На днях в редакцию нашего издания позвонила наша старая знакомая Евгения Иванова – фермер из аала Катанов Аскизского района. В прошлом году она всеми правдами и неправдами пыталась получить земельный участок под выпаса и покосы. Однако попытки результата не приносили до тех пор, пока в "ШАНСЕ" не вышел материал о приключениях начинающих предпринимателей. Через несколько недель после публикации власти все-таки смогли найти 149 свободных гектаров земли.
Однако не прошло и года, а у семейного КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) вновь наступили "темные" времена. "Арендованную на 12 лет землю у нас хотят отобрать. А мы там уже начали строительство, развели скот. Что же делать? Может, вы снова нам поможете?" – отчаянно говорила в телефонную трубку женщина...
Пламя вражды
А как же не помочь? В назначенный день мы прибыли на станцию Камышта, где в нескольких метрах от железной дороги чете Ивановых выделили земельный участок. О таком они и мечтали: от аала Катанов их хуторок расположен всего в шести километрах, неподалеку есть болото, куда можно гонять скот на водопой, да и линия ЛЭП (на всякий случай) находится рядом.
Практически на границе, на небольшой возвышенности, они установили вагончик, чтобы можно было видеть все, что происходит на их земле. Здесь же – небольшой трактор, телеги, сеялка, рулонник и другая свежекупленая сельскохозяйственная техника.
– После того, как в "ШАНСЕ" вышла статья, Токмашов (глава Усть-Камыштинского сельского совета сказал нам: ищите свободную землю. Найдете – дадим вам. Нашли! В итоге осенью нам выдали документы, которые были оформлены не совсем правильно. Почти до нового года их переделывали, – рассказывают Ивановы.
Казалось бы, проблем больше быть не должно: все документальные проволочки пройдены, ошибки исправлены. Но, на самом деле, вдохнуть свободно фермерский воздух им до сих пор так и не пришлось.
– В округе свободных земель не осталось. Только у крупнейшего в районе КФХ "Катанов" в аренде около 15-19 тысяч га. Вот жители станции Камышта и начали возмущаться, что им пасти скот негде. Хотят отобрать у нас землю. А эту траву коровы есть не будут, – показала на свои владения Евгения.
– Раньше здесь и так никто не пас, тут покосы были. За них, естественно, никто не платил. А кормился скот всегда вон там, на болоте, – показывает в сторону супруг Евгении – Евгений. – Даже наши 24 коровы и 113 овец там сегодня пасутся. Но их пастух почему-то принципиально отказался гонять туда стадо.
Как выяснилось несколько недель назад, Ивановы тревогу бьют не зря. Недавно им рассказали страшную историю: когда еще зеленая травка была совсем маленькая, местные жители в ветреную погоду планировали поджечь помойку, расположенную неподалеку от земельного участка. Пожар, по замыслу сельчан, уничтожил бы все на своем пути. И никто бы виноватых никогда не нашел, да и вряд ли и стал искать, ведь все выглядело бы как чистой воды случайность.
В общем, людская месть – страшная штука. Ее-то теперь и боятся фермеры.
Там, где газеты
не читают
В день нашего визита в Камыште была запланирована полемика между местными жителями и фермерами Ивановыми. Причина – письмо сельчан, в котором они убедительно просят власть имущих рассмотреть вопрос о выпасе скота частного сектора. По мнению народа, все земли в районе станции отданы в аренду Евгению Иванову и Алене Викторовне Зиминой, хозяйке ОАО "Катанов". В роли "третейских" судей выступало большое начальство из районной администрации.
Зачитав обращение, первый заместитель главы администрации Аскизского района Галина Новикова, видимо, уже имея хороший опыт в подобных встречах, не медля ни минуты, начала "разруливать" ситуацию:
– Первой под письмом у нас подписалась гражданка К., значит, и ответ она держать должна. Так положено.
Спустя несколько минут выяснилось: виновницы сбора на месте нет. А столпившийся неподалеку от магазина народ, видимо, побаиваясь, что люди из райцентра заставят их говорить, потихоньку отодвинулся в сторону.
– По закону о создании КФХ, земельный участок может быть выдан даже без публикации в газете. Но мы ее сделали 17 августа 2011 года, – продолжила заместитель.
– А тогда еще газету никто не выписывал, – оправдалась за весь населенный пункт стоящая рядом бабуля.
– Как не выписывали? Такого не может быть, – удивилась чиновница.
– Может..., – принялись пререкаться сельчане.
– А кто виноват в том, что вы прессу не покупаете? В течение месяца никто из вас не претендовал на этот участок, поэтому мы его и сдали в аренду. Почему вы этого не сделали? – вопрошала Новикова.
