«Если кто-то говорит о снижении тарифов – это брехня и некомпетентность»
В санатории «Бердянск» отдыхает человек, с именем которого во многом связан процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Украине. Это Григорий Сенчук. В очень недалеком прошлом он работал первым заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства. До этого – заместителем министра. Еще раньше был председателем государственного комитета по вопросам ЖКХ. Как раз на это время, 2002 – 2005 годы приходится активный этап законотворчества. В этот период государство чуть ли не впервые за годы независимости заговорило о проблеме коммунального хозяйства.
А вообще Григорий Михайлович прошел путь от строителя (кстати, строил он также объекты ЖКХ) до первого заместителя мэра Ивано-Франковска, курировал коммунальную отрасль, и начальника областного управления ЖКХ. С этой должности его и пригласили в 1998 году в Киев.
Естественно, мы не могли не пообщаться с этим человеком, тем более, что Григорий Михайлович с готовностью встретил предложение поговорить на хорошо знакомую ему тему.
– Григорий Михайлович, давайте начнем с того, как же так получилось, что коммунальное хозяйство в Украине оказалось в столь плачевном состоянии?
– В бытность СССР коммунальное хозяйство финансировалось из государственного бюджета, а коммунальные предприятия были государственной собственностью. Население оплачивало лишь 5% от реальной стоимость коммунальных услуг. Так продолжалось до 1991 года, когда с распадом СССР начали строиться рыночные отношения. Однако строились эти отношения весьма своеобразно. Государство сбросило с себя бремя и передало коммунальное хозяйство со всеми объектами и инфраструктурой в собственность органов местного само-управления. Однако, поскольку местные власти не располагали финансовыми ресурсами, фактически отрасль осталась сама по себе. Все проблемы замкнулись на местах. Отрасль технически не переоснащалась, не внедрялись новые технологии. В итоге на сегодня основные фонды в коммунальном хозяйстве изношены на 65 – 70%, а в некоторых регионах и того больше. Как результат, ухудшилось качество коммунальных услуг. Образовался порочный круг. Население недовольно услугами, и это объективно. Как следствие, оно отказывается оплачивать эти услуги, а предприятия в свою очередь, не имея оборотных средств, не могут модернизироваться, а стало быть, улучшать свои услуги.
– Что же делать?
– Задача реформы в ЖКХ – разорвать этот порочный круг. Но вначале нужно было создать законодательную базу. До 2002 года в Украине действовали еще советские нормы. Но условия-то изменились. Поэтому комитет по вопросам ЖКХ, который я тогда возглавлял, первым делом приступил к формированию нормативно-правового базиса. Был разработан и принят целый ряд законов. А самое главное – Государственная программа реформирования ЖКХ до 2012 года. Ее цель – обеспечить населению необходимый объем услуг необходимого качества. Кроме того, реформа должна сбалансировать интересы потребителей и предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Ведь там тоже работают люди. И на сегодня помимо технических и технологических проблем отрасль испытывает серьезнейшую кадровую проблему. Специалисты уходят, а молодежь считает работу в ЖКХ непрестижной и не идет туда.
– Григорий Михайлович, но ведь вопрос коммунальных услуг – это в первую очередь социальный вопрос, и не только в плане создания комфортности в условиях проживания, это социальный вопрос в плане величины тарифов. Люди ведь не оплачивали коммунальные услуги, потому что жить просто не за что было.
– Да, именно по этой причине коммунальную сферу сделали заложницей политики. Но вопрос платежеспособности населения – это не вопрос коммунального хозяйства – это проблема экономического благополучия в стране. И именно для того, чтобы защитить население от неизбежного роста стоимости услуг, и была воплощена в жизнь программа государственных субсидий. Однако, что касается работы коммунальных предприятий, мы должны четко понимать – это такие же предприятия, как и те, которые производят хлеб, колбасу, мебель, сталь... Они работают по экономическим законам. И если хлеб, условно говоря, стоит в магазине 3 грн., а у вас есть только полторы, то вам ведь никто не даст целую буханку. Так и вода, если куб стоит 3 грн., опять же условно говорю о цене, а у нас нет денег, то тогда и вода должна подаваться не круглые сутки, а только 12 часов.
– Но тогда получается, что реформа ЖКХ у нас в стране идет самым тяжелым для население способом – за счет самого же населения.
– На самом деле ни одна страна в мире не осуществляла реформу ЖКХ только за счет тарифов – это нереально. Нужны инвестиционные средства.
– Но мы много лет уже в стране слышим разговоры об инвестициях, а их-то нет.
– Их и не будет до тех пор, пока жилищно-коммунальное хозяйство будет заложником политики. Но если говорить о Бердянске, ваш ведь город не на словах, а на деле подошел в прошлом году к реальному инвестиционному проекту. Я говорю о передаче горводоканала в концессию.
– У нас очень настороженно относятся к этой идее. Рядовые горожане опасаются, что концессия – это шаг к приватизации горводоканала.
