в депутатских комиссиях. Чем же он так пугает своих оппонентов?
Новым позором, какого еще не было, запятнала себя часть депутатов городского совета. Сессия отказалась включать экс-секретаря Анатолия Степаненко в состав планово-бюджетной и земельной комиссий, в которых он пожелал работать. Случай беспрецедентный. Тем самым эта группа депутатов фактически признала Анатолия Степаненко лидером оппозиции и сделала ему такой политический подарок на старте, о котором можно было только мечтать.
Степаненко как раздражающий фактор
Как ни странно, в числе депутатов, не пожелавших, чтобы Анатолий Степаненко работал в планово-бюджетной и земельной комиссиях, преобладали его бывшие соратники – члены фракции Партии регионов. Мертвое молчание, а потом неуклюжие отговорки на упреки пристыдивших их коллег уже в ходе сессии показали, что такое решение по душе далеко не всем регионалам. Об этом шли разговоры и в перерыве сессии. Но против партийной дисциплины не попрешь. Неполюбившийся областной партийной верхушке и местным интриганам прямолинейный Степаненко не дает многим покоя только своим фактом существование, уже даже не будучи секретарем совета. Сессия началась с объявления о том, что Центральная контрольная комиссия Партии регионов подтвердила исключение Анатолия Степаненко из рядов этой политической силы. Но это было только началом.
Сами депутаты, как, например, Борис Бузов от коммунистов и Виктор Семенов от Блока Витренко, назвали происходящее в сессионном зале позором. Обстановка и шок от происходящего были такими, что в выражениях не стеснялись. Но обо всем по порядку.
Жалкий фарс
По Закону «О статусе депутатов» каждый народный избранник в совете должен работать не только посещая сессии, но и участвуя в тех или иных комиссиях. И это не просто право депутата, а его предписанная законом обязанность. Потому что голосованию на сессии должна предшествовать вдумчивая работа в составе комиссий. Их в Бердянском городском совете около десятка: планово-бюджетная, по земельным вопросам, по медицине, строительная, инвестиционная и т. д. В какой из них работать – решать каждому депутату. Выбор, где именно, – это его право. Но то, что такой выбор должен быть сделан, это обязанность депутата. По Закону он может работать не менее чем в одной и не более чем в двух комиссиях.
Что касается секретаря совета, то он ни в одну из депутатских комиссий не входит. Его задача – обеспечивать работу совета и находиться в тесной связи со всеми комиссиями. Но формально секретарь не входит ни в одну из комиссий.
Поэтому, когда Анатолий Степаненко стал рядовым депутатом, по Закону он обязан был определиться и изъявить желание работать по тому или иному направлению. Так он и сделал, написав заявление на включение его в планово-бюджетную и земельную комиссии. И никогда еще желанию депутата никто не отказывал, потому что рещать, в какой комиссии работать, – это его право. А уж если говорить об Анатолии Степаненко, то у него, как у экс-секретаря совета, есть опыт как в вопросах формирования бюджета, так и планирования, выработки бюджетной стратегии... Поэтому какие уж тут могли возникнуть вопросы? Все, казалось, вполне логично.
Однако в формальном, на первый взгляд, вопросе возникли проблемы, которых никогда до этого не было.
В недалеком прошлом весьма близкий к Анатолию Степаненко Анатолий Пастухов неожиданно для многих депутатов поднял вопрос о том, что в возглавляемой им земельной комиссии и без того много депутатов. Это создает проблему при необходимости собрать кворум, потому что работать в этой комиссии изъявили желание многие, а вот приходят на заседания далеко не все. Из 16 членов комиссии иногда трудно собрать необходимых для ее работы 9 человек. Потому что только при этом количестве решения комиссии будут легитимны.
– Я не то что был против вхождения в комиссию Анатолия Степаненко, – уточнил Анатолий Пастухов, – но давайте для начала проведем ревизию существующих членов комиссии, очистимся от тех, кто давно не ходил, и тогда рассмотрим вопрос о включении Анатолия Степаненко.
Данное выступление сразу же вызвало у части депутатов подозрение: что-то тут не так.
И действительно, в ходе голосования Анатолию Степаненко отказали во вхождении не только в земельную комиссию, но и в планово-бюджетную. Собственно, прямого отказа не было. Просто по ранее оговоренному сценарию значительная часть депутатов, среди которых большинство составили регионалы, по данному вопросу вообще не проголосовали. Они не сказали ни «да», ни «нет», даже не воздержались. Не голосовали – и все! В результате вопрос о включении Анатолия Степаненко в вышеназванные комиссии набрал только 24 голоса «за» (нужно 31), и он просто не прошел.