– Все равно должны были предупредить хоть кого-то, – подключилась к дискуссии еще одна бабушка. – Никто не знал, что вы творите! Все "втихаря" делаете. Такая Камышта большая, людей много, даже не знали, что вы такую аферу сделаете. Хоть бы телеграмму дали депутату, что отбираете такую-то землю.
– Какому депутату? Владимиру Зимину? – спросил кто-то из приезжих.
– Да хоть Зимину. Он-то вообще всю землю в округе отобрал, – негодует толпа.
Форменный
балаган
И тут-то понеслось. Люди в несколько голосов стали проклинать фермеров, корить их во всех своих бедах и несчастьях, некоторые, особо смелые, даже принялись им угрожать. К слову сказать, весь этот форменный балаган Владимир Зимин – председатель Аскизского районного совета депутатов, хозяин КФХ и, по словам жителей, главный владелец практически всех близлежащих земель – не слышал по причине своего отсутствия. Хотя разгневанные сельчане увидеть его уж очень хотели.
Покричав еще некоторое время, кто-то спросил, где находится участок Ивановых. Оказывается, местные даже не знают, за какую именно землю они бьются.
– То, что на карте выкрашено оранжевым, – это пахотные земли. Посмотрите, весь участок Ивановых выделен именно этим цветом, – привлекла внимание присутствующих заместитель главы. – По сути, там нет травы и пасти там не на чем. Целевое использование этих земель – под пашни.
С этим фактом мириться согласились далеко не все. Чтобы избежать конфликтов, Евгения Иванова прилюдно отказалась от большей половины своей территории, помеченной на карте под номером 193:
– Хорошо, забирайте его под выпаса. Об этом я недавно и говорила вашему пастуху. Только не знаю, чем вы коров здесь прокормите, там же травы нет.
Удивительно, но даже простое человеческое спасибо за это фермеру никто не сказал. Наоборот, людская злоба накалила ситуацию до предела.
– Пусть огораживаются, – еле проговорил мужчина, от которого почему-то пахло алкоголем. – Они там не позволяют животных на водопой прогонять.
– Нет, они не обязаны огораживать, – парирует представитель власти.
– Я же разрешила вашему пастуху гонять скот по нашей территории... Вы почему не хотите войти в положение? Как не разрешала? Он вас в заблуждение вводит. Где пастух? – спросила Евгения.
– Откуда ж ты взялась, молодая-красивая? Я из двора выйти не могу, вы мне тут землю себе в аренду возьмете, – негодует женщина с короткой стрижкой.
– Где пастух? Скот самовольно ходит, – спустя несколько секунд "очнулась" толпа.
– Да никогда мы там не пасли, зачем у нее отбирать землю? – вступилась пенсионерка.
– Я возражаю! Возражаю! – сказал мужчина с запахом спиртного. – Я депутат! За Камышту я постою. Здесь Зимин забрал все земли.
– Так и просите у него свои земли... – предложила Иванова.
– Тихо! – громко закричал народный избранник. – Рот... это... меня послушай. Я 10 лет здесь прожил, у меня коровы были. Пасти негде. Зимин забрал все. Вон туда наверх, на горе, он не пускает пасти. А у нас у населения 69 голов скота. Людям надо жить. Вот Николай Константиныч, иди сюда, люди за тебя поручились, за меня поручились, им че не жить теперь?..
После этих слов по толпе пробежало: "Пьяный, пьяный, пьяный...".
– Как будто ты всегда трезвая, – крикнул одной особе гражданин.
– Вот так народный избранник! – удивились гости станции.
Безобразная
благодарность
Как выяснилось в конце встречи, поводов для паники Ивановых (за исключением сельской мести) быть в принципе не может: их землю просто так никто отобрать не сможет. По словам Галины Новиковой, все законы, по которым фермеры получили участок, соблюдены.
Чтобы успокоить население, власти, посоветовавшись, решили несколько еще свободных земельных площадей закрепить за Усть-Камыштинским сельским советом. А что касается земель для покосов, то их люди должны брать в аренду и платить налоги. Жители уверили: они непременно это сделают, но когда – никто из присутствующих так и не понял.
В конце столь жарко-матерных дебатов Евгения спросила у "благодарных" сельчан – все ли условия их устраивают, однако ответила ей только одна старушка. Все же остальные сделали вид, что не услышали вопроса.
Что ж, такова она – людская благодарность.
Сказано!
Владимир ЗИМИН, председатель Аскизского районного совета депутатов:
– Мы со своим КФХ бок о бок прожили со станцией Камышта 12 лет. И за это время не было ни одной кляузы. На собрании меня не было, потому что мне никто не сообщил о нем. А я бы очень хотел послушать, что именно там говорили.
У нас с населением заключено обоюдное соглашение: я никому не запрещаю пасти скот на наших землях. А жители станции, в свою очередь, обязуются не пускать животных на посевные площади ОАО "Катанов".