– На самом деле это очень хорошо, что в вашем городе уже обсуждаются такие темы. На мой взгляд, весьма эффективным способом привлечение инвестиционных средств является передача коммунальных предприятий в аренду или в концессию. Лично я сторонник концессии. Но только не приватизация. Нигде в Европе, кроме как в Англии, водопровод не приватизирован. Во всех странах такие объекты и предприятия находятся в коммунальной собственности. Но они весьма успешно передаются в концессии. Другое дело, как написать концессионный договор. Там нужно предусмотреть все моменты. Это сложная работа. Но сама по себе концессия – это реальный и выгодный для города и предприятия проект.
– Григорий Михайлович, но если есть мировой опыт, если уже создана правовая база, то почему все-таки реформа ЖКХ в нашей стране идет так медленно? Как Вы считаете?
– Главная наша беда – это правовой нигилизм. Надо выполнять те законы, которые приняты. А у нас это не делается. Страшно то, что эти законы не знают даже те, кто должен знать. А ведь это все равно, что сесть за руль машины, или еще хуже – за штурвал самолета, и не знать правил. Вы разобьетесь сами и разобьете людей, которых везете. Вот в этом главная наша беда. Потому и реформы идут так медленно.
– Вы говорили о реформе ЖКХ: как на фоне страны в целом выглядит наш Бердянск?
– Я довольно неплохо знаю то, что у вас происходило. И с уверенностью могу сказать, что Бердянск – один из лидеров в реформе ЖКХ. И вообще, в малых городах наиболее быстро пошли на реформы. Это объясняется тем, что в больших городах большие бюджеты. И это позволяет до определенной меры удерживать ситуацию в коммунальном хозяйстве на плаву. В малых городах возможности бюджетов местного самоуправления очень ограниченны. Вот они и вынуждены быстрее приспосабливаться к новым условиям. И тут Бердянск был впереди многих. К примеру, вы лидеры по обществам совладельцев многоквартирных домов. И поверьте, альтернативы ОСМД в Украине нет. Кто бы что ни говорил, но пока у дома не будет эффективного собственника, ничего не будет.
Руководство вашего города очень серьезно относилось также к вопросам энергоснабжения и энергосбережения. Кстати, у вас у одних из первых акционировалась теплосеть. Я считаю, это правильно, это прогрессивно.
– Я не знаю, слышали ли Вы, но сегодня с приходом на должность мэра нового человека в Бердянске активно обсуждается вопрос объединения горводоканала и теплосети в одно предприятие. Как Вы относитесь к такой идее?
– Я не знаю подробностей, но слышал об этом. Что я скажу: ломать – не строить. Нужно очень тщательно просчитать варианты и четко ответить на вопрос, а что даст это объединение и как управлять потом этим процессом. Я бы лично не объединял. В Европе таких объединений нет. Хотя в Германии есть в одном городе холдинг, объединяющий все – от воды, тепла до газоснабжения и обслуживания жилья. Это позволяет за счет прибыльности в одних направлениях перекрывать убытки по другим. Но такой холдинг – лишь исключение из правил. К тому же, насколько я знаю, в Бердянске и горводоканал, и теплосеть убыточны, имеют долги. Поэтому, объединяя их, важно четко знать, зачем? Привлечь капитал? Выпустить акции?
– О создании акционерного общества как раз речь и идет…
– Поймите, нельзя дать однозначную оценку, подробно не изучив идею. Могу сказать только одно: все нужно тщательно просчитать. Что же касается акционирования, то у нас есть негативный опыт. Киевский горводоканал в советские времена входил в тройку лучших в СССР. Его акционировали. Сегодня бывший когда-то лучшим киевский горводоканал – один из худших в Украине, и ситуация там постоянно ухудшается. Поэтому я еще раз повторяю: очень важно понимать, куда идем и какой эффект хотим получить. С коммунальным хозяйством шутки плохи.
– Григорий Михайлович, хотелось бы у вас как у беспристрастного лица поинтересоваться, возможно ли в нынешних условиях снижение коммунальных тарифов? Это тема, на которой всегда спекулируют, особенно во время выборов…
– Я слышал о том, что ваши городские руководители говорят, что в результате объединения теплосети с горводоканалом тарифы будут снижены. Вот тут я вам могу прямо сказать – это обман чистой воды. Если кто-то говорит о снижении тарифов – это брехня и некомпетентность. Да, волевым решением властей можно снизить или не повысить тарифы на воду или на тепло. Пожалуйста. Но есть закон. Я подчеркиваю, закон, который гласит, что если утвержденный местными властями тариф ниже реальных затрат коммунального предприятия, то эти местные власти обязаны компенсировать коммунальным предприятиям недостающую разницу из бюджета местного самоуправления. Других вариантов нет, потому что иначе коммунальное предприятие станет банкротом и прекратит свое существование. Так что все это просто популизм. И поскольку бюджеты местного самоуправления не смогут тянуть на себе такие компенсации, то с учетом роста цен на газ, электроэнергию и т. д. тарифы расти будут. И тут важно помнить еще один важный момент: если ты хочешь более качественный товар, ты должен за него заплатить больше. Это же касается и коммунальных услуг.
– Что ж, спасибо Вам за то, что нашли на отдыхе возможность для общения с прессой и за Ваши откровенные ответы.