оргкомитета Блока Баранова – (050) 322-08-00. Автор: Владимир ПЕТРОВ