Говорят, такое единодушное и угрюмое решение фракции было продиктовано волей областного партийного руководства регионалов, в частности, заместителя председателя областной парторганизации Сергея Кальцева. Даже если это правда, снимает ли случившееся моральную ответственность с тех, кто выполнил это распоряжение?..
«Пусть каждый покажет, какое он мурло»
Сам Анатолий Степаненко назвал случившееся политическим демаршем. Другие его коллеги были более резки и категоричны. Было высказано предложение провести поименное голосование, чтобы всем было видно, кто как голосовал.
При этом выступил депутат от коммунистов Борис Бузов и заявил:
– Мы присутствуем при позорном явлении политического стриптиза, когда фракция Партии регионов ведет себя диким образом и абсолютно нетолерантно. А ведь еще совсем недавно фракция Партии регионов в городском совете была образцом терпимости и взаимоуважения. Одумайтесь, мы не должны позориться. Проголосуйте в поименном режиме, и пусть каждый покажет, какое он мурло…
– Борис Яковлевич, давайте без оскорблений, – бросил реплику депутат-регионал Виктор Микитенко.
– Вы заслуживаете этого, – ответил ему Борис Бузов.
В завязавшейся перепалке не только депутаты от Блока Юлии Тимошенко Евгений Мищенко, Сергей Сердечный, депутаты от Блока Наталии Витренко Виктор Семенов, Светлана Воробьева и Александр Врублевский, но даже некоторые депутаты-регионалы обратили внимание совета на то, что желание Степаненко работать – это не просто его право, а обязанность по Закону, и отказывать ему в этом нельзя. Однако все уговоры оказались тщетны. Верные изначальным распоряжениям регионалы даже при поименном голосовании не голосовали. И вопрос по Анатолию Степаненко снова не прошел.
Реклама от оппонентов – это лучший подарок
Трудно сказать, в чем была логика таких действий. Все больше походило на грязную месть, морально-психологическую расправу. Кто-то потешил свое тщеславие. Но при этом показал свою полную политическую близорукость. Неужели Анатолия Степаненко боятся его оппоненты? Неужели через планово-бюджетную и земельную комиссию они хотят крутить дела, о которых не следует знать оппозиции? Так ведь все равно с каждой неделей становится все больше скандалов. Вон уже и на заказник на дальней косе замахнулись. Косяне просто в шоке от наглости нынешней власти. На прошлой сессии полсотни участков раздали на улица Фестивальной. И это только самые свежие примеры.
Значит есть, что скрывать?!.
На самом же деле получилось так, что случившееся стало невольной политической рекламой Анатолию Степаненко. Фактически ему преподнесли подарок и формально признали лидером оппозиции. Похоже, что никто другой не является нежелательным для нынешней власти в такой степени, как Степаненко. И у него по сути теперь нет иного выхода, как объединять оппозицию. А вот что будет дальше, зависит теперь уже от самого Анатолия Степаненко. Да и ситуация в самом совете может кардинально измениться еще до предстоящих в следующем году выборов. Неслучайно сами депутаты говорят, что при Анатолии Степаненко совет ни разу не выглядел столь разрозненно и так унизительно.
«Надо мной захотели учинить расправу – я этого не боюсь»
Мы попросили прокомментировать случившееся самого Анатолия Степаненко. Вот что он сказал:
– Вы знаете, я уже не могу даже сдерживать улыбку. Все происходящее вокруг моей фигуры делается настолько топорно, настолько все явно и шито белыми нитками, что я просто поражаюсь теми, кто все это делает. Надо мной захотели учинить расправу – я этого не боюсь. Мои заявления не удовлетворили, я напишу новые. И потом, как депутат, даже не будучи членом той или иной комиссии, я все равно могу присутствовать на ее заседании. Я все равно могу высказывать свое мнение и влиять на решение путем голосований в ходе сессий. Этого моего права депутата меня никто не лишит.
И хотя мне смешно от того, что сейчас делается в отношении меня, но мне абсолютно не смешно от того, что творится в городе. И в силу моего характера, чем сложнее, тем больше у меня появляется задора, тем я становлюсь настойчивее…
Мои оппоненты сегодня в очередной раз показали свое истинное лицо. Пусть показывают его чаще, горожане быстрее разберутся в происходящем и сделают свои выводы. Все равно, кто бы что из нас ни говорил, самую главную оценку всем действиям дадут люди…